ГлавнаяБизнес-планыТорговляОткрыть книжный: бизнес-план

Книжная продукция популярна в основном среди представителей старшего и среднего возраста. Существуют также и материалы, ценность которых выражается только в осязаемом формате. К ним относятся школьные учебники, подарочные альбомы и развивающие книжки-игрушки для малышей. Поэтому открытие книжного магазина положит начало успешного бизнеса, призванного удовлетворить запросы широкого круга читателей.

Книжный магазин

Сейчас востребованы книжные магазины, соответствующие нескольким условиям одновременно. Торговые точки, продающие печатную продукцию, обычно находятся в местах скоплений платёжеспособных покупателей. Площадь, на которой расположены точки, не превышает 30-50 м2, а ассортимент отличается универсальностью. Помещения с крупными габаритами давно уже утратили свои лидирующие позиции. Ни один традиционный магазин не сможет соперничать с быстро развивающимися в Интернете торговыми площадками, реализующими аналогичные товары.

Организационно-правовые вопросы открытия книжного

Прежде чем выбрать организационно-правовую форму, определитесь с масштабами ведения предпринимательской деятельности. Представителям малого и среднего бизнеса подойдёт регистрация в качестве ИП, которая предполагает наличие одного собственника. Если владельцев несколько, то выгодно зарегистрировать ООО.

Наиболее предпочтительная форма налогообложения — ЕНВД. Из перечня позиций, представленных в ОКВЭД, выбранному способу предпринимательства соответствует пункт 52.47, который предусматривает розничную торговлю печатной продукцией и сопутствующими канцелярскими товарами.

Поиск помещения

Перед открытием книжного магазина определяются с помещением. Его местоположение сильно влияет на прибыльность всего дела. Первое время приемлема аренда торговой площади. Начните поиск подобных предложений с торговых центров (ТЦ) и супермаркетов, которые популярны у покупателей.

На раскрутку нового магазина уходит 6-12 месяцев. Увеличение количества покупателей, узнавших об открытии торговой точки, отражается на сокращении срока окупаемости понесённых затрат. Поэтому более ощутимый и стабильный доход приносят магазины, которые расположены на «проходных» местах (рядом с лифтами, напротив лестниц, касс супермаркета и т.д.).

Бизнесмены, арендующие торговые помещения, знают, что их владельцы вправе расторгнуть договор аренды по собственной инициативе. Данный шаг грозит потерей «раскрученного» места. Учтите и то, что аренда площади в крупном ТЦ выше среднего тарифа, установленного по городу. Но такие недостатки окупаются многими преимуществами.

Кроме широкого круга потенциальных покупателей, владелец магазина получает доступ к простому и бесплатному способу передачи информации об открытии книжного магазина — методу «сарафанного» радио. Первое время можно сэкономить на рекламе за счёт средств, выделяемым крупными ТЦ на проведение различных рекламных акций. При таком подходе начинающему предпринимателю не придётся тратиться на круглосуточную охрану или на решение технических и организационных вопросов, касающихся содержания помещения. Расходы по этим статьям возлагаются на владельца здания.

Выгода при вложении средств в строительство

Денежная сумма, имеющаяся в распоряжении бизнесмена, может инвестироваться в строительство здания под торговый центр. После завершения строительных работ инвестор обретает статус владельца определённой торговой площади. Решив вопрос насчёт выбора местоположения магазина, приступают к покупке торгового оборудования:

  • тумб;
  • стеллажей;
  • навесных панелей;
  • горок и т.д.

Не забывайте и об обустройстве рабочего места кассира.

Каждый предприниматель стремится к получению максимальной прибыли. Учитывайте это при размещении витрин и стеллажей.

Закрытые нижние полки используйте для хранения дополнительной печатной продукции. Современная торговля предусматривает свободный доступ покупателей к представленным товарам, поэтому в бизнес-план книжного магазина включают пункт об оборудовании торговой точки противокражными устройствами.

Владельцу магазина желательно приобрести кассовый аппарат со сканером, который призван повысить качество и увеличить скорость обслуживания. Это особенно важно в часы притока посетителей. Использование в работе специальных компьютерных программ облегчит процедуру контроля за остатком товаров. Остановите выбор на программных решениях, созданных на базе 1С.

