Цена и ценообразования – понятия, тесно связанные между собой. Одно не может существовать без другого. Например, чтобы установит цену на реализуемые товары, нужно определиться с политикой ценообразования, а для того, чтобы выбрать метод, необходимо понять, какая цена будет наиболее приемлемой.
- Цена и ценообразование: расшифровка понятия
- Что такое цена и ее виды
- Что такое ценообразование и его виды
- Цели ценообразования и установления цены
- Факторы ценообразования
- Этапы ценообразования
- Этап 1. Выбор метода установления цены
- Этап 2. Анализ спроса и предложения
- Этап 3. Определение и уменьшение себестоимости
- Этап 4. Анализ конкурентоспособности товаров
- Цена и методы ее установления
- Ценообразования и стратегии
Цена и ценообразование: расшифровка понятия
Ценообразованием называют совокупность мероприятий, направленных на установление справедливой цены на производимые и реализуемые товары. При правильном подходе при помощи рационального определения стоимости продукции, компания может заполучить наибольшую часть рынка, что позволит увеличить доходность.
Что такое цена и ее виды
Цена – это термин, неразрывно связанный с понятием «ценообразование». Так называют стоимость товаров, реализуемых предприятием. Но, экономическая теория приводит немного другое определение термина.
Ценой называют денежное выражение стоимости товаров или услуг. Цена – это определенное количество ресурсов, отдаваемых покупателем за приобретение продукции. Как правило, под ресурсами понимают деньги. Но в качестве оплаты продавец может принимать и другие вещи, например материалы, сырье и т.д.
Цены делятся на несколько видов:
- оптовая – устанавливается при реализации продукции крупными партиями;
- розничная – характерна для штучной продажи;
- свободная – может быть установлена только продавцом;
- контролируемая – цена, размер которой контролируется государством, либо иными органами;
- покупная – стоимость приобретения товара;
- договорная – цена, которая сформировалась в ходе ее обсуждения покупателем и продавцом.
Важно! Цена на товары может меняться. Все зависит от политики ценообразования, принятой на предприятии.
Что такое ценообразование и его виды
Ценообразование – это совокупность мероприятий, выполняемые компанией, направленные на определение цены товара. Главное условие политики ценообразование в том, чтобы найти оптимальную, справедливую цену на продукцию, которая устроит не только продавца, но и покупателя.
Выбрав верную стратегию ценообразования, предприятие может повысить продажи, увеличить свою долю на рынке, а соответственно и вырастить доходность.
Экономическая теория различает 2 типа ценообразования: рыночное и централизованное. Первое характеризуется тем, что цену на товары устанавливает продавец. Влияние на ее формирование оказывают только рыночные факторы, такие как конкуренция, предложение, спрос, себестоимость и др.
Централизованное ценообразование отличается тем, что все цены, устанавливаемые компаниями, контролируются государством. Органы власти издают рекомендации по порядку определения справедливой цены, а также задают ограничительные планки.
Например, в 2021 году Правительство РФ взяло под контроль стоимость подсолнечного масла. Это позволило снизить розничную цену на данный продукт в разы.
Цели ценообразования и установления цены
Главной задачей ценообразования является установление максимально возможной цены на производимые товары, а также своевременное реагирование на динамику рынка. Также можно выделить и другие цели политики.
- Установка такой цены, которая соответствует рынку. Например, если сегодня один производитель продает сахар по 10 рублей за кг, а второй по цене – 30 руб. кг, то естественно, первый реализатор выигрывает, а у второго могут возникнуть проблемы с продажами.
- Наращивание дохода. Однозначно, задачей любого предприятия является получение максимальной прибыли. Но, чтобы этого добиться, нужно как можно дороже продать произведенный товар. Как правило, резкий рост цен происходит одновременно у всех продавцов, реализующих аналогичную продукцию.
- Рациональное представление продукции перед глазами покупателя. Например, если товар стоит слишком дешево, человек может подумать, что он не качественный, а дорогая продукция может оказаться « по карману» для небольшого круга людей.
- Наращивание объема реализации товаров. Если предприятию нужно быстрее продать произведенную продукцию, то стоит подумать о пересмотре цены. Например, отличным вариантов считается введение временных акций, что стимулирует продажи.
Увеличение доли компании на рынке, а также захват новых территорий можно считать дополнительным целями ценообразования. Все дело в том, что именно от цены товара зависит, как покупатель отреагирует на новую продукцию.
Факторы ценообразования
На политику ценообразования оказывают влияние, как внутренние, так и внешние факторы. К первым относят все обстоятельства, на которые компания может повлиять. Например, размер оплаты труда работников, производительность используемого оборудования, производительность труда и т.д.
К внешним факторам относят такие обстоятельства, воздействующие на политику ценообразования, на которые компания никак не может оказать никакого влияния.
