Инвестиции в IT

Инвестиции в IT

Можно ли сегодня инвестировать в российские акции? Какими будут первые ростки новой экономики? Чем новые отечественные IT-компании могут быть интересны для частного инвестора? Ответам на эти и другие вопросы был посвящен эфир канала Finversia, гостем которого стал основатель финтех-платформы для грузовых автопарков MUST Антон Редько.

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

Кризис и изменения на российском фондовом рынке

– Кризис экономический в России сейчас дополнен кризисом геополитическим и определенными инфраструктурными проблемами, которые больше повлияли на иностранные акции, но не могли совсем не затронуть и акции российские, – начал эфир Ян Арт, главный редактор Finversia.ru. – Этот кризис перетряхнет весь российский фондовый рынок. За счет встряски в унылом ряду российских «голубых фишек» появятся новые молодые компании, которые будут представлять интерес для частных инвесторов. Антон Редько как раз и представляет такую компанию и сегмент российского IT, который как раз благодаря сложившейся ситуации получил толчок к развитию.

– Можно осторожно заявлять, что сейчас зарождается новый рынок, на котором будут расти и развиваться новые бизнесы, – начал рассказ о своем бизнесе гость эфира, основатель финтех-платформы для грузовых автопарков MUST Антон Редько. – Я занимаюсь предпринимательством с 1996 года и видел уже много кризисов. Для меня как для предпринимателя кризис – это время перестройки бизнеса и поиска новых возможностей. На рынке сейчас произошел разрыв огромного количества связей. А задача предпринимателей – создавать новые связи. Для этого сейчас идеальное время.

– Традиционный фондовый рынок в кризис 2022 года проявил себя неоднозначно, – продолжал Антон Редько. – Объем ликвидности будет перераспределяться от «голубых фишек», которые сейчас не могут защитить от потерь, в пользу новых компаний. Через 3-5 лет мы увидим новую экономику. Большое количество технологий сейчас востребованы и активно развиваются. Во время пандемии были схожие события, появилось и быстро выросло множество новых сервисов.

Ян Арт выразил мнение части зрителей канала Finversia, которые скептически настроены к инвестициям на российском фондовом рынке, к перспективам роста российской экономики и сейчас опасаются ее обвала.

– Вариант с крайними состояниями системы, полным хаосом, непредсказуем и на этот случай нет смысла строить планы, – считает Антон Редько. – Если же говорить о реальной ситуации, то я верю, что все же мы не пойдем по крайнему сценарию. А это значит, что компании в России будут перестраиваться под новую реальность и использовать новые возможности.

– В разгар кризиса мы делали опрос на своем канале – готовы ли россияне продолжать инвестировать. 50% готовы совсем прекратить инвестировать, но еще 50% готовы продолжать инвестиции, – поделился мнением зрителей канала Ян Арт.

– Думаю, что инвестировать продолжат те, кто на следующие 10-20 лет будут владеть основной частью частного инвестиционного капитала, – считает Антон Редько. – Российский финансовый рынок обязательно будет существовать. Но мы увидим рынок с новыми участниками и новыми инструментами.

Ян Арт рассказал, что еще недавно предполагал, что отечественные IT-компании редко разрабатывает фундаментальные инструменты, а скорее заняты разработкой практических решений на основе ПО крупнейших мировых игроков.

– Это скорее рынок интеграции, – поделился своим взглядом на ситуацию Антон Редько. – Он испытывает определенные трудности сейчас при обслуживании технических решений, компании-разработчики которых ушли с российского рынка. Но мы зашли в мир лицензионного ПО сравнительно недавно. БОльшая часть IT-специалистов старше 40 лет прекрасно помнит время, когда мы обходились без лицензионного софта, но уже жили с высоким уровнем цифровизации.

Что касается разработки ПО, то эксперт считает, что в России исторически сильная школа IT, постоянно появляются интересные продукты. Но рынок России небольшой, поэтому многие компании выходят со своим софтом на мировой рынок и развиваются уже там. А сейчас многие проекты получат ускорение развития за счет грантов, которых стало гораздо больше. В России много талантливых разработчиков, и они сейчас очень востребованы.

Как и для чего создан сервис MUST

Ян Арт попросил гостя эфира рассказать о сути развиваемого им проекта.

Антон Редько рассказал, что проект MUST был создан на стыке рынка IT и коммерческого транспорта – грузовиков и всего, что с этим связано. Эксперт в рынке коммерческого транспорта уже больше 15 лет. С 2015 года серьезно занимается цифровизацией в применении именно к рынку грузовиков:

– Наша идея была в том, чтобы создать платформу для купли-продажи грузового автотранспорта и другой коммерческой техники, так как существующие платформы для этого приспособлены плохо. Сделав маркетплейс для купли-продажи грузового транспорта, мы получили ценный опыт. А с 2018 года я решил заниматься только IT-бизнесом и собрал подходящую для этого команду. Мы строим финансовый маркетплейс для рынка грузовиков. В России это рынок с оборотами около 3 трлн. рублей.

– Мы хотим создать набор сервисов – страхование, лизинг, выплаты для водителей, подбор и проверка водителей, купли и продажи автомобилей, – продолжал эксперт. Ядром нашего продукта стала автоматизированная систем риск-менеджмента: снижение рисков автопредприятий, снижение потерь предпринимателей и обеспечение развития их бизнеса. В России очень низкая эффективность грузоперевозок, это огромное поле работы как раз для рынка IT-решений.

Привлечение финансирования и Pre-IPO

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

Ян Арт поинтересовался у гостя, почему компания выбрала путь IPO и не пошла, например, по пути выпуска облигаций.

– У нашей компании есть несколько путей развития, – рассказал Антон Редько. – Мы можем развиваться за счет собственных средств, можем привлечь крупных инвесторов, продав им долю компании, и можем идти на розничный рынок. Для привлечения средств за счет выпуска облигаций нужен значительно больший масштаб бизнеса. Мы планируем выплату первых дивидендов по своим ценным бумагам с 2024 года. IPO для молодой растущей компании имеет большие плюсы. Мы станем публичной компанией, что поднимает уровень нашей ответственности. У нас появляется сообщество акционеров, к которым мы можем обращаться за советом и опытом. Так что IPO для нас – это не только про деньги.

– В России самый большой грузовой автопарк в Европе, это обусловлено размером страны, – продолжал эксперт. – Проект MUST сфокусирован на грузовиках с грузоподъемностью больше 3,5 тонн. Три основные наши направления – оптимизация затрат на лизинг, топливо и водителей. 60 тыс. рублей – средний годовой доход платформы MUST с каждого автомобиля. К 2026 году мы планируем выйти на выручку больше 4 млрд. рублей в год, это около 5% целевого рынка.

Антон Редько рассказал, что лизинговые компании в основном работают с новыми грузовыми автомобилями, а с бывшей в эксплуатации техникой им работать сложнее. При этом объем бывшей в эксплуатации коммерческой техники (включая грузовики) в 5 раз больше чем новой. Проект MUST представляет собой маркетплейс, на котором основные продавцы – страховые компании и банки, а основные покупатели – автопарки и транспортные компании. Сейчас компания MUST сфокусировалась на решении двух проблем – дефицита водителей и снижения аварийности вождения. Высокая аварийность прямо связана с большим годовым пробегом машин и с дефицитом опытных и ответственных водителей. Кроме того, у проекта MUST большой опыт работы со страховыми компаниями, которым предоставляются все необходимые возможности для страхования транспорта на выгодных условиях.

– Ваша компания зарегистрирована в России? – спросил Ян Арт. – Некоторые наши зрители считают это недостатком, как и сотрудничество с российскими технопарками.

– Наша компания зарегистрирована в России, мы также резиденты Сколково в Москве и Иннополиса в Татарстане, – ответил Антон Редько. – В 2022 году мы перевели все сервера и другую ИТ-инфраструктуру в Россию. Система платформы MUST собирает и обрабатывает больше 700 параметров по каждому грузовику, все ПО собственной разработки и оно не уступает мировым аналогам по производительности и надежности. Мы используем только легальные базы данных и открытые источники. Наша уникальность в обработке и хранении таких данных.

– На сегодня активная база клиентов платформы MUST – это больше 90 тысяч грузовиков и около 5 тысяч водителей, – продолжал эксперт. – Наш план – к 2026 году больше 500 тысяч грузовиков и 300 тысяч водителей. В сентябре текущего года мы создали совместное предприятие с «КАМАЗом», оно будет развивать наши сервисы внутри дилерской сети «КАМАЗа». С 2025 года мы планируем развитие не только в России, но и в Турции и странах БРИКС – Индии, Бразилии.

– В чем помогает резидентство Сколково? – поинтересовался Ян Арт.

– Есть разные плюсы от технопарков, – ответил Антон Редько. – Мы активные участники сообщества, это большой ресурс для поиска решений, команды консультантов и юристов. Участие в технопарках – важная часть нашей работы. Там есть деньги для проектов, есть нужные связи. Я считаю, что в Сколково нужно быть обязательно, если вы занимаетесь IT-проектами в России. Есть инвесторы, которые без резидентства в Сколково вообще не инвестируют в компании, для них это такой своеобразный знак качества.

Антон Редько рассказал, что идея Pre-IPO стала актуальной в ноябре 2021 года. Основатели сервиса изучили требования к публичной компании, и они оказались им близки. Компания предлагает хорошую доходность на инвестиции через дивиденды и рост капитализации. Первые дивиденды планируется начать выплачивать с 2024 года. Размещение акций в ходе Pre-IPO компания проводит совместно с партнером Альфа-Инвестиции, это дает возможность представить проект большому кругу инвесторов. Pre-IPO стартовало 11 октября и продлится до 27 октября 2022 года. Узнать больше о компании MUST и возможностях для частных инвесторов можно на сайте.

– Мы представили сегодня один из новых российских проектов, – подвел итоги эфира Ян Арт. – Кто-то из новых игроков может стать новым российским единорогом. Предприниматели сегодня проходят непростой тест. И я уверен, что они его успешно выдержат.

Москва.

Василий Жданов

Сооснователь школы "Инвестиционной оценки", инвестор, спикер в бизнес-школе РГГУ, автор книг-бестселлеров "Финансовый анализ предприятия с помощью коэффициентов и моделей", "Инвестиционная оценка проектов и бизнеса", "Прогнозирование доходности и риска инвестиций на фондовом рынке". Лауреат государственной премии за комплекс монографий в сфере экономики и управления предприятиями авиационной промышленности на базе информационных технологий. Лауреат премии Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу от Фонда развития отечественного образования

Оцените автора
Школа Инвестиционной оценки проектов, акций, бизнеса
Добавить комментарий

два × 1 =

Adblock
detector