finzz.ru Финансово-инвестиционный журнал Жданова Василия и Жданова Ивана

Финансовое прогнозирование. Кратко

Любая компания, которая заботится о своем финансовом состоянии и пытается приумножить чистую прибыль, проводит процедуру по финансовому прогнозированию дальнейшей деятельности. Подобная операция также реализуется и при определении эффективности бизнес-проектов.

Понятие финансового прогнозирования

Финансовое прогнозирование представляет собой совокупность методов, при помощи которых определяются основные экономические показатели эффективности будущей деятельности предприятия. От правильности проведения анализа напрямую зависит продуктивность работы предприятия. Все дело в том, что планирование – это не только расчет экономических показателей, но и постановка целей, а также разработка мероприятий, направленных на их достижение.

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Важно! Планирование и прогнозирование – это разные понятия. Первое предполагает установку показателей, к достижению которых должна стремиться компания, а прогнозирование – это предположение значений результатов деятельности предприятия.

Цель финансового прогнозирования

Основной целью прогнозирования называют оценку будущего финансового положения предприятия. Для ее реализации процесс планирования выполняет следующие задачи:

  • расчет экономических показателей, характеризующих работу компании;
  • оценку будущих результатов деятельности фирмы;
  • определение уровня конкурентоспособности;
  • расчет срока окупаемости вложений и будущей доходности;
  • выявление факторов, влияющих на образование тех или иных показателей;
  • оценку будущих рисков;
  • иные задачи.

Результаты прогнозирования напрямую зависят от применения в ходе анализа всех факторов, которые могут повлиять на результаты. Если аналитик не учел какой-либо показатель, исследование можно считать малоэффективным.

Назначение финансового прогнозирования

Назначение финансового прогнозирования напрямую переплетается с его целью. Проведение процедуры необходимо для определения будущих показателей деятельности предприятия. На основании исследования аналитик сможет сделать соответствующие выводы, а в случае выявления рисков – разработать план по их погашению или исключению.

Надо отметить, что практически никогда результат анализа не отражает фактическое значение показателей. Однако при помощи него можно оценить приблизительное экономическое состояние фирмы и предпринять действия для повышения эффективности.

Методы финансового прогнозирования

Финансовое прогнозирование выполняется различными методами. Причем применяются не все приемы, а некоторые из существующих – наиболее оптимальные для фирмы. Методика отбора вариантов расчета основывается на отраслевом и периодичном принципах. То есть, вид используемых в ходе исследования приемов напрямую зависит от того, на какой срок составляется прогноз, а также от отрасли, в которой работает компания.

В первую очередь, методы финансового прогнозирования делят на долгосрочные и краткосрочные. Первые применяют в том случае, если анализ производится из расчета на период более года. Краткосрочные приемы используются для прогноза будущей деятельности предприятия на срок до 12 месяцев.

Краткосрочные

Краткосрочные методы финансового прогнозирования – это приемы, используемые в ходе исследования будущих результатов деятельности компании за период, равный году или отрезку времени менее одного года. Подобных вариантов анализа существует очень много, но на практике, чаще всего, применяют следующие методы:

  1. Анализ, построенный на методе оценок экспертов в определенной области. Данный прием называется методом экспертной оценки. Его реализация осуществляется путем проведения анализа деятельности компании специалистом и выявления факторов, которые могут повлиять на результаты. В дальнейшем показатели исследования оцениваются на основании мнений экспертов об изменениях на рынке.
  2. Прогнозировать будущую деятельность можно путем исследования информации. Однако данный прием считается малоэффективным, так как не все данные, которые оцениваются в ходе исследования, достоверны, а некоторые тенденции могут резко меняться.
  3. Продуктивным методом анализа считается проведение опросов. На основании мнений потенциальных клиентов аналитики делают выводы об уровне спроса, продаж, а соответственно, и доходности фирмы.
  4. Сравнительный вариант исследования может реализовываться по двум направлением. Разрешено сопоставлять результаты деятельности предприятия с его показателями прошлого периода, а также с работой аналогичных компаний.
  5. Самым точным, по мнению экспертов, считается метод прямого счета. Данный вариант применяют в совокупности с другими приемами. Главное его отличие – в том, что он способен дать не качественную характеристику будущих показателей, а количественную.

Метод прямого счета применяют для прогнозирования будущей доходности. Прибыль рассчитывают при помощи формулы:

Д – Р, Вп1 + Вп – Вп2,

где Д – доходы предприятия от основной детальности;

Р – затраты фирмы;

Вп1 – остатки товаров на начало расчетного периода в стоимостном выражении по цене реализации;

Вп – доход от продажи товаров;

Вп2 – остатки продукции на складе на конец периода.

Важно! В ходе прогнозирования доходности методом прямого счета используются плановые показатели.

Долгосрочные

К долгосрочным методам прогнозирования финансовой деятельности предприятия относят приемы, которые помогают предположить значение основных экономических показателей за длительный промежуток времени. К долгосрочным приемам прогнозирования относят:

  • экстраполяцию;
  • дисконтирование;
  • моделирование.

