Топливо – один из актуальных продуктов, в котором всегда будет нуждаться любой населенный пункт. Без него ни один транспорт (наземный, морской и воздушный) не сдвинется с места, а значит, экономика государства потерпит серьезный крах.
Авто- и мототранспорт будет всегда, а потому открытие АЗС всегда актуальная тема. А раз это так, стоит рассмотреть вопрос об открытии автозаправочной станции.
В этой статье будут учтены все тонкости открытия, а также риски открытия такого предприятия.
- Инфографика: Бизнес-план АЗС
- Краткое описание бизнеса по розничной торговле нефтепродуктами
- Основные типы моторного топлива (ГОСТы)
- Поставщики моторного топлива
- Режим работы АЗС
- Сильные стороны проекта
- Факторы риска
- Правовые риски
- Технологические риски
- Коммерческие риски
- План производства
- Оформление АЗС как бизнеса
- Оформление АЗС как промышленного объекта
- Выбор места
- Строительство помещения АЗС
- Закупка оборудования
- Основные маркетинговые методы и инструменты
- Организационная структура АЗС, зарплаты
- Рынок сбыта
- Основные конкуренты и их доли рынка
- Емкость рынка
- Целевая группа клиентов АЗС
- Финансовый план
- Первоначальные вложения
- Ежемесячные расходы
- Среднемесячная прибыль
- Срок окупаемости
- Скачать готовый бизнес-план автопроката
Инфографика: Бизнес-план АЗС
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Краткое описание бизнеса по розничной торговле нефтепродуктами
Рынок АЗС на сегодняшний день достигает пика. В каждом городе, большой он или нет, есть несколько АЗС, в том числе и от крупных брендов. А когда речь идет о городах-миллионниках, то там конкуренция доходит до абсурдно огромных размеров.
Основные типы моторного топлива (ГОСТы)
Каждое топливо, которое завозят на территорию АЗС, обладает своими особенностями.
Все эти типы топлива можно найти на среднестатистической заправки в любой точке мира.
- АИ-76. Таким топливом сегодня уже практически никто не пользуется.
- АИ-92. Из всех нынешних видов топлива — самое старое на сегодняшний день. Изготовлен на основе ГОСТ Р 51105-97.
- АИ-95. Основное топливо для автомобилей на бензиновом двигателе.
- АИ-98. Качество бензина в сравнении с 95-ым лучше.
- Дизель. Основное топливо для машин с дизельным двигателем.
- Евродизель. Качество тут лучше, чем у обычного варианта.
- Метан. Один из вариантов топлива на газе.
- Пропан. Альтернатива метану.
Поставщики моторного топлива
В большинстве случаев АЗС договаривается о сотрудничестве с нефтебазами таких фирм, как «Роснефть», «Лукойл», «Газпром», «Транснефть» и «Татнефть». В их нефтехранилищах есть столько топлива, сколько нужно. Причем его качество всегда высокое. Все поставки организуются так, чтобы топливо прибыло к АЗС максимально быстро.
Режим работы АЗС
При открытии АЗС нужно изучить предлагаемые форматы времени и выбирать наиболее подходящий вариант. Как правило, в большинстве объявлений упоминаются две смены для работников. Каждая из них длится по двенадцать часов.
При открытии АЗС предприниматель может изменить рабочий распорядок по своему желанию.
Сильные стороны проекта
Рассмотрим плюсы, которыми обладает автозаправочная станция:
- постоянный спрос;
- большой выбор каналов поставок и продаж;
- быстрая адаптация к новым условиям;
- индивидуальный подход к каждому клиенту.
Факторы риска
Открытие предприятия для заправки автотранспорта сопряжено с риском, который нужно учесть.
Рассмотрим то, с чем чаще всего сталкиваются при открытии такого рода станции.
Правовые риски
К таким негативным факторам относят, например, ужесточения требований к оборудованию, нарушения правил противопожарной безопасности, а также своевольное регулирование цен.
Технологические риски
Чаще всего речь идет о снижении спроса на ГСМ. Причиной этому являются новые двигатели, способные работать при отсутствии топлива.
Коммерческие риски
Ухудшение экономической ситуации заметно ударяет по работе АЗС, уменьшая получение прибыли.
План производства
План — важный документ, который нужен предпринимателю для постепенного продвижения к успеху. Оформление, строительство, закупка — все это нужно сделать для открытия АЗС.
Рассмотрим каждый этап подробнее.
Оформление АЗС как бизнеса
Многие желающие начать бизнес по торговле нефтепродуктами зачастую отказываются от своей идеи. Причина тому есть — наличие крупных конкурентов, таких как Лукойл, Газпром и прочие. Однако такие компании зачастую работают только в крупных городах, когда в городах поменьше начинающие предприниматели все же могут открыть свою автозаправку.
Даже в маленьких городах небольшая АЗС способна принести прибыль, поскольку легче будет заправиться там, нежели в крупных, но дальних точках.