Доставка и ассортимент товара

Доставка товара выполняется собственными силами либо путём привлечения транспортных компаний. При выборе подходящего варианта учитывают объёмы поставляемой продукции, расстояние и частоту поездок. Большинство предприятий, реализующих печатную продукцию оптом, доставляют её в магазины по доступным ценам.

Ассортимент так же важен для успеха, как и выбор местоположения торговой точки. При составлении бизнес-плана придерживаются двух принципов: актуальности и универсальности. Целесообразно выделить ряд полок для детских и подростковых книг развивающей и художественной направленности, включая атласы и карты. Такая литература предназначена для школьников и студентов. Не забывайте и про женскую аудиторию, предлагая им продукцию по таким тематикам, как рукоделие, цветоводство, дети, кулинария, дети и т.д. Удовлетворяйте запросы мужчин, интересующихся спортом, охотой, рыбалкой, автомобилям и т.п.

Размещайте на стеллажах книги, пользующиеся повышенным спросом и содержащие на обложках фотографии раскрученных авторов. Не тяните с запуском в продажу новинок, вышедших накануне. В последнее время широко востребованы подарочные атласы, оформленные на тему истории, путешествий, искусства и т.д.

Магазин по продаже печатной продукции

Представителям старшего поколения понравятся художественные книги в изысканной обложке и твёрдом переплёте. Учебную литературу закупайте с учётом стандартов, принятых в образовательных учреждениях. Люди, заглядывающие в книжные магазины, часто интересуются книгами из серий «Психология», «Здоровье» и «Достижение успеха». Позиции, застоявшиеся на полках, реализуйте в рамках проводимых распродаж и акций.

Торговая наценка и персонал

Коэффициент торговой наценки обычно варьируется в пределах 1,8-2,0. На него влияет средний уровень цен, принятых в городе, и оптовая цена. Успешно развивающиеся торговые точки показывают рост товарооборота, который влечёт за собой повышение размера оптовой скидки. Это позволяет увеличивать торговую наценку.

Ценовую политику магазина определяет его руководитель. Высокие наценки выставляют на дешёвые издания, к которым относятся детские книги и сборники рецептов с небольшим числом страниц. По ним данный коэффициент иногда достигает 3,0-4,0.

В магазине площадью 50 м2, оборудованном противокражной системой и работающем в течение 10-12 часов в сутки, ограничиваются приёмом на работу 4 продавцов. В их графике работы 2 рабочих дня чередуются с 2 выходными. Такое число сотрудников допустимо при условии возложения обязанностей товароведа и управляющего на владельца торговой точки.

Небольшие книжные магазины привлекают посетителей индивидуальностью подхода к каждому покупателю, рассчитывающему на полезный совет и содержательную консультацию. Поэтому при выборе продавца отдавайте предпочтение образованным людям, имеющим склонность к чтению. Наиболее инициативным сотрудникам разрешайте брать литературу на дом, тем самым способствуя улучшению профессиональных навыков.

Советы для книжного бизнеса

В заключение приведём несколько полезных советов:

  1. Лучше открывать книжный магазин во время пика покупательской активности, которая наблюдается в начале сентября и второй половине декабря. Канун Нового года в этом плане особенно удачен, поскольку он ассоциируется с поиском подарков для родных и близких.
  2. Придумайте магазину легко запоминающееся название, в котором будут отражаться ассортимент, дизайн помещения и ценовая политика. Постепенно ваш книжный магазин превратится в легко узнаваемый бренд.
  3. Проанализируйте возможность сотрудничества с крупными предприятиями, специализирующимися на торговле книжной продукцией. Франшиза привлекательна для новичков тем, что отсутствует необходимость создания новой марки и её дальнейшей раскрутки.
Василий Жданов

Об авторе Василий Жданов

Спикер в бизнес-школе РГГУ Лауреат гоударственной премии за комплекс монографий в сфере экономики и управления предприятиями авиационной промышленности на базе информационных технологий Лауреат премии Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2013 года от Фонда развития отечественного образования

//окончание скрипта