Методы управленческого анализа. Кратко. Примеры

В процессе управления компанией все решения принимают при проведении аналитической работы, которую выполняют управленцы. Она включает несколько направлений, одним из которых является управленческий анализ.

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

Что такое управленческий анализ, и что он показывает

Данный вид анализа нужен для комплексной оценки внутренних ресурсов и внешнего потенциала компании. Его основная задача – представить заинтересованным лицам (управленцам) сведения о реальном состоянии бизнеса в настоящий момент, его преимуществах, недостатках для принятия соответствующих управленческих решений.

Процесс анализа предполагает, прежде всего, работу с информацией для целей управления, в частности, ее:

  • сбор;
  • обработку;
  • группировку;
  • изучение;
  • сохранение.

Подобный анализ производится на базе сведений, взятых из управленческого учета., а также таких форм, как бух. баланс, финотчет. Он применяется при внутрифирменном планировании на ближайшую и отдаленную перспективу, для осуществления контроля над показателями развития компании. Управленческий анализ отображает:

  1. Результативность использования вертикальных, горизонтальных связей.
  2. Баланс между ответственностью и полномочиями управленцев.
  3. Дублирующие (избыточные) функции отдельных должностей и целых отделов.
  4. Своего рода институциональный вакуум (недостаток, отсутствие формальных институтов, выполняющих функцию поддержки).
  5. Соответствие действующей системы управления конкретному сегменту рынка, организационной структуре компании (оrganizational structure).
  6. Наличие конфликта прав.
  7. Способы координации деятельности компании, их громоздкость.
  8. Особенности разделения властей, если таковое имеется (например, перевес власти в сторону одного лица либо ее распыление).
Оценка стоимости бизнеса Финансовый анализ по МСФО Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций

Какие задачи решаются в ходе управленческого анализа

Управленцы при помощи его решают такие вопросы, как:

  1. Формирование отдельной базы, используемой для принятия стратегических решений, по результатам, полученным при изучении финансово-экономических показателей. Анализ выявляет, в каком состоянии находится в настоящий момент компания, в каком направлении ей развиваться дальше.
  2. Внутрифирменное использование информации из управленческого анализа для разных целей. Результаты исследований не представляют контролирующим органам и иным лицам, т. е. никому. Это обуславливает наибольшую точность анализа, позволяет сопоставить полученные данные со сведениями из другой отчетности (желаемое, запланированное с реальностью).
  3. Определение интенсивных путей экономического роста компании при изучении потенциала ресурсов. Например, как, каким способом можно повысить объем производства и продаж.
  4. Выделение уникальных особенностей, возможностей компании, выгодно отличающих ее от конкурентов. Это становится возможным благодаря выявлению плюсов, минусов компании в процессе анализа. Таким путем компания осознает свою действительную роль на рынке, а в последующем разрабатывает оптимальную маркетинговую стратегию.

Как происходит анализ проблемной ситуации

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

Проблемная ситуация означает (греч. problema — задача) обстоятельства, условия, содержащие противоречия, противоречивые позиции и не имеющие однозначного решения. Простыми словами, это задача, которую нужно решить. Для этого требуется последовательно:

  1. Правильно сформулировать проблему.
  2. «Разложить все по полочкам», разбив ситуацию на части.
  3. Выделить главные, второстепенные характеристики сформулированной проблемы.
  4. Найти взаимосвязь (зависимость) между ними.
  5. Обозначить связи причины и следствия.
  6. Выявить закономерности появления проблемной ситуации.
  7. Составить, оформить предложения, рекомендации (руководство к действию).

В рамках выполняемых задач управленец должен собрать и обработать большой объем информации, касающейся проблемы. Это позволит конкретизировать проблемную ситуацию, разделить ее на составные элементы по степени влияния, а затем правильно выделить среди них наиболее существенные, значимые. К основным элементам, которые представляют структуру проблемы, относят, прежде всего:

  • предмет исследования — аспект, суть, центральный вопрос проблемы;
  • объект исследования — некий фрагмент действительности, который определяет источник противоречия, спровоцировавший проблему;
  • цель исследования — конечный результат, который предполагает разрешение проблемы (для чего нужно ее решить).

