Каждая компания, даже производящая товар, производимый другими предприятиями, имеет свою специфику. Именно от того, какая стратегия развития предприятия выбрана, зависят конечные результаты деятельности. Именно поэтому одни фирмы имеют несравнимо высокие показатели и получают хороший доход, а вторые, аналогичные им, с большим трудом окупают затраты. В случае экономического упадка, рекомендуется провести бенчмаркинг, который предполагает изучение стратегии успешных конкурентов и ее использование.
Понятие бенчмаркинга
В переводе с английского «бенчмаркинг» означает «эталон». Со стороны экономической теории, бенчмаркинг – это вид анализа деятельности компании, который подразумевает изучение стратегий работы иных предприятий, заимствование идей и применение их на практике. Если говорить простым языком, бенчмаркинг – это исследование, построенное на сопоставлении собственных результатов с показателями более успешной компании.
Зачастую, к бенчмаркингу прибегают в тех случаях, когда доходность фирмы падает, а традиционные методы анализа не помогают. Но, с другой стороны, использовать данный прием можно и для усовершенствования работы. Ведь любой компании всегда есть, к чему стремиться.
Сущность, цели и задачи бенчмаркинга
Сущность бенчмаркинга заключается непосредственно в выполнении определенного ряда действий, связанных с изучением, анализом и применением работающих методик развития компании, применяемых успешными бизнесменами.
Основное отличие бенчмаркинга от плагиата или похищения коммерческой тайны сводится к тому, что информацию о стратегиях и методах руководство эталонных предприятий предоставляет на добровольной основе по взаимной договоренности. Но, прежде чем раскрывать данные, бизнесмены устанавливают рамки — информационный диапазон. То есть, успешная фирма никогда не расскажет ключевых моментов, которые в совокупности представляют собой коммерческую тайну.
Важно! Главной целью бенчмаркинга является повышение доходности компании и эффективности ее работы. Назначение анализа тесно переплетается с его задачами.
Взаимосвязь между целями и задачами | Цель бенчмаркина | Задачи бенчмаркинга |
Анализ деятельности компании | Оценка эффективности работы предприятия | Исследование результатов работы предприятия, выявление проблемных показателей |
Поиск путей повышения эффективности | Выявление методов, которые смогут привести компанию к увеличению результативности | Анализ более успешных конкурентов |
Выявление взаимосвязей | Поиск факторов, оказывающих влияние на снижение рентабельности | Оценка и сопоставление данных компании с результатами деятельности конкурентов |
Назначение бенчмаркинга — в том, чтобы найти оптимальные методы снижения затрат и увеличения доходности на основании сравнения своих показателей с результатом работы успешной фирмы, осуществляющей деятельность в аналогичной отрасли.
Функции и принципы бенчмаркинга
Бенчмаркинг выполняет 4 главнейшие функции и основан на четырех принципах. Их рекомендуется разобрать более детально. Это поможет лучше изучить специфику применения анализа и правила его проведения:
Функции бенчмаркинга | Принципы бенчмаркинга | ||
Функция | Описание | Принцип | Описание |
Аналитическая | Заключается в анализе результатов деятельности, а также в выявлении резервов, сильных и слабых сторон | Взаимности | Данный принцип означает заключение двустороннего договора между компаниями о взаимопомощи |
Исследовательская | Выявление более эффективной компании, работающей в аналогичной отрасли | Достоверности | Указывает на то, что в ходе анализа используется правдивая информация, предоставленная первоисточником |
Сбытовая | Основана на разработке стратегии для повышения объема реализации | Аналогии | Сравниваемые компании должны работать в одной отрасли и выполнять похожие задачи |
Познавательная | Построена на поиске прогрессивных технологий, которые можно внедрить в производство | Измерения | Данный принцип заключается в том, что в процессе исследования могут быть использованы только те показатели, которые можно измерить |
Надо отметить, что в России бенчмаркинг не пользуется большой популярностью. Все дело в том, что немногие компании готовы поделиться с прямыми конкурентами методами достижения успеха.
Классификация бенчмаркинга
Бенчмаркинг делится на два основных вида: внутренний и внешний. В первом случае анализ проводится в отношении одного подразделения компании. Причем его сравнивают не с другой фирмой, а с аналогичным отделом. Данный вид бенчмаркинга используют предприятия, выпускающие одинаковый вид продукции в разных городах.
Внешний бенчмаркинг представляет собой исследование, которое проводится на основании сопоставления результатов деятельности фирмы с показателями конкурентов.
В свою очередь, внутренний и внешний бенчмаркинг подразделяют на подвиды.
Внутренний
Особенностью внутреннего бенчмаркинга является то, что исследование проводится внутри организации путем сравнения показателей двух аналогичных подразделений. Например, компания, которая производит мебель, имеет заводы в двух городах. Один филиал начал сдавать позиции, а второй, наоборот, набирает обороты и повышает доходность. Было принято решение сравнить два подразделения. Данный вид анализа и будет называться внутренним бенчмаркингом.
Исследование подразделяется на три типа:
- Исторический анализ связан с оценкой показателей прошлых периодов. Зачастую рассматриваются результаты того времени, когда компания получала наибольший доход.
- Общий бенчмаркинг предполагает сравнение двух аналогичных структурных подразделений компании. Именно данный вид анализа применяется чаще всего.
- Опционный или функциональный подход базируется на оценке процессов, происходящих на предприятии.
Важно! Внутренний исторический бенчмаркинг компании проводят ежегодно путем сравнения показателей нынешнего и предыдущего периодов. Однако данную оценку не принято считать именно бенчмаркингом, так как сравнение происходит не с выдающимися результатами, а с показателями соответствующего периода.
Внешний
Внешний бенчмаркинг – это основной вид исследования, применяемый компаниями. Он проводится путем сравнения анализируемой фирмы с предприятием, работающим в аналогичной отрасли и имеющим более успешные результаты деятельности.
Внешнее исследование также делится на подгруппы и включает в себя:
- отраслевой анализ, применяемый для оценки двух компаний, занимающихся аналогичным видом деятельности;
- стратегическое исследование, предполагающий изучение использованных конкурентами стратегий;
- конкурентный бенчмаркинг, характеризующийся сравнением всех результатов деятельности компаний, которые находятся в конкурентной борьбе между собой;
- синергетический анализ, который можно считать не подвидом, а составной частью бенчмаркинга, так как он заключается в применении на практике методов и приемов развития компании, используемых конкурентами.
Как правило, внешнее исследование проводится по взаимной договоренности с «эталонной» компанией.
Проведение бенчмаркинга
Проведение бенчмаркинга заключается в оценке показателей компании, имеющей более успешные результаты деятельности, в анализе стратегии и применении ее на практике для улучшения экономического положения собственной фирмы.
Инструменты, используемые при анализе
Инструментами бенчмаркинга называют приемы и способы получения информации о стратегии более успешной компании, а также методы применения ее на практике. Экономическая теория различает следующие средства:
- исследование рекламной стратегии;
- выявление аналогичных показателей;
- изучение опыта;
- сравнение результатов деятельности;
- другие инструменты.
Важно! Полный перечень средств, используемых при проведении бенчмаркинга, напрямую зависит от специфики деятельности компании и ее отрасли.
Перечень анализируемых показателей
В ходе бенчмаркинга, как правило, исследуются показатели, характеризующие результаты основной деятельности предприятия:
- качество товаров, объем продаж, а также ассортимент продукции;
- порядок ценообразования, расходы на производство предметов труда;
- финансовые результаты работы фирмы, такие как доходность, рентабельность, ликвидность и др.;
- порядок проведения процессов;
- производительность, укомплектованность штата, уровень организации труда;
- маркетинговые стратегии, направленные на привлечение внимания клиентов, например, узнаваемость бренда.
Надо отметить, что в ходе бенчмаркинга могут быть исследованы и иные показатели. Все зависит от характерных особенностей компании.
Порядок проведения бенчмаркинга
Отправной точкой бенчмаркинга является выявление анализируемых показателей. На следующем этапе важно заняться поиском компании, с результатами деятельности которой планируется провести сравнение.
Как правило, бизнесмены заключают соглашение о взаимопомощи. Согласно данному соглашению, организация предоставляет подробную информацию о своей деятельности. Провести бенчмаркинг можно и «тайно», исследуя данные, находящиеся в свободном доступе. Однако законность и целесообразность такого анализа остается под вопросом.
Далее, можно приступать к непосредственному сравнению. В ходе исследования используется заранее разработанная методика. Закончив анализ, необходимо составить отчет, в котором содержатся основные рекомендации по усовершенствованию стратегии развития предприятия. В дальнейшем они послужат источником для формирования собственного плана.
Выявив слабые стороны и определив пути повышения эффективности деятельности компании, нужно разработать собственную стратегию и внедрить ее.
Пример бенчмаркинга
Компания по производству мягкой мебели проводит бенчмаркинг. На начальном этапе определены показатели, которые важно оценить:
- доходность;
- затраты на производство;
- иные расходы;
- объем производства;
- укомплектованность штата;
- выработка и трудоемкость.
Для законности проведения анализа предприятие заключило соглашение с основным конкурентом, работающим в другом городе. В ходе бенчмаркинга было выявлено, что аналогичная фирма заключила выгодный контракт с поставщиком сырья и материалов. Это помогло снизить уровень затрат на производство продукции. Также на предприятии отсутствует текучка кадров, чему способствуют практически идеальные условия труда.
На заключительном этапе бенчмаркинга руководством фирмы принято решение о поиске новых поставщиков, а также об установлении премий за превышение плана и, в целом, улучшении условий труда.