Враг моего врага

Враг моего врага

Банки находят в себе силы — несмотря на жесточайшую атаку по всем фронтам со стороны бездушных и во много раз превосходящих их по финтех-мощностям — держать для нас обычные, «физические» филиалы. Кажется, вокруг банкиров в это трудное время собрались все: и малограмотные русские, и дельцы всякие, и — ужас! – даже иностранные кофейные сети…

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

Культура сбережений по рецепту от Почта-Банка

Сложная ситуация, складывающаяся в эти дни вокруг банковских отделений, обсуждалась 7 декабря на четвертом Форуме FinBranch. Когда-то Форум был инициирован банковской оппозицией, чтобы не допустить массовых закрытий банковских отделений, сохранить рабочие места и дать достойный отпор всяким новомодным, но идеологически чуждым нам «банкам без отделений». Ну, вы знаете, о чем мы говорим…

Первым в неравном бою выстоял первый заместитель председателя правления Почта-банка Георгий Горшков. Он не стал сразу оправдывать существование физических слоев, а использовал тактическую уловку, чтобы отвести подозрения и еще больше запутать противника:

Мы живем в век информационного общества. Потребитель гораздо менее образован, он оставляет много следов в социальных сетях, и этим обязательно воспользуются мошенники! Банки хорошо защищают свои базы данных, потребители — самые нерадивые интернет-пользователи, — сказал он, дав понять, что главный враг банковского мира таится среди нас, дорогих россиян.

На этом г-н Горшков не остановился и продолжил разоблачение внутреннего заговора.

— Наша вторая важнейшая задача — необходимость реформирования рынка сбережений. Нам бы очень хотелось, чтобы в России сформировалась культура сбережений. В основном среди молодежи. Ситуация, когда все вклады востребованы – когда любой клиент может прийти в банк в любой день и сам забрать свой вклад с потерей процентов до окончания договора. Я считаю это состояние совершенно ненормальным! Такая ситуация не позволяет банкам формировать базу долгосрочного долга, не позволяет выдавать долгосрочные ипотечные кредиты и кредитовать промышленность. Наши усилия должны быть направлены на изменение законодательства для создания рынка длинных денег.

Публика, сплошь состоявшая из банкиров, почему-то не заволновалась, не поддержала оратора. Скорее всего потому, что банки давно успешно выдают долгосрочные ипотечные кредиты, несмотря на честное «антибанковское законодательство». И эти банкиры ежедневно внедряют самые передовые технологии для защиты клиентов при онлайн-платежах.

Брендированные окна под жёстким прессом

Затем Георгий Горшков рассказал, как создавался Пост-Банк и каким он является сегодня:

— Теперь о Постбанкене. Основной задачей создания нашего банка является повышение доступности финансовых услуг в труднодоступных местах. Мы реализуем эту программу — открываем счета для жителей малых городов. У нас открыто более 75% точек в населенных пунктах с населением менее 100 тысяч человек. И так будет продолжаться ближайшие два года. В 2016 году мы открыли 6 тысяч точек, в 2017-2018 годах откроем еще столько же.

По его словам, эта грандиозная программа невозможна без наличия в банке бюджетной модели. Чтобы объяснить присутствующим, что это значит, г-н Горшков сначала поднял правую руку и ногу, потом резко опустил их:

— Когда мы снижаем все расходы под жестким давлением. Это модель, в которой каждое решение подвергается строгому анализу затрат. Это отражено в форматах, которые мы разрабатываем.

Следуя этой жесткой модели, Post-Bank вообще не открывает отделений. Вместо них появляются . отмеченные окна!

— Те, кто бывал в отделениях Почты России в последние месяцы, видели красочные витрины с логотипом Postbanken. Это наш основной формат присутствия! — признался топ-менеджер, — Там сидит сотрудник, рядом банкомат. Таким образом мы открываем десятки текущих счетов, ежемесячно выдаем десятки кредитов. Модель основана на существующем клиентопотоке Почты России. Это и было основной бизнес-идеей ВТБ – получить доступ к этому потоку, потому что Posten ежегодно посещают 30 миллионов уникальных посетителей.

