Стратегия управления рисками

Для того чтобы возможные риски не оказали негативного влияния на бизнес, предприятию необходимо научиться ими управлять. Оперативно принимая значимые решения можно добиться снижения уровня воздействия опасностей на бизнес или вообще устранить их.

Что такое риски и их классификация

Риски представляют собой негативные явления, которые оказывают влияние или могут оказать влияние на деятельность компании и результаты ее работы в целом.

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

Как правило, риски могут быть, как внешними, так и внутренними. Предотвратить возникновение первого типа опасностей фирма не может. Но, своевременно приняв верное решение можно попытаться сгладить их негативное воздействие.

Появление внутренних рисков напрямую зависит от компании. Именно поэтому руководство фирмы имеет возможность управлять ими. Эффективное руководство опасностями поможет предотвратить их возникновение или защитить предприятие от их влияния.

В менеджменте встречается вертикальная и горизонтальная классификация рисков. К первой группе относятся явления, характеризуемые уровнем опасности, а ко второй – природой происхождения.

Вертикальные риски Горизонтальные риски
Вид риска Описание Вид риска Описание
Глобальный Разновидность внешнего риска, который характеризуется непредвиденным возникновением и тяжелыми опасными последствиями, например стихийное бедствие, эпидемии, экономический кризис и т.д. Стратегический Риски, которые воздействуют на долгосрочную деятельность компании, мешающие достижения поставленной цели.
Суверенный К данной группе относятся опасности, возникающие на государственном уровне, то есть оказывающие воздействие на компании одной страны, например техногенные катастрофы на предприятиях, демографические проблемы и др. Финансовый Опасности, которые так или иначе связаны с денежными средствами, например повышение курса валют, потеря части прибыли и т.д.
Корпоративный Данная классификация характеризуется воздействием рисков на уровне нескольких предприятий, объединенных общими интересами, например дефолт, провал проекта и т.д. Операционный Сюда можно отнести опасности, связанные с производственной деятельностью конкретной компании, например ошибки сотрудников, поломка оборудования.
Персональный Группа включает в себя риски, оказывающие воздействие на деятельность только одной компании. Юридический Риски, которые напрямую связаны с соблюдением норм действующего законодательства.

Также существуют развивающиеся риски, которые еще не оказали значительного негативного воздействия на деятельность фирмы, но постепенно повышают уровень своего влияния.

Что такое управление рисками

Под управлением рисками понимается комплекс мероприятий, направленных на снижение возможности возникновения опасностей или уменьшение уровня их негативного воздействия на деятельность компании, а также результаты ее работы.

Как правило, риск не может возникнуть просто так. Для его образования нужны соответствующие условия. А для того, чтобы они не появлялись, компания обязана обеспечить безопасную среду.

Важно! Безопасность  — это полное отсутствие опасностей. Но таких условий в природе не существует. Все дело в том, риски может возникнуть внезапно. Поэтому задачей риск-менеджера является предугадывание времени и место его появления.

Чтобы научиться управлять рисками, нужно понять, как они образуются. Как правило, их возникновение происходит по одной схеме.

  1. Первым «звоночком» возникновения риска является вызов, то есть обстоятельства, которые не оказывают негативного влияния, но при изменении условий могут отрицательно воздействовать на деятельность фирмы.
  2. Каждый вызов нужно рассматривать, как возможную угрозу. Все дело в том, что, на первый взгляд, безобидное условие, может трансформироваться и усилиться.
  3. Если уровень угрозы растет, то она может достигнуть степени риска. В таком случае компании нужно применить методы по его сглаживанию или погашению.
  4. После того, как риск оказал свое отрицательное влияние на деятельность компании, образуются последствия.

Например, возник вызов в виде того, что станок начала чаще выпускать бракованную продукцию. Если не отреагировать на данное явления, то рождение риска продолжится. Следующий этап – клиент получает бракованный товар и отказывается платить за него. Данный факт является угрозой. Узнав о том, что покупатель получил продукцию с недостатком, несколько клиентов отказались от заказа. Теперь возник риск снижения дохода. Если и сейчас не отреагировать, то потеря клиентов может продолжиться, что и называется последствиями.

Стратегия управления рисками

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

Чтобы подобрать стратегию управления рисками можно воспользоваться матрицей, составленной Ансоффом.

Рынок Продукт
Существующий Новый
Существующий Проникновение Развитие продукта
Новый Развитие рынка Диверсификация

Стратегия диверсификации характеризируется небольшой вероятностью успеха и высокими затратами на ее реализацию. Она предполагает выход компании на совершенно новый рынок с неизвестным продуктом.

Самой оптимальной считается стратегия проникновения. В таком случае предприятие выходит на уже существующий рынок с продуктом, который отлично знаком потенциальным клиентам. Именно поэтому затраты на реализацию плана не превышают стандартных производственных и реализационных издержек, а вероятность успеха достигает 50%.

Также существуют стратегии развития рынка и продукта. Первая предполагает выход на новый рынок с обыденным товаров, а вторая – запуск реализации на привычном рынке уникального продукта.

Обе стратегии имеют среднюю вероятность успеха от 20 до 35%. А затраты на их реализацию колеблются от 4 до 8 раз, превышающих стандартные производственные и реализационные издержки.

Управление рисками: этапы

Независимо от того, какая стратегия управления рисками выбрана предприятием, для ее реализации необходимо последовательное выполнение нескольких этапов.

Выявление условий, которые могут породить риски. Для этого можно воспользоваться методом Портера.

  1. Определение возможных рисков. На этом этапе нужно как можно конкретнее определить перечень опасностей, даже самых небольших.
  2. Далее необходимо тщательно исследовать каждый тип возможных рисков. Для этого лучше всего использовать количественный анализ, что позволит определить их влияние в конкретных объемах.
  3. Ранжирование рисков связано с выявлением самых опасных из них и оказывающих менее негативное воздействие. Это поможет понять, какие риски требуют незамедлительного принятия управленческих решений.
  4. Подбор методов воздействия на риски. На этом этапе отбираются способы, которые помогут избежать возникновения опасностей или сгладить их отрицательное влияние.

Важно! По завершению каждого из выше перечисленных этапов, необходимо проводить оценку результата, полученного в ходе реализации мероприятий. В случае необходимости стратегия подвергается корректировке.

Порядок составления плана проекта управления рисками

Для эффективного управления рисками бизнеса, рекомендуется составить план проекта. Отличным помощником формирования прогноза является матрица Эйзенхауэра. Ее суть состоит в разделении рисков на важные и неважные, а также срочные и несрочные.

После того, как все опасности ранжированы, можно приступить к составлению плана. Прогноз представляет собой перечень рисков с описанием мероприятий, выполняемых для их сглаживания или погашения.

Как правило, план состоит из следующих разделов:

  • тип риска;
  • наименование риска;
  • причина образования опасности;
  • мероприятия, выполняемые для минимизации риска или его поглощения.

Все риски перечисляются в порядке, соответствующем важности и катастрофичности. Самыми первыми в таблице отражаются опасности, которые окажут большое негативное влияние и требуют срочного, незамедлительного разрешения.

Важно! Составляя план проекта управления рисками важно определить не только перечень опасностей, а также мероприятий по их минимизации или поглощению, но и источники финансирования действий.

Пошаговый алгоритм управления рисками

Для управления рисками можно воспользоваться общепринятым алгоритмом действий.

  1. В первую очередь необходимо понять, какие типы рисков могут возникнуть. На этом же этапе можно подобрать стратегию управления опасностями. В этом поможет матрица Ансоффа.
  2. Выбрав стратегию, нужно понять, какие условия способствуют образованию риска. Это необходимо для того, чтобы обеспечить максимально безопасную среду.
  3. На следующем этапе можно приступать к анализу возможных опасностей, а также степени их воздействия. Рекомендуется рассчитать объем потерь в стоимостном выражении.
  4. После того, как уровень опасностей определен, необходимо ранжировать риски по важности и срочности. На основании данной информации составляется план проекта управления рисками.
  5. В ходе формирования прогноза отбираются методы погашения или минимизации опасностей, а также разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на воздействие на риски.

Данный алгоритм является универсальным. Его можно использовать независимо от выбранной стратегии управления рисками.

Основные риски

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

Аудиторская компания «Эрнст энд Янг» провела исследование и выявила основные риски, которые волную большинство руководителей крупных предприятий.

  • сложности с кредитованием, возникшие в связи с экономическим кризисом;
  • разногласия между нормами законов;
  • усиленный рост конкуренции и потеря уровня конкурентоспособности;
  • нехватка квалифицированных кадров;
  • снижение действенности бизнес-моделей.

Также крупные компании бояться того, что в какой-то момент потеряют свою репутацию. Данный риск они связывают с  процветанием «серых» схем борьбы за место на рынке.

Анастасия Б.
Оцените автора
Школа Инвестиционной оценки проектов, акций, бизнеса
Добавить комментарий

двенадцать − один =