Также в ходе прогнозирования долгосрочных проектов можно использовать метод экспертных оценок. Прием отлично зарекомендовал себя и активно используется многими компаниями для предположения результатов как краткосрочной, так и долгосрочной деятельности:

Метод Описание Применение
Экстраполяция Анализ проводится путем оценки прошлых показателей работы фирмы и сопоставления их с тенденциями. Можно использовать лишь для компаний, осуществляющих деятельность в стабильных отраслях экономики.
Дисконтирование Исследование реализуется путем приведения настоящих показателей к стоимости будущих периодов. Считается универсальным приемом и может применяться практически для всех предприятий.
Моделирование Оценка проводится при помощи построения математической модели на основании двух или более переменных. Закрыть модель возможно только в том случае, если заданы определенные  ограничения.
Экспертная оценка Анализ деятельности компании экспертом и выявление факторов, которые могут повлиять на результаты. Проводится профессиональным аналитиком

Важно! На долгосрочных и краткосрочных методах анализа финансовое прогнозирование не останавливается. Для получения более точных результатов применяется прогнозное моделирование, которое строится на расчете коэффициентов.

Прогнозное моделирование

Прогнозное моделирование основывается на показателях текущей или прошлой деятельности предприятия. Также в основе анализа могут быть использованы плановые значения. В ходе прогнозного моделирования рассчитываются следующие коэффициенты:

  • удельные затраты;
  • срок оборачиваемости активов;
  • период оборачиваемости кредиторской задолженности.

Кроме того, рассчитываются прогнозные результаты деятельности компании, такие как доходы и расходы, оборотные, внеобороротные активы и кредиторская задолженность, объем собственного капитала и кредитов. Также оценивается объем продаж, и определяется возможность возникновения потребности в привлечении дополнительных ресурсов.

Порядок составления плана финансового развития предприятия

Финансовый прогноз предприятия представляет собой сложную процедуру, которая делится на три крупных этапа:

  1. В первую очередь, аналитик сравнивает фактические показатели деятельности компании с плановыми, а также определяет эффективность выполнения плана. Таким образом можно понять, подойдут ли используемые в прошлом периоде методы для прогнозирования в будущем.
  2. Второй этап связан с отбором ключевых показателей эффективности деятельности компании, которые будут участвовать в прогнозе.
  3. Только после того, как исследована работа предприятия прошлого периода, и определены основные элементы анализа, можно приступать непосредственно к прогнозированию.

Результатом работы аналитика будет отчет, содержащий расчеты экономических показателей, рекомендации по их достижению. В отчетной работе также будут отражены основные риски и возможные пути, как их избежать.

Пример финансового прогнозирования

Финансовое прогнозирование начинается с анализа фактических показателей деятельности предприятия и плановых. Для этого составляется сравнительная таблица:

Показатель Плановое значение Фактическое значение
Чистая прибыль компании за отчетный период, в млн. руб. 12,3 13,4
Расходы предприятия, в млн. руб. 6,56 7,31
Оборотные средства, в млн. руб. 6,88 6,88
Кредиторская задолженность, в млн. руб. 3,12 3,15
Дебиторская задолженность, в млн. руб. 1,23 0,31
Оборачиваемость оборотных активов 1,3 2,2
Рентабельность предприятия 9,63 11,32
Ликвидность компании 1,21 1,75

На основании сопоставления фактических показателей с плановыми можно сделать вывод о том, что избранные методы прогнозирования эффективные, так как результаты отличаются друг от друга незначительно. Аналитик принимает решение использовать приемы прогнозирования, аналогичные прошлому году:

  • метод экспертных оценок;
  • опрос;
  • прием прямого счета.

Оцениваются прибыли и убытки, дебиторская и кредиторская задолженность, рентабельность и ликвидность предприятия, а также оборотные активы и их оборачиваемость. В ходе анализа принимают участие фактические показатели деятельности компании. Результаты заносятся в таблицу:

Показатель Фактическое значение Прогнозное значение
Чистая прибыль компании за отчетный период, в млн. руб. 13,4 14,2
Расходы предприятия, в млн. руб. 7,31 8,1
Оборотные средства, в млн. руб. 6,88 7,11
Кредиторская задолженность, в млн. руб. 3,15 3,21
Дебиторская задолженность, в млн. руб. 0,31 1,45
Оборачиваемость оборотных активов 2,2 2,4
Рентабельность предприятия 11,32 12,34
Ликвидность компании 1,75 1,75

Таким образом, прогнозные показатели деятельности компании немного выше, чем фактические. Повлиять на динамику результатов может падение спроса из-за появления новых конкурентов, волатильность валюты, а также внешнеполитические факторы.

Самая обсуждаемая >10 000 просмотров >100 лайков С примером Видео-урок
Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:
Поделиться с друзьями
подпишитесь на нашу рассылку Мы рассказываем про инвестиционные инструменты и финансовые инструменты доступным языком
рекомендуем статьи по теме Вопросов нет, будьте первым кто его задаст
Задать вопрос эксперту

12 − четыре =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector