Яндекс
Яндекс (YNDX RX) сегодня обнародовал финансовые результаты за четвертый квартал и 2021 год в целом.
Таким образом, выручка увеличилась на 54% до 356,2 млрд рублей, а скорректированная EBITDA составила 32,1 млрд рублей. Следует отметить, что оба показателя оказались выше консенсус-прогноза (351,1 млрд руб и 30,4 млрд руб соответственно).
Сегодня на российском рынке бумаги бумаги прибавляют около 8%, а на предторгах в США котировки подскочили почти на 10%. Как правило, инвесторам нравится, когда отчетная компания работает лучше прогнозов. Также Яндекс выдвинул положительный прогноз на 2022 год. Таким образом компания планирует увеличить выручку на 40% до 490-500 млрд руб.
Что еще важно отметить в отчете?
Во-первых, Яндекс продолжает успешно реализовывать свою стратегию диверсификации бизнеса. Несмотря на хороший рост доходов от рекламы в четвертом квартале (+26%), ее доля в общем объеме упала до 44%. Другими словами, новый бизнес приносит компании 56% всей выручки и устраняет зависимость компании от рекламного рынка.
Во-вторых, это развитие абонентского обслуживания. Количество подписчиков Яндекс Плюс в 2021 году выросло на 79% до 12 млн пользователей. При этом около 80% из них оплачивают подписку, а доход от этого направления колеблется на уровне нескольких миллиардов рублей в месяц.
В-третьих, это направление электронной коммерции (не зря Яндекс вложил в Маркет около $600 млн). В 2021 году объем электронной коммерции GMV увеличился втрое до 160 млрд рублей. (+ 104 млрд руб.). Этому способствовал рост активных покупателей (в 2 раза до 9,8 млн) и активных продавцов (в 3 раза до 23,9 тыс.). Кроме того, ассортимент был расширен более чем в 12 раз. К концу 2022 года Яндекс ожидает, что электронная коммерция снова будет расти быстрее рынка. Таким образом, рост GMV может удвоиться в годовом выражении (+160 000 млн руб.).
Несколько слов о других направлениях. Таким образом, сервис «Такси» перевыполнил прогноз роста GMV на 2021 год: ожидался показатель на уровне 65-70%, а получилось вырасти на 75%, до 574 млрд руб. «Такси» растет, в основном, за счет увеличения объемов перевозок на рынках стран СНГ и EMEA. Для этой услуги международный бизнес может стать одним из основных двигателей роста в ближайшие годы.
Также «Яндекс» является лидером российского рынка «умных колонок». При этом сам рынок в 2021 году вырос в 3 раза. Выручка компании от умных устройств выросла в 2,6 раза до 9,6 млрд рублей. За все время Яндекс продал более 3 млн своих станций, а количество пользователей умного дома увеличилось в 4 раза в 2021 году, превысив миллион человек.
Успехи «Яндекса» и на международных рынках замечательны. Кстати, это очень важный аспект, на который инвесторы обращают особое внимание. Есть прогресс с беспилотными марсоходами в США, Дубае и Южной Корее, а также с маршрутами в Дубае и Турции. Служба такси уже работает в 20 странах (включая 11 европейских). Бизнес набирает обороты в странах EMEA, о чем свидетельствует рост GMV с 78% в 3 квартале до 164% в 4 квартале.
Вывод: «Яндекс» показал однозначно сильные результаты. Реакция рынка – лишнее тому подтверждение, даже несмотря на некоторую разрядку геополитической напряженности. Кстати, у нас есть акции Яндекса в одном из портфелей сервиса подписки, в расчете на догоняющий рост.
Фонтан