Динамика деятельности предприятия и его развития в большой степени зависит от многих факторов, в том числе и от социально-экономических аспектов. Чтобы разработать актуальный план продвижения компании, рекомендуется предусмотреть все риски, а также оценить положительную сторону воздействия внешних и внутренних факторов.
- Понятие «социально-экономические факторы»
- Классификация социально-экономических факторов
- Социальные факторы, влияющие на бизнес
- Экономические факторы, оказывающие влияние на бизнес
- Влияние социально-экономических факторов на развитие бизнеса
- Пример социальных факторов и их влияния на бизнес
- Пример экономических факторов и их влияние на бизнес
Понятие «социально-экономические факторы»
Социально-экономическими факторами называют комплекс аспектов, которые прямо или косвенно воздействуют на динамику результатов деятельности компании или на ее развитие.
Как правило, принято разграничивать социальные и экономические факторы. Все дело в том, что данные обстоятельства относятся к разным сферам жизнедеятельности.
К социальным аспектам относят все моменты, которые тесно связаны с человеком и обществом. Например, психологический климат в коллективе, уровень достатка работников, материальная обеспеченность и др.
Экономические факторы представляют собой более обширные обстоятельства, влияющие на положение дел. К ним можно причислить такие аспекты, как инфляцию, политическую ситуацию, политику ценообразования и др.
Классификация социально-экономических факторов
Социально-экономические факторы делятся на внутренние и внешние. Первые – это обстоятельства, присутствующие в компании, которые оказывают прямое влияние на динамику результатов деятельности предприятия и на ее развитие.
Соответственно, внешние социально-экономические аспекты – это факторы, которые происходят независимо от работы фирмы, но оказывают на ее деятельность прямое воздействие.
Если говорить в целом о стране, то к социально-экономическим факторам можно отнести численность населения, уровень безработицы, средний достаток граждан, рождаемость, смертность, социальную адаптацию граждан, возраст, продолжительность жизни, колебание валюты и др.
К сожалению, совершенно все социально-экономические факторы не перечислить. Но, чтобы обобщить понятие, их условно можно поделить на группы:
- материальный достаток — средняя заработная плата, пенсия, социальные пособия;
- материальная обеспеченность – недвижимость, транспорт, находящиеся в собственности граждан, наличие финансового резерва;
- семейные, например готовность вступления в брак, число разводов;
- демографические – пол, возраст, численность населения, средняя продолжительность жизни;
- личностные – предпочтения людей, характер;
- политические – отношения между странами, санкции, вводимые против государства;
- законодательные – принимаемые Правительством НПА;
- налоговые – изменения законодательства в сфере налогообложения;
- финансовые – уровень инфляции, стоимость резерва;
- природные – климатические условии, зона;
- инфраструктурные – уровень развития района, заселенность.
Важно! На динамику результатов деятельности предприятия оказывают влияние, как внутренние, так и внешние социально-экономические факторы.
Социальные факторы, влияющие на бизнес
Существуют внешние и внутренние социальные факторы, которые оказывают прямое влияние на бизнес.
Фактор | Пример внутренних факторов | Пример внешних факторов |
Материальный | Уровень заработной платы | Средний доход населения, уровень обеспеченности потенциальных клиентов |
Семейные | Число семейных работников, количество детей у сотрудников | Количество заключенных браков, число рождений детей |
Демографические | Пол, возраст, численность работников | Численность населения страны, количество мужчин и женщин, взрослых и детей, продолжительность жизни |
Личностные | Уровень образования, квалификации работников, ключевые черты характера сотрудников, например целеустремленность, ответственность | Предпочтения людей, темперамент, образование, культурное развитие |
Природные | Территориальное расположение компании | Климатические условия, время года |
На внутренние социальные факторы компания имеет возможность воздействовать. Например, повысить заработную палату сотрудникам, направить работников на переобучение, повышение квалификации, нанять персонал, в соответствии с возрастом, половой принадлежность и т.д.
А на внешние аспекты предприятие не сможет оказать никакого влияния. К примеру, фирма не сможет повысить численность населения, повысить достаток потенциальных клиентов и др.
Экономические факторы, оказывающие влияние на бизнес
Экономические факторы, также как и социальные, делятся на внутренние и внешние. К первым аспектам относят:
- количество производимой продукции;
- наличие кредитов, займов;
- ведение дополнительной финансовой деятельности;
- осуществление мероприятий, направленных на развитие предприятия, увеличение доходности;
- политика ценообразования;
- стоимость заключенных с партнерами договоров;
- рациональность распределения доходов и др.
