Конкурентоспособность предприятия. Кратко

Для продуктивной реализации товаров и услуг предприятию необходимо вести деятельность не менее успешно, что компании, занимающиеся продажей аналогичных товаров. От уровня конкурентоспособности зависит количество постоянных клиентов, прирос покупателей, а соответственно и доходность. Чтобы понять, насколько фирма конкурентоспособна, рассчитывают ряд показателей. Комплексный анализ позволяет оценить не только уровень конкурентоспособности, но и слабые и сильные стороны бизнеса.

Что такое конкурентоспособность предприятия

Конкурентоспособность представляет собой потенциал предприятия реализовывать товары или услуги на том же уровне, что и у конкурентов. Уровень конкурентоспособности показывает, какую долю рынка занимает предприятие в целом.

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

Как правило, лидеры занимают наибольшую долю рынка. Но конкурентоспособность может рассчитываться не только по отношению ко всем предприятиям, объединенных по территориальному или отраслевому признаку, но на следующих уровнях:

  • по предприятию;
  • по производству;
  • по товарам.

То есть, в первом случае сравнивают компании, работающие в области, районе, городе и т.д. Производственный признак предполагает определение конкурентоспособности в отношении успешности производства, в третьем – по эффективности реализации товаров и услуг.

Оценка конкурентоспособности компании

Для того чтобы понять, насколько конкурентоспособна компания, необходимо провести комплексную оценку. Анализ осуществляется одним из нескольких методов. Экономическая теория различает коэффициентные и сравнительные способы. Но, независимо от выбранного варианта, расчет показателя производится по общепринятому алгоритму:

  • определяется цель исследования;
  • выявляются виды деятельности компании;
  • отбираются несколько конкурентов, которые имеют отличные результаты работы;
  • отбираются характеристики, требуемые оценки;
  • избирается метод оценки конкурентоспособности;
  • выполняется анализ;
  • оцениваются результаты.

Надо отметить, что доля на рынке является одним из главнейших факторов, влияющих на конкурентоспособность. Чем она больше, тем выше уровень конкурентоспособности.

Методы анализа конкурентоспособности фирмы

В ходе анализа конкурентоспособности предприятия используются методы, которые можно поделить на 3 группы: сравнительные, сопоставительные и коэффициентные.

Методы анализа конкурентоспособности
Сравнительные Сопоставительные Коэффициентные
SWOT-анализ Анализ внутренней среды компании Оценка группы критериев
исследование по методу 4Р Построение матрицы Профиль полярности
прием Ж.Ж. Ламбена Теория эффективной конкуренции Теория равновесия

Не менее эффективен и функционально-стоимостной метод анализа конкурентоспособности. Все дело в том, что он основан на непрерывном совершенствовании продукции, технологий, структур и т.д. Он предполагает объединение нескольких способов исследования, например SWOT-анализ и оценку группы критериев.

Факторы конкурентоспособности предприятии

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

Для того, чтобы анализ не только показывал уровень конкурентоспособности предприятия, но и смог помочь выявить сильные и слабые стороны фирмы, а также понять, что оказывает влияние на динамику финансовых результатов, необходимо выявить факторы.

Факторы конкурентоспособности делятся на два типа. Они могут быть внутренними и внешними. К первым можно отнести:

  • экономическое состояние компании;
  • наличие научно-технической базы для проведения исследований в области качества продукции и разработки новых видов товаров;
  • наличие в производстве высоко технологического оборудования;
  • наличие квалифицированного рабочего труда;
  • способность предприятия управлять ценами на выпускаемую продукцию;
  • налаженность системы сбыта;
  • закредитованность, а также способность к исполнению обязательств;
  • используемая фирмой маркетинговая стратегия;
  • платежеспособность клиентов.

Важно! Все внутренние факторы конкурентоспособности фирмы можно поделить на 3 группы, по признаку среды, цены и ресурсов.

На уровень конкурентоспособности большое влияние оказывают не только внутренние, но и внешние факторы. На них предприятие никак не может повлиять. То есть, исключить их воздействие полностью невозможно. Но, выявив набор показателей, вполне реально сгладить их влияние или подготовится к их воздействию.

К внутренним относят все критерии, которые объективно действуют на уровень конкурентоспособности и возникают без участия компании.