Кроме этого, нужно вычленить межэлементные связи, взаимоотношения проблемной ситуации с иными проблемами, а также социальную, интеллектуальную составляющую проблемы. Элементы могут быть постоянными и изменчивыми. Наиболее значимые из них:

  • фактическое выполнение плана;
  • авторитет, управленческая позиция начальника, шефа;
  • ключевые цели, задачи, функции, перспективность управления конкретными участками;
  • кадровый потенциал;
  • плодотворность, результативность труда;
  • моральное, материальное стимулирование, эффективность его применения;
  • состояние, эффективность материально-технической основы;
  • рынок покупателя и продавца, инфраструктура, внешняя среда, проч.

При исследовании управленческой проблемы применяется системный подход. Проблемы группируют по источнику образования и по вычленению элементов.

Критерии классификации Основные группы Краткая характеристика
 

 

 

Степень определения элементов проблемы

наличие полностью управляемых, прогнозируемых параметров адаптивное решение;

жестко определенный результат

40-80% управляемости, предсказуемости параметров комбинация всех применяемых методов для решения проблем
неподконтрольность, непредсказуемость составляет 90% отсутствие выхода из проблемной ситуации
 

 

Источник проблемы

проблемы функционирования нужные результаты не достигнуты
 

проблемы развития

несоответствие потенциала и намеченных целей

Анализ той либо иной проблемы предполагает определение:

  1. Сути, типа, признаков проблемной ситуации (выявление ее надуманности, прогноз последствий, когда ее нельзя разрешить).
  2. Специфики, уникальности, новизны проблемы (чего не хватает, кто втянут, чьи интересы вовлечены).
  3. Варианта разрешения проблемы, оптимального для рассматриваемой ситуации, с предположением результатов и возможных потерь (конкретные меры и результаты в реальной ситуации).

Методы управленческого анализа

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

На практике применяют качественные (логические) и количественные (формализованные) методы управлен. анализа. К качественным причисляют экспертные приемы и способы, которые базируются на аналитике, профессиональном опыте. К количественным — приемы, предусматривающие применение математики, например, статистические, бухгалтерские. Среди используемых методов основными являются социологические и аналитические.

Социологические методы

К ним относят:

  1. Опрос (основа анализа) — сбор первичной информации (мнения, позиции, настроения и т. п.) для социсследований. Например, опрос потребителей, опрос посредством периодической печати, по телефону, различного рода анкетирование, экспертная оценка.
  2. Наблюдение — описательский, исследовательский способ, основанный на продолжительном сборе сведений и сопровождающий весь процесс развития проблемной ситуации. Различают: систематическое (systematic), нерегулярное, лабораторное, полевое (в естественной обстановке), а также включенное (participant observation, «изнутри», соучаствующее), внешнее (извне), стандартизированное (контролируемое) и нестандартизированное наблюдение.

Важно! Наблюдение — основа глубокого управленческого анализа, используется для определения внутрифирменных особенностей компании.

  1. Эксперимент (experimentum — проба, опыт) применяется для подтверждения (опровержения, поддержки) предположения, проверяет проблему на жизнеспособность. Виды эксперимента: лабораторный, естественный, полевой, линейный и др.
  2. Анализ документов — сбор и изучение данных, главным источником которых являются документы. При анализе задействуется весь объем задокументированной информации. Качественный (традиционный) вид анализа включает комплекс мероприятий по сбору и оценки сведений. В его основе — интуитивное понимание и логическое обоснование итогов. Еще один вид анализа, формализованный (он же контент-анализ), построен на алгоритмизированном вычленении конкретных элементов текста, их концептуальной систематизации, подсчете и представлении количественных результатов.

Аналитические методы

К аналитическим относят метод:

  1. Сравнения. Применяя этот метод, оценивают динамику показателей, сравнивают сопоставимые данные. Например, для оценки развития компании сопоставляют основные параметры деят-ти. Оценивая текущую деят-ть, сравнивают показатели, полученные за день, месяц, квартал. Анализируя степень выполнения плана, сопоставляют текущие и плановые показатели и т. д.
  2. Индексный. Суть метода заключается в разделении относительных и абсолютных отклонений общего показателя по факторам. При помощи его выясняют относительные величины путем исследования сложных явлений, отдельные элементы которых не поддаются измерению. В ходе анализа, например, рассчитывают индекс цен, себестоимости, коэффициент ликвидности, оборачиваемости и др.
  3. Графический. Экономические показатели, их исчисление, результаты анализа, все процессы изображают графически посредством графиков, диаграмм. При этом построение графических изображений производится по назначению либо способу построения, а конечный результат характеризуется наглядностью, доступностью в плане обобщения, анализа.
  4. Балансовый. Предполагает сравнение взаимосвязанных между собой показателей. Цель: измерить их взаимосвязь, определить резерв для повышения результативности производства (соотнести эффект результата производства и ресурсов, которые использовались).
  5. Статистический. Включает регистрацию и учет первичных данных с применением спецформ, систематизации по тем либо иным признакам, подача в соответствующем виде. Анализ направлен на выяснение сути процесса и взаимосвязи его элементов.
  6. Элиминирования (лат. eliminare, изгонять). Означает исключение из анализа (расчета, рассмотрения) показателей (факторов, проч.), которые не относятся к изучаемому явлению (проблемной ситуации).
  7. Цепных подстановок. Это последовательная замена одного значения на другое (базисного на фактическое), выполняемая для выяснения факторного влияния на результативный показатель.