- себестоимость выпускаемой продукции, так как она напрямую зависит от стоимости ресурсов, сырья, материалов;
- ценовая политика, избранная конкурентами, в связи с этим фирмам нужно обращать внимание на цены, которые установили другие компании;
- реакция клиентов считается мало контролируемой и это несмотря на то, что при разработке маркетинговой стратегии маркетологи учитывают данный фактор;
- динамика спроса также относится к внешним факторам, так как не зависит от компании;
- от достатка населения зависит спрос, а соответственно он оказывает влияние на политику ценообразования;
- государственное вмешательство в виде издания законов, запрещающих, разрешающих определенные виды товаров, введение санкций на ввоз, вывоз сырья и т.д.
Факторов, оказывающих влияние на политику ценообразование существует очень много. Перечислить их все технически невозможно. Самое главное – это понять, что обстоятельство, влияющее на изменение цены, называются фактором ценообразования.
Этапы ценообразования
Ценообразование, по своей сути – это комплекс процессов, выполняемых компанией, с целью установления оптимальной цены на реализуемые товары или услуги. Ход выполнения операций носит последовательный характер и делится на несколько этапов.
Этап 1. Выбор метода установления цены
Экономическая теория различает несколько методов ценообразования. Выбирая оптимальный вариант, нужно обратить внимание на цель, то есть на то, чего желает добиться предприятия в результате пересмотра или установления цены.
Этап 2. Анализ спроса и предложения
Динамика спроса оказывает огромное влияние на порядок установления цены. Все дело в том, что если спрос низкий, то слишком высокие цены могут вообще отпугнуть клиентов. Также важно обратить внимание на реакцию покупателей, то есть как они поведут себя в отношении приобретения товаров, если изменить цену и предложить немного другой объем продаж.
Этап 3. Определение и уменьшение себестоимости
Для того, чтобы установить оптимальную цену на реализуемую продукцию, необходимо посчитать все затраты на ее производство. Если расходы слишком велики, стоит задуматься о методах снижения себестоимости. Вполне возможно, что нужно пересмотреть закупочную стоимость сырья, сменить оборудование или поставщика.
Этап 4. Анализ конкурентоспособности товаров
Чтобы определить факторы, которые оказывают влияние на увеличение спроса на реализуемую продукцию, нужно провести комплексное исследование. Если выявить данные обстоятельства, можно понять, является ли цена главным условием при выборе клиентами подобного вида продукции.
Цена и методы ее установления
Как уже было сказано ранее, цена – это стоимостное выражение ценности товара или услуги. Разрабатывая политику ценообразования, необходимо подумать и о методе установления цены.
Метод | Суть метода | Дополнение |
Полные издержки | Вычисление цены осуществляется по формуле:
З * (1 + Р / 100), где З – затраты на изготовление продукции, а Р – рентабельность производства. |
Затраты на производство товаров называют себестоимостью продукции. |
По себестоимости | Расчет можно произвести по формуле:
С * Пп, где С – себестоимость товаров, а Пп – процент предполагаемой прибыли. |
Метод основан на увеличение цены на определенный процент, который представляет собой торговую наценку. |
По точке безубыточности | Цена равняется себестоимости продукции, увеличенной на иные затраты компании | Данный метод используется очень редко, так как он не предполагает увеличения прибыли, а помогает лишь покрыть затраты на производство. |
По рентабельности инвестиций | Для определения цены, себестоимость увеличивают на сумму процентов по кредитам в пропорциональном объеме. | При помощи данного метода можно найти такую цену товара, которая не только покроет затраты на производство, но и поможет заработать на закрытие инвестиций. |
Базовая цена | Компания рассчитывает базовую цену на основании себестоимости и других показателей. | Базовая цена редко пересматривается. |
По конкурентам | Проводится анализ цен конкурентов на аналогичные товары или услуги и устанавливается такая же стоимость. | Используя данный метод, важно предварительно определить себестоимость продукции, так как некоторые лидеры часто прибегают к уловкам, которые помогают снизить цены. |
Важно! Не имеет значения, какой метод установления цены выбирает компания. Главное, чтобы ее деятельность приносила прибыль, а продажи покрывали все затраты.
Ценообразования и стратегии
Зачастую стратегии ценообразования можно легко перепутать с методами установления цены. Все дело в том, что они предполагают выполнения комплекса мероприятий, направленных на поиск оптимальной стоимости товаров. Чаще всего применяются следующие стратегии:
- метод высоких цен – стоимость гораздо выше себестоимости продукции, но покупатели готовы платить деньги за бренд или качество;
- стратегия средних цен – устанавливается такая цена, которая не выше и не ниже, чем у конкурентов, то есть «золотая середина»;
- метод низких цен – стоимость всех товаров гораздо ниже, чем у конкурентов;
- стратегия следования за «лидером» — цены устанавливаются по аналогии с лидером продаж.
Надо отметить, что правильно выбранная стратегия ценообразования помогает не только увеличить продажи и прибыль, но и занять наибольшую долю на рынке.