Оценить результаты деятельности фирмы без проведения предварительного анализа достаточно сложно. Положительная прибыль не всегда может говорить о плодотворной работе. Зачастую необходимо понять, насколько эффективно предприятие использует ресурсы, уровень ликвидности, рентабельность фирмы и т.д. Для этого определяется перечень основных показателей, которые рассчитываются в ходе исследования.
Что такое показатели предприятия
Показатели предприятия – это коэффициенты, которые отражают продуктивность деятельности компании. Экономическая теория различает большое количество коэффициентов, которые могут быть рассчитаны в ходе анализа. Но на практике фирмы проводят вычисления лишь нескольких коэффициентов, в зависимости от их специфики деятельности, а также целей анализа.
Основными показателями называют систему результатов деятельности фирмы по разным направлениям. Ключевые факторы могут включать в себя коэффициенты, которые указывают на ликвидность, финансовую независимость, кредитную загруженность, продуктивность использования ресурсов, запасов, оборотных активов и т.д.
Зачем вычислять основные показатели предприятия
Главной задачей вычисления основных показателей предприятия является определение эффективности результатов деятельности предприятия. То есть, в ходе исследования аналитик определяет, насколько продуктивно фирма закончила данный отчетный период, а также сможет ли она наравне с конкурентами работать на рынке.
Каждый показатель выполняет собственную роль. Например, маркетолог обязательно обратит внимание на доходность предприятия, руководитель – на эффективность продвижения бизнеса, менеджер по персоналу – на текучесть кадров.
Важно! Одна группа показателей используется для планирования дальнейшей деятельности предприятия, а вторая – для оценки результатов работы.
Система показателей
Система показателей предприятия представляет собой совокупность разнообразных результатов работы фирмы, выраженных в количественном и качественном виде. То есть, показатели могут быть представлены в денежном виде, в объеме, в коэффициентах.
Также система включает в себя порядок оценки каждого отдельного показателя. Как правило, абсолютные факторы сравнивают с результатами прошлых лет и с аналогичными величинами конкурентов. Ликвидность позволяет понять, насколько фирма обеспечена активами для погашения обязательств. А при помощи коэффициентов рентабельности можно оценить продуктивность той или иной сферы, например производства.
Разрабатывая систему показателей, нужно установить нормативы:
- времени, потраченных на производство, реализацию продукции и т.п.;
- трудовых издержек;
- затрат материалов;
- расходов энергетических ресурсов;
- издержек на инструменты, запасные части.
Компания обязана установить внутренние стандарты в отношении временных затрат на изготовление единицы продукции, объема производства в час, количества задействованных в работе сотрудников, а также расходов сырья, материалов и других активов.
Основные показатели предприятия и их характеристика
Основные показатели предприятия принято делить на группы в зависимости от их предназначения.
Группа показателей |
Показатель |
Характеристика |
Численность работников | Списочный штат | Показатель отражает, сколько всего работников трудится на предприятии. |
Расстановочный штат | Расстановочный показатель показывает количество сотрудников, занятых производством, осуществляющих дополнительные виды деятельности, а также число работников, находящихся в резерве по группам. | |
Временные | Календарное время | Общее время, на протяжении которого предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с производственным календарем. |
Фактическое | Фактически затраченное компанией время на производство продукции и ее реализацию. | |
Явочное | Период, на протяжении которого работник осуществлял непосредственные трудовые обязанности. | |
Финансовое состояние (актив) | Чистые активы | Представляют собой совокупность всего имущество предприятия за вычетом заемных средств. |
Оборотный капитал | Имущество компании, которое может быть превращено в денежные средства. Данный показатель включает в себя ТМЦ, денежные средства, ценные бумаги, дебиторские счета и т.д. | |
Основной капитал | Это стоимость основных фондов, которым владеет компания, в том числе земель, зданий, сооружений, уменьшенная на амортизацию. | |
Финансовое состояние (пассив) | Краткосрочная задолженность | Обязательства компании, которые она должна исполнить в течение одного года. |
Долгосрочные обязательства | Задолженности фирмы, срок погашения которых превышают 12 месяцев. | |
Реализационные | Продуктивность реализации | Уровень дохода от продажи товаров и услуг. |
Нетто-реализация | Доходность фирмы от продажи продукции за вычетом расходов на производство. | |
Доход от продаж | Показывает уровень дохода фирмы от продажи продукции. | |
Затратность | Себестоимость товаров | Совокупные затраты фирмы на производство продукции. |
Производственные | Расходы на изготовление товаров их реализацию, на рекламу и другие издержки, связанные с изготовлением продукции. | |
Административные | Дополнительное затраты, необходимые для обеспечения деятельности предприятия. | |
Охранно-предупреждающие | Затраты на обеспечение безопасности производства, например установку видеосистемы наблюдения, на соблюдение противопожарных норм и т.д. | |
Непроизводственные | Расходы, которые не связаны с осуществляем основного вида деятельности |
Также в ходе анализа рассчитываются такие показатели, как производительность, платежеспособность, рентабельность и оборачиваемость, финансовая зависимость, ликвидность. Данная группа представлена в виде коэффициентов. Для их вычисления используют специальные экономические формулы.
Показатель | Формула | Расшифровка формулы |
Финансовая зависимость | ДП / АФ | ДП – долги предприятия;
АФ – активы фирмы. |
Собственные оборотные средства | ОА – Ок | ОА – оборотные активы;
Ок – краткосрочные обязательства. |
(Ск + Од) – ВА | Ск – собственный капитал;
Од – Долгосрочные обязательства; ВА – внеоборотне активы. |
|
Обеспеченность собственного капитала | (Ск – ВА) / ОА | Ск – собственный капитал;
ВА – внеоборотне активы; ОА – оборотные активы. |
Текущая ликвидность | ОА / Ок | ОА – оборотные активы;
Ок – обязательства краткосрочные. |
Быстрая ликвидность | (ДЗк + ФВк + ДСП) / Ок | ДЗк – дебиторская задолженность (краткосрочная);
ФВк – финансовые вложения (краткосрочные); ДСП – денежные средства предприятия; Ок – обязательства (краткосрочные) |
Рентабельность продаж | (Чп / Д) * 100 | Чп – чистая прибыль компании;
Д – доход фирмы без исключения из него затрат. |
Рентабельность собственного капитала | Чп / СК | Чп – чистая прибыль фирмы;
СК – собственный капитал компании. |
Оборачиваемость собственного капитала | В / СК | В – выручка компании;
СК – собственный капитал. |
Оборачиваемость запасов | ГЗ / СЗ | ГЗ – годовые запасы;
СЗ – средние запасы (оставшиеся не использованными). |
Важно! Компания обязана самостоятельно выбрать оцениваемые показатели. Их перечень и разработанные нормативы будут представлены в виде системы ключевых коэффициентов.
Как отобрать группу показателей
Прежде чем выбрать показатели, которые в дальнейшем будут использоваться для оценки деятельности предприятия, необходимо обратить внимание на их характеристики. Каждый анализируемый показатель должен отвечать ниже представленным требованиям.
- Его можно измерить, то есть представить в денежном выражении, в объеме или представить в виде качественной оценки.
- Он привязан ко времени. То есть, результат можно рассчитать за определенный промежуток деятельности компании, например за квартал, год и т.д.
- Результат показателя достижимый. То есть, компания должна ставить перед собой реальные цели, а коэффициенты определять конкретно.
- Не менее важны и правильные данные, используемые в ходе расчета. Например, если составляющие показателя невозможно определить с точностью до одной единицы, то исследование будет не эффективным.
Для облегчения порядка выбора основных показателей их следует поделить на 3 группы: производственные, реализационные и управленческие. Первые будут оценивать продуктивность производства, вторые – эффективность продажи продукции, а третьи – рациональность использования кадров.
Пример отбора основных показателей
Для лучшего понимания структуры системы основных показателей предприятия, приведем пример порядка их отбора по следующим вводным данным:
- компания занимается производством и продажей мебели, дополнительных видов деятельности не ведет;
- на предприятии всего задействовано 30 работников;
- недавно фирма взяла краткосрочный и долгосрочный кредит на развитие бизнеса;
- за счет займа компания приобрела новое оборудование.
В первую очередь необходимо оценить результаты деятельности фирмы за отчетный период. Для этого можно выбрать такие показатели, как доходность и чистая прибыль.
Чтобы понять, насколько эффективно компания закончила год, определим рентабельность продаж собственного капитала и активов.
Вычисление уровня финансовой устойчивости и ликвидности также являются обязательными для расчета показателями практически для всех предприятий. Именно они позволяют понять, каково положение фирмы и сможет ли она удержать позиции в случае наступления трудностей.
В связи с тем, что фирма недавно взяла краткосрочный и долгосрочный и краткосрочный кредит, следует рассчитать оборачиваемость кредиторской задолженности, а также уровень краткосрочной и долгосрочной задолженности.
Не менее важно обратить внимание и на среднесписочную численность работников, на количество сотрудников, занятых производством, а также на уровень трудовых и временных затрат на производство продукции.