finzz.ru Школа финансов и инвестиций Жданова Василия и Жданова Ивана

Основные показатели предприятия

Оценить результаты деятельности фирмы без проведения предварительного анализа достаточно сложно. Положительная прибыль не всегда может говорить о плодотворной работе. Зачастую необходимо понять, насколько эффективно предприятие использует ресурсы, уровень ликвидности, рентабельность фирмы и т.д. Для этого определяется перечень основных показателей, которые рассчитываются в ходе исследования.

Что такое показатели предприятия

Показатели предприятия – это коэффициенты, которые отражают продуктивность деятельности компании. Экономическая теория различает большое количество коэффициентов, которые могут быть рассчитаны в ходе анализа. Но на практике фирмы проводят вычисления лишь нескольких коэффициентов, в зависимости от их специфики деятельности, а также целей анализа.

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Основными показателями называют систему результатов деятельности фирмы по разным направлениям. Ключевые факторы могут включать в себя коэффициенты, которые указывают на ликвидность, финансовую независимость, кредитную загруженность, продуктивность использования ресурсов, запасов, оборотных активов и т.д.

Зачем вычислять основные показатели предприятия

Главной задачей вычисления основных показателей предприятия является определение эффективности результатов деятельности предприятия. То есть, в ходе исследования аналитик определяет, насколько продуктивно фирма закончила данный отчетный период, а также сможет ли она наравне с конкурентами работать на рынке.

Каждый показатель выполняет собственную роль. Например, маркетолог обязательно обратит внимание на доходность предприятия, руководитель – на эффективность продвижения бизнеса, менеджер по персоналу – на текучесть кадров.

Важно! Одна группа показателей используется для планирования дальнейшей деятельности предприятия, а вторая – для оценки результатов работы.

Система показателей

Система показателей предприятия представляет собой совокупность разнообразных результатов работы фирмы, выраженных в количественном и качественном виде. То есть, показатели могут быть представлены в денежном виде, в объеме, в коэффициентах.

Также система включает в себя порядок оценки каждого отдельного показателя. Как правило, абсолютные факторы сравнивают с результатами прошлых лет и с аналогичными величинами конкурентов. Ликвидность позволяет понять, насколько фирма обеспечена активами для погашения обязательств. А при помощи коэффициентов рентабельности можно оценить продуктивность той или иной сферы, например производства.

Разрабатывая систему показателей, нужно установить нормативы:

  • времени, потраченных на производство, реализацию продукции и т.п.;
  • трудовых издержек;
  • затрат материалов;
  • расходов энергетических ресурсов;
  • издержек на инструменты, запасные части.

Компания обязана установить внутренние стандарты в отношении временных затрат на изготовление единицы продукции, объема производства в час, количества задействованных в работе сотрудников, а также расходов сырья, материалов и других активов.

Основные показатели предприятия и их характеристика

Основные показатели предприятия принято делить на группы в зависимости от их предназначения.

Группа показателей

Показатель

Характеристика

Численность работников Списочный штат Показатель отражает, сколько всего работников трудится на предприятии.
Расстановочный штат Расстановочный показатель показывает количество сотрудников, занятых производством, осуществляющих дополнительные виды деятельности, а также число работников, находящихся в резерве по группам.
Временные Календарное время Общее время, на протяжении которого предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с производственным календарем.
Фактическое Фактически затраченное компанией время на производство продукции и ее реализацию.
Явочное Период, на протяжении которого работник осуществлял непосредственные трудовые обязанности.
Финансовое состояние (актив) Чистые активы Представляют собой совокупность всего имущество предприятия за вычетом заемных средств.
Оборотный капитал Имущество компании, которое может быть превращено в денежные средства. Данный показатель включает в себя ТМЦ, денежные средства, ценные бумаги, дебиторские счета и т.д.
Основной капитал Это стоимость основных фондов, которым владеет компания, в том числе земель, зданий, сооружений, уменьшенная на амортизацию.
Финансовое состояние (пассив) Краткосрочная задолженность Обязательства компании, которые она должна исполнить в течение одного года.
Долгосрочные обязательства Задолженности фирмы, срок погашения которых превышают 12 месяцев.
Реализационные Продуктивность реализации Уровень дохода от продажи товаров и услуг.
Нетто-реализация Доходность фирмы от продажи продукции за вычетом расходов на производство.
Доход от продаж Показывает уровень дохода фирмы от продажи продукции.
Затратность Себестоимость товаров Совокупные затраты фирмы на производство продукции.
Производственные Расходы на изготовление товаров их реализацию, на рекламу и другие издержки, связанные с изготовлением продукции.
Административные Дополнительное затраты, необходимые для обеспечения деятельности предприятия.
Охранно-предупреждающие Затраты на обеспечение безопасности производства, например установку видеосистемы наблюдения, на соблюдение противопожарных норм и т.д.
Непроизводственные Расходы, которые не связаны с осуществляем основного вида деятельности

Также в ходе анализа рассчитываются такие показатели, как производительность, платежеспособность, рентабельность и оборачиваемость, финансовая зависимость, ликвидность. Данная группа представлена в виде коэффициентов. Для их вычисления используют специальные экономические формулы.