Отличие управленческого анализа от финансового

Финанализ (англ. financial analysis) связан с изучением основных показателей финансовых итогов деятельности и финансового состояния компании. Он позволяет:

  1. Комплексно оценить финансовое состояние.
  2. Выяснить финн. устойчивость, платежеспособность компании (насколько способна платить по счетам).
  3. Охарактеризовать ее реальное имущественное положение, распределение прибыли, результативность использования финансовых ресурсов.
  4. Определить рентабельность, оборачиваемость оборотных, основных средств за анализируемый период и проч. показатели деловой активности.

На основе его итогов и выводов управленцы могут принимать соответствующие решения. Финанализ вкупе с управленческим придает управленческим исследованиям наибольшую эффективность.

Ключевые критерии для сопоставления Управленческий анализ Финанализ
 

 

Для кого предназначен анализ

 

Только для внутреннего применения управленцами, др. персоналом (не разглашается)

Для собственных служб, в т. ч. функциональных руководителей, а также заинтересованных лиц извне, компетентных органов (ИФНС, инвесторы, проч.)
Объект исследования Как компания, так и ее подразделения Компания в целом
Источники данных для исследований Учетные данные по всей компании (задействуется вся система информации) Финансовая (бухгалтерская) отчетность
 

Когда применяют анализ

 

По мере надобности

При составлении фин. отчетности, как минимум единожды в год

Роль управленческого анализа в системе управления коммерческой организацией

Развитие любой компании напрямую зависит от деятельности руководителя, верности его решений. В этой модели профессиональной деятельности именно управленческий анализ — соединительное, связывающее звено между всеми применяемыми практиками управления. Его значимость наиболее выражена в следующем:

  1. Хорошие перспективы управленческий анализ имеет для целей определения точек роста бизнеса. Благодаря всеобъемлемости приемов, используемых в ходе исследования, получают более аргументированные результаты и выводы. Это позволяет принимать точные управленческие решения.
  2. В силу своей многоохватности данный анализ используют для изучения мотивации труда работников, а также времени работы, пассивного и активного труда, организационной культуры внутри компании.
  3. Наиболее объективная беспристрастная оценка состояния организации отмечается тоже при управленческом анализе. Все исследования проводятся с участием всей системы информации и в интересах владельцев. Соответственно, любые отклонения, искажения данных заведомо не целесообразны. Хотя при подготовке фин. отчетности для контролирующих органов некоторая идеализация все же присутствует.

Методы управленческого анализа. Пример

Допустим, условно говоря, в 3 кв. 2020 г. хлебокомбинат продал продукции на 400 тыс. руб., а во 2 кв. 2020 г. — 500 тыс. руб. Отсюда следует:

  1. Прибыль в 3 кв. уменьшилась на 100 тыс. руб. (500 — 400), что составляет 0,8 доли единицы (400 / 500).
  2. По сравнению со 2 кв. темп изменения прибыли в 3 кв. составил 80 % (400 / 500 * 100). Это означает, что прибыль в 3 кв. = 80% прибыли во 2 кв.
  3. Темп понижения прибыли в 3 кв. = 20 % (80% — 100%).

Расчету подлежат базисные и цепные темпы роста (прироста), причем по ряду временных интервалов (отношение следующего значения к предшествующему либо базисному). Относит. величина — удельный вес (доля отдельно взятой части) в процентах к совокупности либо в долях единицы, т. е. аликвотной дроби (см. расчет).

Оценка стоимости бизнеса Финансовый анализ по МСФО Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций
Амина С.
Оцените автора
Школа Инвестиционной оценки проектов, акций, бизнеса
Добавить комментарий

17 − 13 =