Почему качественная франшиза – это не пустая трата денег за “советы”
Франшиза условно делится на два типа. Существуют бренды, которые просто продают небольшим компаниям возможность работать под эгидой известной торговой марки. С такими предприятиями не стоит сотрудничать, так как стоимость их франшизы равна средним ценам, а перечень оказываемых услуг фактически равняется нулю (деятельность под известной маркой не является важной услугой франшизы).
Однако на практике таких меньшинство. Большая часть компаний, продающих франшизы, действительно помогают развиваться небольшим организациям, получая от них взамен помимо стандартной платы еще и рекламу и развитие бренда. Поэтому им выгодно всячески содействовать и помогать новому предприятию, что они и делают.
Как отличить качественную франшизу от «пустышки»?
Открытие собственного бизнеса – это сложная задача, для решения которой нельзя создать универсальную методику и алгоритм. Все всегда индивидуально. Этот же тезис актуален и для предприятия, которое будет работать по франшизе.
Найти организацию, которая продает действительно качественную франшизу, на самом деле не так уж и сложно. Стоит обращать внимание на те фирмы, которые вместе с разрешением работы под эгидой своего бренда, предлагают:
- заранее подготовленный бизнес-план;
- услуги по обучению персонала;
- помощь в реализации технических вопросов;
- помощь в оформлении документов и в других юридических аспектах;
- примерную стратегию старта деятельности;
- готовую рекламную стратегию и т.д.
Точный список показателей, по которому можно было бы подразделять имеющиеся на рынке франшизы на хорошие и плохие, составить нельзя, так как все зависит от множества факторов, основным из которых является сфера деятельности.
Например, продуктовому магазину не требуется программа рекомендуемого старта работы (она по умолчанию состоит из четырех этапов: подготовка помещения, закупка ассортимента, найм персонала и открытие). С другой стороны туристическому агентству не нужны рекомендации по расположению и планировке и т.д.
Преимущества открытия бизнеса по франшизе
К явным достоинствам работы по франшизе (при условии, если она качественная) относится:
- отсутствие необходимости разрабатывать бизнес-план;
- возможность деятельности под эгидой известной популярной торговой марки;
- наличие готовой схемы обучения персонала;
- возможность получения быстрой консультации по любым вопросам;
- быстрый старт работы организации.
Есть и недостатки:
- отсутствие возможностей для «творчества» – деятельность франчайзи (организация, которая приобрела франшизу) четко регламентирована положениями договорам, заниматься и реализовывать собственные идеи и наработки, противоречащие им, нельзя;
- необходимость оплаты первоначального паушального взноса;
- необходимость отчисления регулярных платежей;
- ограниченный срок договора.
Как купить франшизу?
Если рассматривать общие шаги открытия бизнеса по франшизе, то алгоритм будет выглядеть следующим образом:
- Подготовка всего под требования организации-владельца франшизы (условия могут предъявляться буквально ко всему: помещение, персонал, бюджет и т.д.).
- Встреча с представителем продавца франшизы.
- Оплата первоначального взноса.
- Оформление документов и заключение договора.
- Подготовка к открытию.
- Начало деятельности.

