2 декабря на заседании правительства были одобрены проект финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на ближайшие три года. По новому плану расходы монополии вырастут до 1,02 трлн рублей в 2022 году и до 1,14 трлн рублей в 2023 и 2024 годах составят 1,1 трлн рублей. По словам премьер-министра Михаила Мишустина, инвестиции будут направлены на расширение восточного коридора, в том числе увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба, а также создание северной широтной железной дороги для развития транспортной инфраструктуры в регионе. Арктика, l обновление железнодорожного сообщения центрального транспортного узла и другие задачи.
Увеличение инвестиционной программы потребует индексации транспортных тарифов выше уровня инфляции: на 6,8% в 2022 году, на 6,6% в 2023 году и на 6,1% в 2024 году. Предлагаемая индексация значительно выше, чем в предыдущем трехлетнем периоде: 3,56% в 2019 г .; 3,5% в 2020 году; 3,7% в 2021 году. При этом было решено отказаться от уже обсуждавшегося перехода к индексации тарифов по индексу ценового давления, что может стать дополнительным инфляционным драйвером для экономики.
С экономической точки зрения повышение индексации тарифов РЖД необходимо для предотвращения дефицита инвестиционной программы РЖД в условиях роста цен на строительные материалы, металлы и топливо.
Предлагаемая индексация станет разовой и будет связана с уже продолжающимся повышением цен на основные товары, перевозимые по железной дороге. — лишь частично снизит прирост доходов экспедиторов. Так, по данным IPEM, в октябре 2021 г по сравнению с октябрем 2020 г транспортная составляющая услуг РЖД в цене угля снизилась с 30,2% до 10,4%; в цене удобрений — с 7,1% до 3,4%; в цене черных металлов — с 8,2% до 6,1%; в цене груза зерна — с 6,1% до 5,2%. Падение произошло именно из-за роста цен на все эти товары. Следует отметить, что в результате роста цен на металл выросли цены на многие стройматериалы, что также снизило транспортную составляющую в их цене. При этом, по данным РЖД, за период январь-ноябрь 2021 года загрузка углем на сети железных дорог России составила 29% от общего объема загрузки в период январь-ноябрь 2021 года; загрузка удобрений — 5%; грузы черных металлов и лом черных металлов — 7%; загрузка зерновых — 2%, загрузка стройматериалов — 10%. Иными словами, транспортная составляющая в ценах товаров, которая составляет половину нагрузки на железную дорогу, в этом году снизилась. Увеличение индексации тарифов РЖД лишь незначительно компенсирует его снижение.
Теоретически от новой индексации тарифов могут пострадать только грузовладельцы, цены по которым на железнодорожные перевозки в 2021 году не выросли. При этом они повысились практически на все крупногабаритные грузы, кроме некоторых специфических навалочных грузов. Строительство, где закупки с государственными контрактами, такими как песок или щебень, преобладают.
Однако небольшие риски влияния новых тарифов на инфляцию сохраняются, и для предотвращения этого необходим надзор регулирующих органов, в частности ФАС. Это отговорит отдельных получателей от повышения цен на свои товары под предлогом предполагаемого увеличения логистических затрат. Без вмешательства регуляторов будет преобладать стандартная логика следующего типа: «выросли тарифы на железных дорогах России — нужно поднять и цены на перевозимые товары».