  1. Государственное регулирование бизнеса. Правительство может вводить новые виды налогов, устанавливать правила амортизации, определять финансово-кредитную политику и прочее. Компания никак не может повлиять на законодательные изменения, а должны непрекословно следовать им.
  2. Внедрение стандартов и сертификации. С одной стороны данный фактор также относится к гос. регулированию. Однако подобные НПА могут издавать не только члены Правительства, но и другие ведомства.
  3. Наличие конкурентов. Компания не в силах повлиять на число конкурентов, работающих на рынке. Именно поэтому данный фактор относится именно к внешним.
  4. Движение индустриальных групп, политических партий и т.д.

Надо отметить, что в ходе анализа конкурентоспособности фирмы важно оценить все факторы, которые оказывают воздействие на уровень конкуренции.

Критерии конкурентоспособности компании

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

Критерии конкурентоспособности предприятия представляют собой набор показателей, которые дают качественную и количественную оценку рассматриваемому объекту.

Критерии конкурентоспособности принято делить на группы. Они могут быть классификационными и оценочными. К первым относят показатели, характеризующие особенность деятельности по следующим признакам:

  • по назначению;
  • по сфере применения;
  • по условиям использования.

Оценочные критерии могут быть функциональными и регламентируемыми. Первые оценивают какие-либо функции товара, а вторые анализируются на основании установленных стандартов.

№ п.п. Функциональные оценочные критерии Регламентируемые оценочные критерии
1 Эстетичность Безопасность
2 Надежность Экологичность
3 Эргономичность Совместимость
4 Другие критерии, при помощи которых оценивают функции Взаимозаменяемость

Важно! Регламентируемые критерии, как правило, подтверждаются приобретением сертификатов и лицензий.

Надо отметить, что перечень критериев, по которым оценивается конкурентоспособность фирмы, довольно обширный. Например, в некоторых случаях анализируют единичный и комплексный показатели.

Единичным называют критерий, применяемый для оценки технически не сложных объектов оценки. То есть, для небольших предприятий, например для компаний, осуществляющих лишь один вид деятельности и выпускающих небольшой ассортимент продукции.

Если компания оценивает комплексный критерий, то анализу подвергается не один показатель, а несколько. Данный вид делится на обобщенные и групповые.

К обобщенным критериям относят совокупность показателей, объединенных каким-либо признаком, а к групповым – различные коэффициенты, которые в целом характеризуют конкурентоспособность компании.

Не менее важно отменить и другие, часто используемые в ходе анализа критерии конкурентоспособности:

  1. Для оценки эффективности расходования ресурсов рассчитывают коэффициент издержек. Его сравнивают с результатами расчетов других компаний.
  2. Чтобы понять, насколько эффективно используются основные средства, вычисляют фондоотдачу.
  3. Доходность от реализации продукции можно без проблем оценить, если рассчитать рентабельность производства, товаров и продаж.
  4. Не нужно забывать и о продуктивности использования трудовых ресурсов. Для анализа данного показателя рассчитывают коэффициент производительности труда.

Также в ходе исследования можно сравнить такие критерии, как загрузку производственных мощностей, продуктивность выбранной маркетинговой стратегии, качество выпускаемой продукции и справедливость цены.

Методы повышения конкурентоспособности предприятия

Повышать конкурентоспособность предприятия рекомендуется регулярно, а не только в случае выявления снижения показателя. Как правило, для увеличения влияния рассматриваемого объекта, разрабатывается стратегия. В ходе формирования плана избирается один или несколько методов повышения уровня конкурентоспособности.

Первым способом считается повышение объема продаж. Для этого можно расширить ассортимент, добавить линейку продукции новыми видами или просто повысить производительность.

Если качество выпускаемой продукции, ниже, чем у конкурентов, можно подумать об его увеличении. Для этого важно пересмотреть стандарты производства, заключить контракты на поставку более качественного сырья.

Иногда конкурентоспособность «хромает» из-за высоких затрат на производство продукции. В таком случае нужно попытаться снизить издержки. Сделать это можно путем использования более дешевого сырья, изменения рецептуры, а также в случае отказа от некоторых дополнительных расходов.

Еще одним отличным методом повышения конкурентоспособности является бенчмаркинг. Так называют процедуру сравнения компании с одним из лидеров рынка. Суть заключается в том, чтобы оценить критерии с показателями фирмы, занимающей лидирующие позиции и применить аналогичные методы развития бизнеса.

Надо отметить, что бенчмаркинг в основном проводится по согласию с второй стороной. В таком случае он называется открытым. Если же предприятие сравнивает свои показатели с результатами лидера без получения согласия на сотрудничество от конкурента, то тогда бенчмаркинг называют тайным.

Анастасия Б.
Оцените автора
Школа Инвестиционной оценки проектов, акций, бизнеса
Добавить комментарий

13 − девять =