finzz.ru Школа финансов и инвестиций Жданова Василия и Жданова Ивана

Схема организационной структуры предприятия

Схема организационной структуры предприятия показывает уровни управления компанией. Она помогает распределить должностные обязанности между руководящим составом. Выбор вида организационной структуры напрямую зависит от деятельности фирмы.

Понятие организационной структуры компании

Организационной структурой компании называют схему, которая определяет основу управления фирмой. Вокруг нее образуется группа подчиненных сотрудников, выполняющих определенные функции. Если говорить простыми словами, то схемой организационной структуры можно назвать систему, отражающую информацию о способах принятия управленческих решений и о лидере предприятия.

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Например, руководитель фирмы может единолично отдавать приказы структурным подразделениям или направлять их через директоров, отвечающих за развитие конкретного комплекса.

Назначение схемы организационной структуры фирмы

На любом предприятии, независимо от желания руководства, образуется организационная структура. Однако рекомендуется заняться ее разработкой самостоятельно. Все дело в том, что правильно налаженная схема помогает:

  • понять пути деятельности компании, направленные на получение положительного конечного результата;
  • разработать систему принятия управленческих решений;
  • определить ответственных лиц;
  • избежать разногласий между несколькими руководителями;
  • связать участников группы;
  • наделить единицу организационной структуры отличительными особенностями.

Важно! Верно выбранная организационная система имеет массу достоинств. Если же отказаться от разработки структуры, есть риск получить отрицательный конечный результат деятельности предприятия в связи с неверно выбранным управленческим решением.

Составные части организационной структуры

Тип организационной системы предприятия напрямую зависит от нескольких факторов:

  • участников структуры;
  • задач, решаемых предприятием;
  • состава и объема компании.

Но, независимо от этого, организационная структура всегда состоит из трех основных элементов:

  1. Принцип управления заключается в количестве людей, которые располагают возможностью принимать решения и отдавать приказы.
  2. Идеология деятельности компании. То есть, какими правилами руководствуется фирма при принятии тех или иных решений.
  3. Концепция распределения труда. Предприятие может использовать временные, постоянные, официальные или неформальные правила разделения обязанностей.

Именно на этих компонентах строится последующая схема организационной структуры.

Классификация организационной структуры

Организационную структуру предприятия классифицируют в зависимости от ее формирования.

Неформальная координационная система компании отличается тем, что создается неосознанно. К ее формированию подталкивают сложившиеся на предприятии взгляды на управление и распределение обязанностей, а также отношения в коллективе.

Формальная структура представляет собой намеренно созданную систему руководства, при которой четко определены обязанности и ответственность каждого сотрудника.

Механистическая организационная структура представляет собой мощную систему, при которой существует масса вертикальных и горизонтальных связей. То есть, компанией управляет не один руководитель, а множество директоров, которые, в свою очередь, делегируют часть полномочий заместителям, главам отделов и т.п.

Органическая система отличается от механистической тем, что в ней преобладает гибкая система руководства, которая способна меняться в зависимости от ситуации. В таком случае нет единого руководителя. Каждый из них является партнером и может взять на себя ответственность в любой момент.

Виды организационной системы компании

Различают несколько видов организационной структуры компаний. В их число включают:

  • линейную и линейно-штабную структуру;
  • мультифункциональную;
  • товарную (другое название системы – дивизионная);
  • рыночную и матричную.

Каждая конструкция имеет основу, состоящую из трех элементов: принципа управления, идеологии деятельности фирмы и концепции распределения труда. Однако имеют они разную структуру.

Линейная и линейно-штабная

Небольшие предприятия зачастую используют линейную структуру. Все дело в том, что данная система очень проста и заключается в создании последовательной управленческой цепи. Руководитель принимает решение и отдает приказы начальникам отделов, которые в дальнейшем следят за правильностью исполнения порученной работы.

Линейная и линейно-штабная организационная структура

Линейно-штабная структура отличается от линейной тем, что система дополняется наличием координационного отдела, который помогает руководителю принимать решения.

Данные иерархии имеют свои достоинства и недостатки:

Организационная структура Достоинства Недостатки
Линейная Проста в применении Перегруженность руководителя
Наличие жесткой дисциплины Связи осуществляются только по вертикали
Эффективность и ясность принятых решений Есть вероятность использования руководителем власти в собственных целях
Перспективы карьерного роста для плодотворных работников Не всегда решения, принятые одним человеком, оказываются правильными
Линейно-штабная Моментальное выполнение работниками поручений Часто возникают различные недоразумения
Делегирование ответственности между сотрудниками Низкий уровень знаний и навыков работников для выполнения порученных им функций
Концентрация линейных руководителях на нужных направлениях деятельности Мнения специалистов могут быть разными, что существенно замедляет срок выполнения поручений
Высокая оценка работы эффективных специалистов Длительное принятие решений в вопросах, требующих незамедлительного ответа

Таким образом, линейная и линейно-штабная организационные структуры схожи между собой и различаются лишь наличием дополнительного органа.

Мультифункциональная

Мультифункциональная организационная система характеризуется тем, что каждый из руководителей отвечает за какую-либо функцию. Однако во главе компании стоит генеральный директор, который координирует работу нижестоящих начальников.

Главным достоинством подобной иерархии считается тот факт, что полномочия и ответственность четко разделены. Решения принимают высококвалифицированные, имеющие навыки специалисты.

Функциональная структура

Дивизиональная

Дивизиональная иерархия может основываться на категориях товаров и других аспектах, например, рынке или географическом расположении. В свою очередь, система делится на продуктовую, рыночную и зональную.

Продуктовая организационная система характеризуется разделением отделов по продуктам компании. Во главе каждой из них стоит руководитель, которым управляет генеральный директор или орган.

То есть, если компания выпускает несколько видов товаров, производство каждого продукта поручается индивидуальному отделу. Такая система имеет сложную структуру. Она делится на вертикальное и горизонтальное управление. Например, компания выпускает 3 вида продукции. За выпуск каждого товара отвечает не только главный руководитель, но и вертикальные отделы, такие как разработка и исследование, непосредственное изготовление, а также маркетинг.

То есть, каждый отдел обязан выполнять свою функцию – разрабатывать продукцию, производить товары, обеспечивать продажи и т.п.

Дивизионная организационная структура

Рыночная система отличается от продуктовой лишь тем, что иерархия построена исходя из рынков работы отделов, а не продукта, на выпуске которого они специализируются.

Зональная структура имеет существенные отличия от продуктовой или рыночной. Ее используют компании, имеющие несколько филиалов, расположенных в разных уголках страны.

Матричная

Самой сложной системой из всех возможных организационных структур считают матричную иерархию. Все дело в том, что она объединяет в себе продуктовую и мульфункциональную конструкцию.

Пример матричной организационной системы

В связи с тем, что матричная организационная система является самой сложной, разберем ее на примере.

Матричная система

Компания занимается выпуском трех видов продукции. Выполнение каждой функции поручено частному отделу, возглавляемому директором. Во главе всего предприятия стоит вышестоящий орган или руководитель.

Глава компании издает приказ о выпуске товаров. Каждый отдел берет на себя выполнение их функций, например, директор по производству отвечает за изготовление, финансовый руководитель – за распределение денежных средств, а главный менеджер по маркетингу – за рекламу.

Но, как известно, фирма выпускает не один вид продукции, а 3. Именно поэтому отделы будут выполнять работу в отношении каждого из проектов практически одновременно.

Кросс-мультифункциональная

Новой организационной системой считается кросс-мультифункциональная структура. Она является усовершенствованной моделью мультифункциональной конструкции, но отличается от нее тем, что отделы имеют возможность самостоятельно принимать решения, не дожидаясь указов от руководства.

Данная иерархия считается более оптимальной и эффективной, так как сокращается время на осуществление деятельности предприятия. Однако есть и негативный момент. Сотрудники берут на себя часть риска руководителя, а в случае неверно принятого решения пострадает не только отдел, но и все предприятие в целом.

Реализуя кросс-мультифункциональную организационную структуру, рекомендуется нанимать только специалистов, имеющих большой багаж знаний и опыта.

Самая обсуждаемая >10 000 просмотров >100 лайков С примером Видео-урок
Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:
Поделиться с друзьями
подпишитесь на нашу рассылку Мы рассказываем про инвестиционные инструменты и финансовые инструменты доступным языком
рекомендуем статьи по теме Вопросов нет, будьте первым кто его задаст
Задать вопрос эксперту

4 × два =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector