Новая индексация тарифов РЖД не разгонит инфляцию

2 декабря на заседании правительства были одобрены проект финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на ближайшие три года. По новому плану расходы монополии вырастут до 1,02 трлн рублей в 2022 году и до 1,14 трлн рублей в 2023 и 2024 годах составят 1,1 трлн рублей. По словам премьер-министра Михаила Мишустина, инвестиции будут направлены на расширение восточного коридора, в том числе увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба, а также создание северной широтной железной дороги для развития транспортной инфраструктуры в регионе. Арктика, l обновление железнодорожного сообщения центрального транспортного узла и другие задачи.

Увеличение инвестиционной программы потребует индексации транспортных тарифов выше уровня инфляции: на 6,8% в 2022 году, на 6,6% в 2023 году и на 6,1% в 2024 году. Предлагаемая индексация значительно выше, чем в предыдущем трехлетнем периоде: 3,56% в 2019 г .; 3,5% в 2020 году; 3,7% в 2021 году. При этом было решено отказаться от уже обсуждавшегося перехода к индексации тарифов по индексу ценового давления, что может стать дополнительным инфляционным драйвером для экономики.

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

С экономической точки зрения повышение индексации тарифов РЖД необходимо для предотвращения дефицита инвестиционной программы РЖД в условиях роста цен на строительные материалы, металлы и топливо.

Предлагаемая индексация станет разовой и будет связана с уже продолжающимся повышением цен на основные товары, перевозимые по железной дороге. — лишь частично снизит прирост доходов экспедиторов. Так, по данным IPEM, в октябре 2021 г по сравнению с октябрем 2020 г транспортная составляющая услуг РЖД в цене угля снизилась с 30,2% до 10,4%; в цене удобрений — с 7,1% до 3,4%; в цене черных металлов — с 8,2% до 6,1%; в цене груза зерна — с 6,1% до 5,2%. Падение произошло именно из-за роста цен на все эти товары. Следует отметить, что в результате роста цен на металл выросли цены на многие стройматериалы, что также снизило транспортную составляющую в их цене. При этом, по данным РЖД, за период январь-ноябрь 2021 года загрузка углем на сети железных дорог России составила 29% от общего объема загрузки в период январь-ноябрь 2021 года; загрузка удобрений — 5%; грузы черных металлов и лом черных металлов — 7%; загрузка зерновых — 2%, загрузка стройматериалов — 10%. Иными словами, транспортная составляющая в ценах товаров, которая составляет половину нагрузки на железную дорогу, в этом году снизилась. Увеличение индексации тарифов РЖД лишь незначительно компенсирует его снижение.

Теоретически от новой индексации тарифов могут пострадать только грузовладельцы, цены по которым на железнодорожные перевозки в 2021 году не выросли. При этом они повысились практически на все крупногабаритные грузы, кроме некоторых специфических навалочных грузов. Строительство, где закупки с государственными контрактами, такими как песок или щебень, преобладают.

Однако небольшие риски влияния новых тарифов на инфляцию сохраняются, и для предотвращения этого необходим надзор регулирующих органов, в частности ФАС. Это отговорит отдельных получателей от повышения цен на свои товары под предлогом предполагаемого увеличения логистических затрат. Без вмешательства регуляторов будет преобладать стандартная логика следующего типа: «выросли тарифы на железных дорогах России — нужно поднять и цены на перевозимые товары».

Василий Жданов

Сооснователь школы "Инвестиционной оценки", инвестор, автор книг-бестселлеров "Финансовый анализ предприятия с помощью коэффициентов и моделей", "Инвестиционная оценка проектов и бизнеса", "Прогнозирование доходности и риска инвестиций на фондовом рынке", "Фундаментальный анализ акций с помощью коэффициентов и моделей". Лауреат премии за комплекс монографий в сфере экономики и управления предприятиями авиационной промышленности на базе информационных технологий. Лауреат премии Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу от Фонда развития отечественного образования

Оцените автора
Школа Инвестиционной оценки проектов, акций, бизнеса
Добавить комментарий

тринадцать + шестнадцать =