Беседы с пенсионерами на свежем воздухе

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

Банк также пришел и внедрил такой продукт, как пакетное страхование. Если клиент оплачивает покупку в Интернете банковской картой на сумму более 7,5 тысяч рублей, посылка автоматически страхуется. Как заверил Горшков, если вы получите сломанный смартфон в посылке, банк компенсирует расходы. Помимо прочего, знания о банке от группы ВТБ были объявлены социально ответственными. В двух форматах: психологическая поддержка бедных и создание свежего воздуха для всей страны без исключения.

— Мы обслуживаем пенсионеров по всей стране. Знаете, когда пенсионеры приходят в отделения Почтабанка, то первые 20-30 минут не говорят о счетах — они говорят о жизни, о том, как устроено государство, о размере пенсий и о том, как давно привезли молоко в рядом магазин. Мы четко поддерживаем регионы – в рамках экологических программ. Наши клиенты уже посадили миллион деревьев. Пожертвовать деньги может любой желающий: за тысячу рублей можно посадить 10 деревьев. Миллион деревьев — миллион семей обеспечен свежим воздухом, — заключил Горшков.

Если вам интересно, в России около 40 миллионов домохозяйств (семей). Умножаем на 100 рублей за дерево, получаем 4 миллиарда рублей. Становится непонятно, куда смотрит правительство, ежегодно выделяющее на экологию десятки миллиардов рублей? Не проще ли доверить такое ответственное направление всего одному банку из группы ВТБ?!

Враг моего врага

Форум FinBranch-2016
Фото: Альберт Тахавьев, Finversia.ru

Что такое хорошо и что такое плохо

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

Но на этом речь перед первым заместителем председателя Почтбанка подошла к концу. Правда, он рассказал в последние минуты — после вопроса из зала, — как они поощряют своих сотрудников сохранять «физическое присутствие», в том числе и в труднодоступных уголках нашей Родины. По его словам, любой сотрудник в первый год работы может удвоить свою зарплату на 20% — сдав экзамен и показав хорошие результаты работы.

Молодой человек спросил его о поколении Z».

«Я не вижу здесь много людей из этого поколения, — он оглядел зал, — Поколение Z — это люди, у которых пока нет денег. Этому поколению еще нужно немного поучиться планшет А когда научатся экономить и тратить, так что — добро пожаловать Мы не банк, укоренившийся в физической сети, все наши услуги и продукты можно приобрести в цифровом виде.

Выступление представителя Пост-Банка стало яркой иллюстрацией постоянно растущей банковской специализации: кто-то сделал ставку на социальную ответственность и экологию, а кто-то — на пресловутое поколение Z. Сегодня эти люди — почти в строгом соответствии с Владимиром Маяковский — указать в сторону планшета. Но завтра? Когда им нужны деньги? Будут ли эти люди впечатлены фирменными «окнами роста» Почтового банка? Вопрос остается открытым.

Клиентская база не растёт вот уже два года

Остальные спикеры сосредоточились на конкретных вопросах развития филиальной сети. Так, доклад Андрея Степаненко, заместителя председателя правления Райффайзенбанка, был посвящен «объединению ролей» офисных работников. В частности, спикер рассказал, как в последнее время банк совмещает обслуживание и продажи в своих офисах. Теперь этим занимаются те же сотрудники. Тем не менее Андрею Степаненко пришлось признать, что приток клиентов в банк снижается:

— Мы фиксируем снижение потока в наших филиалах примерно на 7-8% в год. Клиентская база не растет уже два года. Не то что Пост-Банк, — вздохнул гендиректор Райффайзенбанка.

Его спросили о внешних каналах обслуживания. Андрей Степаненко ответил, что онлайн-банк предоставляет хорошие услуги, но плохо продает, совсем не привлекает клиентов.

— Поэтому, когда он научится привлекать клиентов, тогда и посмотрим, — заключил спикер.

А был ещё и Госстрах!

Аскер Еникеев, заместитель председателя правления «Росгосстрахбанка», рассказал, как его банк переформатировал офисы и теперь они обслуживают и «физиков», и «юристов». Однако многие продукты на грани рентабельности все равно приходится продавать — банк делает это намеренно, чтобы, например, предлагать клиентам пакетные страховые продукты. Еникеев тоже вспомнил былые времена и завидовал Почте России, а теперь и Почта Банку:

— Помните, в советское время даже в маленьком городке была почта, Сбербанк, и это был Госстрах? — начал он в воспоминаниях.

«Росгосстраху» в то время явно не повезло: рядом не оказалось ни неутомимого стратега уровня Германа Оскаровича, ни эффективных руководителей из группы ВТБ.

Другие банки получили еще меньше. И это было далеко не последующие выступления такого размаха и масштаба. Хорошо плавают, что тут скажешь…

Как StarBucks помог «Открытию»

Александр Хенкин, региональный директор банка «Открытие» — четвертой по величине банковской группы — рассказал, насколько они довольны сотрудничеством с американской сетью StarBucks. Три года назад «Открытие» вместе с этой кофейней открыло офис банка в Москве на Смоленской площади. Проект вышел на самоокупаемость в два раза быстрее ожидаемого, а кроме того сыграл важную роль в узнаваемости бренда «Открытие».

— Три года назад, если честно, у StarBucks было больше узнаваемости, чем у нас. Сейчас, конечно, все изменилось — после наших рекламных кампаний, в том числе и после этой «кофейной» конторы, — сказал Александр Хенкин.

Тему совместных проектов подхватили и другие банкиры, которые рассказали, какие жизнеспособные бизнес-модели можно запустить вместе с разработчиками. Например, построив на такой коллаборации ипотечный банк. Ситибанк поощряет развитие новых форматов отделений, например, в торговых центрах. В ближайшие две недели Росбанк объявит о запуске крупного совместного проекта с крупным ритейлером.

Адаптация к цифре от Сбера

Василий Палаткин, представитель Сбербанка, рассказал, как они занимают лучшие баллы на фоне значительно удешевления аренды, а также о том, что без физических офисов немыслима цифровизация:

— Физическая сеть, как ни крути, лучше решает сложные задачи. Кроме того, она проводит работу по адаптации клиента. Мы убедились, что большинство наших клиентов — 90% — невозможно научить качественно пользоваться внешними каналами обслуживания, если их не пригласить в офис в первый раз и не показать пальцами, как это все работает, — — заключил представитель Сбербанка.

В нынешних иных условиях — когда поток клиентов растет только в одном банке страны — банкирам ничего не остается, как ломать голову над тем, где поставить банкомат в торговом центре, как купить квартплату дешевле в людном месте и как сотрудничать с правильным ритейлером. Но все банкиры — в отсутствие Горшкова, покинувшего зал сразу после своего выступления, — пришли к единому мнению: физические офисы будут. Никакая цифровизация не может помешать россиянам приходить по старинке на факультеты. Хотя бы поболтать. Или спросите — пусть и через фирменное окошко, — как можно выгодно разместить свободные средства или взять кредит.

Москва.

Василий Жданов

Сооснователь школы "Инвестиционной оценки", инвестор, спикер в бизнес-школе РГГУ, автор книг-бестселлеров "Финансовый анализ предприятия с помощью коэффициентов и моделей", "Инвестиционная оценка проектов и бизнеса", "Прогнозирование доходности и риска инвестиций на фондовом рынке". Лауреат государственной премии за комплекс монографий в сфере экономики и управления предприятиями авиационной промышленности на базе информационных технологий. Лауреат премии Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу от Фонда развития отечественного образования

Оцените автора
Школа Инвестиционной оценки проектов, акций, бизнеса
Добавить комментарий

16 + 19 =