Показатель Формула Расшифровка формулы
Финансовая зависимость ДП / АФ ДП – долги предприятия;

АФ – активы фирмы.

Собственные оборотные средства ОА – Ок ОА – оборотные активы;

Ок – краткосрочные обязательства.

(Ск + Од) – ВА Ск – собственный капитал;

Од – Долгосрочные обязательства;

ВА – внеоборотне активы.

Обеспеченность собственного капитала (Ск – ВА) / ОА Ск – собственный капитал;

ВА – внеоборотне активы;

ОА – оборотные активы.

Текущая ликвидность ОА / Ок ОА – оборотные активы;

Ок – обязательства краткосрочные.

Быстрая ликвидность (ДЗк + ФВк + ДСП) / Ок ДЗк – дебиторская задолженность (краткосрочная);

ФВк – финансовые вложения (краткосрочные);

ДСП – денежные средства предприятия;

Ок – обязательства (краткосрочные)

Рентабельность продаж (Чп / Д) * 100 Чп – чистая прибыль компании;

Д – доход фирмы без исключения из него затрат.

Рентабельность собственного капитала Чп / СК Чп – чистая прибыль фирмы;

СК – собственный капитал компании.

Оборачиваемость собственного капитала В / СК В – выручка компании;

СК – собственный капитал.

Оборачиваемость запасов ГЗ / СЗ ГЗ – годовые запасы;

СЗ – средние запасы (оставшиеся не использованными).

Важно! Компания обязана самостоятельно выбрать оцениваемые показатели. Их перечень и разработанные нормативы будут представлены в виде системы ключевых коэффициентов.

Как отобрать группу показателей

Прежде чем выбрать показатели, которые в дальнейшем будут использоваться для оценки деятельности предприятия, необходимо обратить внимание на их характеристики. Каждый анализируемый показатель должен отвечать ниже представленным требованиям.

  1. Его можно измерить, то есть представить в денежном выражении, в объеме или представить в виде качественной оценки.
  2. Он привязан ко времени. То есть, результат можно рассчитать за определенный промежуток деятельности компании, например за квартал, год и т.д.
  3. Результат показателя достижимый. То есть, компания должна ставить перед собой реальные цели, а коэффициенты определять конкретно.
  4. Не менее важны и правильные данные, используемые в ходе расчета. Например, если составляющие показателя невозможно определить с точностью до одной единицы, то исследование будет не эффективным.

Для облегчения порядка выбора основных показателей их следует поделить на 3 группы: производственные, реализационные и управленческие. Первые будут оценивать продуктивность производства, вторые – эффективность продажи продукции, а третьи – рациональность использования кадров.

Пример отбора основных показателей

Для лучшего понимания структуры системы основных показателей предприятия, приведем пример порядка их отбора по следующим вводным данным:

  • компания занимается производством и продажей мебели, дополнительных видов деятельности не ведет;
  • на предприятии всего задействовано 30 работников;
  • недавно фирма взяла краткосрочный и долгосрочный кредит на развитие бизнеса;
  • за счет займа компания приобрела новое оборудование.

В первую очередь необходимо оценить результаты деятельности фирмы за отчетный период. Для этого можно выбрать такие показатели, как доходность и чистая прибыль.

Чтобы понять, насколько эффективно компания закончила год, определим рентабельность продаж собственного капитала и активов.

Вычисление уровня финансовой устойчивости и ликвидности также являются обязательными для расчета показателями практически для всех предприятий. Именно они позволяют понять, каково положение фирмы и сможет ли она удержать позиции в случае наступления трудностей.

В связи с тем, что фирма недавно взяла краткосрочный и долгосрочный и краткосрочный кредит, следует рассчитать оборачиваемость  кредиторской задолженности, а также уровень краткосрочной и долгосрочной задолженности.

Не менее важно обратить внимание и на среднесписочную численность работников, на количество сотрудников, занятых производством, а также на уровень трудовых и временных затрат на производство продукции.

Самая обсуждаемая >10 000 просмотров >100 лайков С примером Видео-урок
Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:
Поделиться с друзьями
подпишитесь на нашу рассылку Мы рассказываем про инвестиционные инструменты и финансовые инструменты доступным языком
рекомендуем статьи по теме Вопросов нет, будьте первым кто его задаст
Задать вопрос эксперту

18 − один =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector