Сегодня состояние планеты в экологическом плане таково, что особое значение приобретают действия по защите природы. Поэтому для организаций, которые эксплуатируют вредные для среды структуры, введен обязательный надзор в отношении образующихся отходов.
- В чем заключается производственный контроль в области обращения с отходами
- Цели и задачи производственного контроля
- На каких предприятиях производственный экологический контроль обязателен
- Пример ошибки при определении категории по НВОС и совершении дальнейших действий
- Основные положения программы производственного экологического контроля
- Распределение полномочий и организация системы контроля в области обращения с отходами
- Порядок проведения производственного контроля в области обращения с отходами
- Предоставление отчета о проведении программы ПЭК
- Кому представить отчет о проведении ПЭК
- Как сдать отчет в электронной форме
- Когда сдавать отчет о проведении ПЭК
- Форма отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля
- Содержание отчета о проведении программы ПЭК
- Разделы программы производственного экологического контроля
- Ответственность за непредставление отчета о результатах ПЭК
В чем заключается производственный контроль в области обращения с отходами
Это одна из разновидностей надзора, составляющая производственный экологический контроль (ПЭК) (ст. 26 федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998). Мероприятие предполагает набор определённых действий: надзор, постоянный мониторинг, анализ следования правовым актам.
Цели и задачи производственного контроля
Ключевая цель ПЭК прописана в 67 статье федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года. Это обеспечение исполнения правовых актов, касающихся грамотного отношения к экосистеме участниками производственного процесса в ходе своей работы. Речь идет о природоохранных мерах, продуманной эксплуатации и возобновлении ресурсов природы, постоянной обработке оперативных сведений о влиянии на экологическую обстановку, своевременном информировании уполномоченных лиц о фактах нарушения правовых норм в области природоохранной активности и т.д. Среди главных задач ПЭК можно выделить:
- регулярную проверку соблюдения норм права в области использования ресурсов природы и охраны среды от негативного влияния, оказываемого функционированием конкретного корпоративного объекта;
- постоянный мониторинг соблюдения норм допустимого влияния на природу, которые прописаны в официальных документах: законах, договорах, лицензиях, соглашениях и т.д.;
- осуществление предупреждающих мероприятий, которые предотвращают нанесение ущерба экосистеме;
- наблюдение за деятельностью должностных лиц, отвечающих за проведение ПЭК;
- обеспечение бесперебойной и качественной работы оборудования, которое призвано минимизировать вредное воздействие на природу;
- предоставление уполномоченным гос.контролёрам как оперативной важной информации, так и периодической отчетности в положенные сроки.
На каких предприятиях производственный экологический контроль обязателен
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 содержит нормы, определяющие обязанность ведения ПЭК и оформления этого мероприятия соответствующими документами для отдельных видов организаций. Это юрлица и ИП, эксплуатирующие во время работы объекты I, II и III классов. Эти категории различаются степенью негативного влияния на окружающую среду (НВОС):
I – сильное воздействие;
II – умеренное воздействие;
III – незначительное воздействие.
Есть еще и дополнительная IV категория, предполагающая минимальное НВОС. Для структур из этого класса разрабатывать программу экологического надзора не нужно. Значит, и отчетность по ним не составляется.
Признаки, по которым объекты распределяют по классам, указаны в Постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев…».
Уполномоченные сотрудники при появлении в организации негативно влияющих на природу элементов обязаны направить в Минприроды России заявление по установленной форме (Приказ Минприроды России от 23.12.2015 N 554 «Об утверждении формы заявки…»). «Опасная» структура попадает таким образом под госконтроль. В подтверждение выдается свидетельство. В нем обязательно указывается присвоенный объекту класс.
Пример ошибки при определении категории по НВОС и совершении дальнейших действий
Руководство посчитало, что приобретенный для хоз.деятельности объект соответствует 4 категории по НВОС. Соответственно, был сделан вывод, что нет необходимости вставать на государственный учет посредством направления в Минприроды соответствующей заявки.
Это ошибка. Производственный элемент, относящийся к 4 категории, оказывает негативное влияние на природу, хоть и минимальное. Соответственно, он подлежит постановке на учет. Отчетность по нему предоставлять не надо, но в Едином реестре зарегистрировать этот элемент все же необходимо. К тому же, именно Минприроды определит, к какому именно классу принадлежит элемент. Сотрудники предприятия могут и ошибаться в этом вопросе.
Основные положения программы производственного экологического контроля
Программа ПЭК обязательна к разработке юрлицами, использующими в ходе реализации своих функций «опасные» объекты первых трех классов. Особенности ее составления прописаны в приказе Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля…».
Важно! По каждому элементу, отнесенному к любому из первых трех классов, составляется своя программа.
Пример. На предприятии присутствует 2 объекта I категории, 1 объект II категории, 3 объекта III категории и 5 объектов IV категории по степени НВОС. Соответственно, по ним будут разработаны 6 отдельных программ ПЭК.
К основным положениям программы ПЭК относят:
- Общие данные (информация об организации, название контролирующих органов, дата составления программы и т.д.).
- Информацию об учете вредных веществ, которые из-за эксплуатации структуры поступают в воду и воздух.
- Данные о мониторинге и учете попадающих в окружающую среду в ходе функционирования предприятия загрязнений.
- Информацию об отходах, возникающих как побочный результат использования объекта.
- Информацию о сотрудниках, в круг обязанностей которых входит организация надзора за влиянием объектов на экологическую обстановку.
- Информацию о собственных либо сторонних аккредитованных структурах, принимающих участие в ПЭК.
- Информацию о регулярности проведения мероприятий ПЭК, а также о применяемых методах, места взятия проб и осуществления замеров.
Иными словами, программа ПЭК предоставляет информацию о структурах, являющихся источниками влияния на окружающую среду, количествах требуемых замеров, пунктах забора проб и методологии их проведения по объектам первых трех классов.
Если инновации, касающиеся технологии производства или используемого сырья становятся причиной изменений влияния на природу какого-либо структурного элемента производства (а также если при этом количество попадающих в среду загрязнений возрастает более чем на 10%), программа переписывается.
Важно! Обычно затруднения вызывает вопрос, для какого временного промежутка создается программа ПЭК. Как правило, речь идет о сроке от года до трех лет.
Распределение полномочий и организация системы контроля в области обращения с отходами
В программе требуется четко прописать перечень лиц, в чьи обязанности входит наблюдение за обращением с отходами. По каждому уполномоченному сотруднику необходимо указать его должность, ФИО и список конкретных должностных обязательств в этой области. Как правило, такие обязанности возлагаются на инженеров, технологов, экологов.
Первоначально удобнее всего разделить всю систему ПЭК на структурные элементы:
- надзор за присутствием у юрлица документов, устанавливающих правила в сфере обращения с отходами – как внутренних инструкций и журналов, так и внешних нормативных актов (формы стат.отчетности, паспорта загрязняющих веществ, проекты допустимых предельных значений размещения отходов и т.д.);
- надзор за следованием правовым нормам – также речь идет как о внутренних приказах, распоряжениях и инструкциях, так и о федеральных и муниципальных актах;
- контроль за инструктажами, профподготовкой и обучением лиц, которые имеют дело с отходами и загрязняющими элементами.
Каждая составляющая часть этой системы должна быть подконтрольна конкретному сотруднику, компетентному по роду своей работы в соответствующих вопросах. Эти моменты прописываются как в их инструкциях, так и в программе ПЭК.
Порядок проведения производственного контроля в области обращения с отходами
Надзорные мероприятия осуществляются в несколько этапов:
- осмотр локаций временного нахождения отходов – здесь внимание уделяется физическому состоянию этих точек (проверяют герметичность мусорных контейнеров, целостность покрытия площадок размещения отходов, наличие огнетушителей вблизи пунктов хранения легковоспламеняющихся отходов и т.д.), срокам вывоза загрязнений, соблюдению нормативных актов касающихся отходов, их сортировке и классификации;
- оформление выводов по итогам проверки (если выявляются нарушения — составляются предписания для их устранения в скором будущем);
- информирование (устно или письменно) руководства об итогах проверки.
Также на каждом предприятии целесообразно установить периодичность плановых генеральных проверок. Частота их может варьироваться в зависимости от количества находящихся на балансе опасных элементов и их особенностей. Оптимальный вариант – раз в 2-3 месяца.
При этом время от времени в организации должны быть инициированы внеплановые проверки (с целью получения информации об исполнении предписаний, например). И, конечно, осмотр отдельных элементов «опасных» объектов проводится регулярно и по мере необходимости.
Важно! Руководство компаний зачастую сталкивается с вопросом, с какой структурой согласовывается программа ПЭК. Этот документ нет необходимости утверждать в контролирующих органах. Он подписывается и согласуется только руководителем организации.
Предоставление отчета о проведении программы ПЭК
ПЭК контролируется на государственном уровне. Это предполагает обязанность для организаций, эксплуатирующих оказывающие НВОС элементы, регулярно отчитываться по ним в надзорные структуры.
Кому представить отчет о проведении ПЭК
Адрес направления отчета зависит от категории объекта и подходящего ей уровня экологического госконтроля. Правила отнесения корпоративных структур к тому или иному типу прописаны в Постановлении правительства от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов…».
В территориальное отделение Росприроднадзора по месту функционирования юрлица предоставляются итоговые документы по всем элементам I класса, а также по производственным структурам II и III классов, контролируемых на Федеральном уровне.
В ответственный за осуществление государственного экологического надзора орган исполнительной власти субъекта РФ отчитываются по подконтрольным региональным органам объектам II и III классов.
У руководителя остается второй экземпляр документа для организации системы внутреннего учета.
Как сдать отчет в электронной форме
Отправить государственному контролеру отчет можно и в электронном варианте. При этом документ должен быть удостоверен электронной подписью (в исполнение пунктов закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»).
Когда сдавать отчет о проведении ПЭК
Документ необходимо успеть сдать до 25 марта года, следующего за отчетным.
Форма отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля
Форма устанавливается Приказом Минприроды России от 14.06.2018 N 261. Начинается она титульным листом, где отображаются данные подателя отчета (юрлица либо ИП) и структурного элемента производства, являющегося причиной воздействия на природу. Далее идут таблицы, в которых детализированы сведения, касающиеся реализации ПЭК.
Содержание отчета о проведении программы ПЭК
В разделах формы содержится подробная информация об осуществляемых организацией природоохранных мероприятиях, позволяющих нивелировать вредное воздействие на природу, возникающее в процессе ее функционирования.
Разделы программы производственного экологического контроля
«Составление отчетности по ПЭК – дело трудоемкое и не быстрое. Приходится собирать много самой разной информации и систематизировать ее особым образом. Но это необходимое мероприятие, позволяющее определить, не превышает ли «потенциально опасный» объект существующие нормативы загрязнений».
Тишина М.Н., проектировщик по выбросам ООО «ЭкоЭксперт».
Содержание разделов отчета удобнее всего изучить по таблице:
№ раздела\ подраздела | Наименование | Содержание |
— | Титульный лист | Сведения о юрлице или ИП, а также информация об объекте НВОС. |
1 | Общие сведения | В таблице 1.1 содержится подробная информация (наименование, локации, регистрационные данные) по подателю формы и объекту НВОС.
В таблице 1.2 детализируются особенности технологий, действующих на объекте (в том числе, используются ли здесь наилучшие из доступных технологий). Таблица 1.3 раскрывает информацию о том, есть ли в корпоративной структуре собственные центры и лаборатории, прошедшие аккредитацию (и если да, обязательно проставляются дата и номер аккредитации). |
2 | Итоги контроля в части охраны атмосферного воздуха | В таблице 2.1 перечислены опасные химические соединения, прописанные в плане мониторинга загрязняющих атмосферу объектов.
В таблице 2.2 приводятся итоги контроля всех загрязняющих воздух источников, находящихся на балансе. В таблице 2.3 перечисляются названия вредных для атмосферы веществ, над которыми, согласно плану, установлен контроль. В таблице 2.4 прописываются итоги мониторинга (результаты инструментальных исследований) выбросов в атмосферу загрязнений по перечисленным в плане пунктам. |
3 | Итоги контроля в части эксплуатации и охраны водных объектов | В таблице 3.1 приводятся итоги контроля за забором вод и выбросом сточных вод (а также их качества).
В таблице 3.2 указываются данные по результатам мониторинга качества и морфологических особенностей вод в местах попадания в них сточных выбросов (надзор осуществляется с помощью забора и анализа воды). Таблица 3.3 заполняется при наличии на предприятии водоочистного оборудования. Здесь отображаются итоги его проверок. |
4 | Итоги контроля в части производственных отходов | Заполняется собственниками структур для размещения отходов. Здесь обобщается информация обо всех изменениях в окружающей среде в непосредственной близости от мест нахождения отходов. |
Ответственность за непредставление отчета о результатах ПЭК
При непредставлении в установленные сроки документа либо искажении его данных вступает в силу статья 8.5 КоАП РФ. В ней предусмотрены следующие размеры штрафов по данному нарушению:
- физлицо – 0,5 – 1 тыс. руб.;
- должностное уполномоченное лицо – 3-6 тыс. руб.;
- юрлицо – 20-80 тыс. руб.