Внешние экономические факторы не зависят от деятельности предприятия. Их невозможно сгладить или предотвратить. Чтобы сгладить риски, связанные с внешними аспектами, необходимо попытаться предугадать их. А для этого потребуется проведение регулярной аналитической работы.
К внешним экономическим факторам зачастую относят политическую ситуацию, изменения, вносимые в законодательство государства, инфляцию, валютные колебания, уровень инфраструктурного развития.
Если говорить о внешних экономических факторов в более узком понятии, в масштабах бизнеса, то нужно обратить внимание на спрос и предложение, особенности банковской политики, цены конкурентов, обменный курс и др.
Влияние социально-экономических факторов на развитие бизнеса
Как внутренние, так и внешние социально-экономические факторы оказывают прямое влияние на бизнес, его развитие, процветание и на динамику результатов деятельности. Чтобы лучше понять, каким образом аспекты воздействуют на предприятие, нужно отделить социальные от экономических обстоятельств, а также привести наглядные примеры.
Пример социальных факторов и их влияния на бизнес
Внешние социальные факторы оказывают влияние на бизнес следующим образом:
- От дохода населения напрямую зависит их покупательская способность. Если заработок граждан низкий, то они будут приобретать товары первой необходимости. В таком случае заниматься производством и реализацией дорогостоящей продукции вторичного назначения нецелесообразно. Показатели подобных компаний будут весьма низкими.
- Если компания производит и продает товары для детей, то рост рождаемости прямо скажется на увеличении спроса, а соответственно и прибыли.
- Также важно обратить внимание и на общую численность населения, на половое разделения о возрастные характеристики. Например, если фирма реализует товары для молодых мужчин, то целесообразнее открыть торговую точку в городе, где число подходящих под данные параметры людей больше. Это поможет увеличить спрос и доход.
- Уровень культурного развития напрямую влияет на деятельность театров, филармоний, кинотеатров, книжных магазинов и др. Чем больше людей, заинтересованных в саморазвитии, тем выше доходность таких предприятий.
- От климатических условий зависит продажа сезонных продуктов. Например, в городах с суровыми северными условиями не целесообразно заниматься продаже вентиляторов, кондиционеров, так как спрос на подобные товары будет весьма низким.
Существуют и внутренние социальные факторы, которые оказывают прямое воздействие на бизнес.
Например, от уровня заработной платы, которую получает сотрудник от выполнения обязательств, зависит его мотивация. Если доход низкий, то работник не будет иметь заинтересованность в повышении своих результатов.
Наличие детей у сотрудников сказывается на количестве предоставляемых им отгулов, на частоте ухода на больничный. То есть, человек, у которого много детей, будет чаще отпрашиваться в связи с личными обстоятельствами, в связи с болезнью ребенка.
Личностные качества работников – один их наиболее важных социальных факторов. От характера сотрудника зависит его коммуникабельность, исполнительность, ответственность. А образование, наличие опыта, знаний, умений оказывает прямое влияние на продуктивность его работы.
Пример экономических факторов и их влияние на бизнес
Экономические факторы напрямую влияют как на развитие бизнеса, так и на его текущую деятельность. От количества производимой продукции напрямую зависит уровень продаж, а соответственно и прибыли.
Если же компания использует кредит, то часть ее прибыли будет направлена на его погашение. А воспользоваться займом можно для приобретения нового оборудования, открытия филиалов, что поможет со временем вырастить доходность.
Политика ценообразования влияет не только на уровень отдачи от производства, но и на спрос. Например, если цены конкурентов на аналогичные по виду и качеству товары ниже, то потенциальные клиенты, скорее всего, будут заинтересованы в менее дорогостоящей продукции.
Внешние экономические факторы также оказывают колоссальное воздействие на бизнес. Например, от уровня инфляции напрямую зависят расходы фирмы. В таком случае сырье и материалы дорожают, что приводит к увеличению стоимости производимой продукции. Покупательная способность населения снижается, что ведет к падению спроса.
Также стоит отметить и вносимые в законодательство изменения. Например, увеличение НДС привело к тому, что цены практически на все товары выросли. А санкции, вводимые против России зарубежными странами, лишили продавцов возможности реализовывать «санкционные» товары, пользующиеся большим спросом.