Крупнейший в Европе оператор сети Wi-Fi «МаксимаТелеком» решил выпустить облигации. В каком направлении происходит развитие бизнеса и нужно ли покупать ценные бумаги «МаксимаТелеком» с учетом темпов роста доходов компании?
Подробнее о «МаксимаТелеком»
Это ведущий оператор Wi-Fi сети на столичном транспорте. Не так давно руководство компании решило выпустить дебютные облигации. До 2013 года включительно «МаксимаТелеком» принадлежала NVision Group — это системный интегратор, который в свою очередь находился в подчинении МТС.
Компанию выкупил Сергей Асланян, который является бывшим президентом «Ситроникс». Компаньоном Асланяна стал Алеко Крихели (ранее он уже развивал ряд подобных проектов в столице).
Три года назад «МаксимаТелеком» обрел нового акционера. В компанию вошел УК «Трансфингруп», владельцем ее был НПФ «Благосостояние». Но в конце 2019 года УК НПФ «Благосостояние» уступила свою часть в «МаксимаТелеком» за 1.27 млрд. руб. «МаксимаТелеком». То есть компания купила 23.75% своих же акций. Главными акционерами стали Сергей Асланян, являющийся председателем совета директоров, и Алеко Крихели, он входит в Совет.
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Госконтракты компании
«МаксимаТелеком» знакома всем, кто спускался в подземку, даже если название не на слуху. С 2013 года компания получила госконтракт на обеспечение Московского метро высокоростной сетью Wi-Fi.
Сергей Асланян рассказал, что чуть белее, чем за год удалось построить почти 800 км. инфраструктуры и снабдить пять. Никому в мире не удавалось воплотить в жизнь столь масштабный проект в такие сжатые сроки. Это стало основой деятельности компании, основанной на синтезе телекоммуникаций и интернет-решениях.
“Ранее никто не мог наладить приемлемую связь в вагонах составов метро. Мы стали родоначальниками цифровых технологий в таком сложном месте”, — уточнил Борис Вольпе, генеральный директор «МаксимаТелеком».
На сегодняшний день работа подходит к концу. Ее стоимость для компании превысила 1 млрд руб. Вольпе уточнил:
“Постоянно увеличивающиеся объемы трафика требуют внедрения все новых технологий. Емкость сети также требуют постоянной модернизации. В настоящее время данные передаются со скоростью 80 Мбит/с. Мы планируем увеличить ее до 200 Мбит/с. Таких объемов будет достаточно для последующих пяти-шести лет. Мы не планируем серьезных вложений в систему в течение последующих лет, модернизация оборудования будет происходить за счет программного обеспечения”.
«Максима» не остановилась на достижениях и активно осваивает ряд направлений, которые связаны с обеспечением транспорта цифровыми технологиями. Разработано цифровое обслуживание электропоезда «Иволга»:
- в ряде вагонов вовсю эксплуатируется Wi-Fi:
- имеется система связи;
- возможность подсчета численности пассажиров;
- биометрия;
- видеонаблюдение.
Компания всерьез присматривается к другим видам пассажирского транспорта столицы:
- монтаж медиапанелей;
- установка системы мониторинга пассажиров;
- прочее.
Предполагается, что на этом компания заработает примерно 23 млрд. рублей. Борис Вольпе говорит, что изначально планировалось разрабатывать инфраструктурную платформу на основе Ad-Tech решений. А заработок должен был идти от монетизации Wi-Fi.
— До нас никто всерьез не занимался цифровой рекламой. Если честно, то в начале пути (а это 2013 год) не многие в рекламной отрасли верили, что цифровые инновации будут иметь положительный результат. Но на сегодняшний день реклама, выполненная при помощи мобильных цифровых решений имеет высокий уровень проникновения и востребованности, — сказал Вольпе
Внедрение технологий
Опыт «МаксимаТелеком» привлек внимание ведущие институты развития страны, например, ЭКСАР, ВЭБ.РФ, РЭЦ, прочие. Асланян уточнил, что в настоящее время компания сотрудничает с ними по двум векторам:
- Внедрение технологий в РФ.
- Выход на зарубежный рынок.
— Наши достижения востребованы не только на родине, но и за рубежом. Наши информационные продукты обладают ценностью, — комментирует происходящее председатель совета директоров компании. — В настоящее время мы начали сотрудничество с рядом известных транспортных систем из Азии и странах Латинской Америки. В первой половине этого года была запущена аналогичная российской сеть Wi-Fi на одном из участков метро в Дели. Окончание проекта запланировано на конец будущего года.
Откуда прибыль
Доход «МаксимаТелеком» растет ежегодно на 80%. Весь бизнес компании изначально строился на двух направлениях:
- инфраструктурные проекты;
- AdTech.
Это дало возможность минимизировать риски и балансировать доходом, учитывая приоритет направления. Сначала бизнес, связанный с цифровыми инновациями поддерживал инфраструктурное направление. Затем ситуация выровнялась.
Алексей Закревский (финансовый директор компании) сказал, что в 2019 г. выручка выросла почти на 11 млрд. руб.
В динамике доходы и расходы компании выглядят так:
В текущем году ситуация с пандемией затормозила развитие бизнеса, но тем не менее планируется увеличение дохода втрое. На ближайшие 4 года у компании во главе с инициативными лидерами грандиозные планы, которые должны обеспечить доход не менее 112 млрд руб.
Долги компании
Общие долговые обязательства “Максима” превысили 4.5 млрд руб. Из них 75% — это долгосрочные кредиты. Погашение остальных займов планируется на 2023 год. Риск долговой нагрузки достаточно высок, но в компании комментируют эту ситуацию так:
— Рост долга в 2020 году связан с окончанием работ модернизации сети в подземке столицы. К тому же имеется несколько проектов будущих контрактов, например, формирование платформы для учета сыпучих грузов. В течение следующего года планируется на порядок снизить общую задолженность.
Сейчас финансовое состояние стабильно. Обязательства по займам выполняются в должном размере и в срок. Компания достаточно чутко и активно реагирует на внешние обстоятельства, максимально выгодно подстраиваясь под них, тем самым извлекает выгоду из всевозможных ситуаций.