Оформление АЗС как промышленного объекта
Многие предприятия пользуются различными транспортными средствами для пассажирских и грузоперевозок. Организация сама решит — заправиться на какой-нибудь заправке или разместить на своей территории станцию.
Второй вариант однозначно удобнее, поскольку предприятие само распоряжается своим ресурсом в виде топлива. Оно может как продавать топливо другим, так и использовать его для себя. В первом случае АЗС регистрируется для бизнеса. Во втором — в качестве промышленного объекта.
Выбор места
Расположение станции — один из важных критериев, от которого зависит успех АЗС. Лучше всего располагать там, где расположена хорошая транспортная развязка, а не краю населенного пункта.
Строительство помещения АЗС
Открывать АЗС лучше в собственном здании, отвечающее всем требованиям. Однако это требует больших финансовых вложений.
Закупка оборудования
Немало денег уйдет на оборудование, поскольку АЗС — довольно требовательный объект. Нужно закупить множество разной техники и прочих вещей, причем высокого качества, поскольку придется хранить взрывоопасный материал в любом его виде — жидком или в газообразном. Прежде всего, нужно постараться выбрать такие резервуары для хранения, которые будут прочны и долго прослужат. Все остальное можно приобретать по ходу дела.
Основные маркетинговые методы и инструменты
Прибыльность АЗС зависит не только от местоположения и начального капитала, вложенного в развитие, но и от маркетинговой стратегии. Без нее не получится дать всем знать об открытии новой заправочной станции с приятными ценами и лояльными условиями.
Лучше всего для продвижения подходят следующие способы:
- вывески;
- листовки;
- баннеры;
- рекламные публикации в СМИ и в Интернете.
Организационная структура АЗС, зарплаты
Для полноценной работы АЗС хватает всего лишь трех-четырех сотрудников. Иерархия следующая:
- Управляющий. Руководит АЗС, снабжает топливом, контролирует деятельность компании, связывается с поставщиками, корпоративными клиентами.
- Старший мастер-технолог. Контролирует работу оборудования, ликвидирует нарушения, пополняет расходные материалы.
- Оператор. Обслуживает клиентов, выдает топливо, работает со специальной программой по учету топлива, производит учет выдачи топлива и инкассацию выручки в конце смены.
Персонал | Кол-во | Зарплата на 1 сотрудника (руб.) | Зарплата Итого (руб.) |
Управляющий | 1 | 32 000 | 32 000 |
Старший мастер — технолог | 1 | 28 000 | 28 000 |
Оператор 1 | 1 | 25 000 | 25 000 |
Оператор 2 | 1 | 25 000 | 25 000 |
Бухгалтер (нанимается на условиях аутсорсинга) | 1 | 15 000 | 15 000 |
Итого | 125 000 |
Рынок сбыта
Рассмотрим все, что связано с рынком сбыта.
Основные конкуренты и их доли рынка
В России можно отметить один интересный факт — более 80% станций АЗС находится в распоряжении крупных компаний, таких как Роснефть, Лукойл, Газпром и т.п.
Больше всего регионов — у Роснефти (17), далее — у Лукойла (15). Все остальные холдинги охватываю меньшее количество регионов.
Емкость рынка
Работая над вопросом рентабельности, нужно учитывать, как много транспортных средств и как много дорог в конкретной области. Желающий открыть свою АЗС должен учитывать не только это, но и прочие статистические данные, которые могут определить успех всего предприятия.
Целевая группа клиентов АЗС
Целевой аудиторией АЗС являются все автомобилисты — неважно, какой двигатель находится внутри их транспортного средства: бензиновый или дизельный.
Составляя свой бизнес-план АЗС, предпринимателю стоит понять, что он не сможет привлечь всех клиентов. Он может рассчитывать где-то на 30% аудитории, не больше.
Финансовый план
Рассмотрим внимательнее финансовый план. Всем его пунктам следует подчиняться, дабы компанию ждал успех.
Первоначальные вложения
Чтобы открыть АЗС, нужно оплатить следующие расходы:
№ п/п. | Что оплачивается | Стоимость, руб. |
1 | Строительство АЗС с добавлением модулей | 2 100 000 |
2 | Закупка оборудования | 1 200 000 |
3 | Регистрация | 400 000 |
4 | Раскрутка | 90 000 |
5 | Прочие затраты | 30 000 |
В итоге для запуска колонки потребуется около 3 820 000 рублей.
Ежемесячные расходы
Теперь рассмотрим ежемесячные расходы. Выглядят они следующим образом:
№ п/п. | Что оплачивается | Стоимость, руб. |
1 | Закупка ГСМ | 3 500 000 |
2 | ФОТ | 250 000 |
3 | Уплата аренды | 50 000 |
4 | Амортизация | 30 000 |
5 | ЧОП | 25 000 |
6 | Продвижение в виде рекламы | 15 000 |
7 | Аутсорсинг | 10 000 |
8 | Коммунальные платежи | 6 000 |
В итоге каждый месяц нужно иметь где-то 3 886 000 рублей, чтобы все это оплатить.
Среднемесячная прибыль
Доход формируется за счет наценки, зависящей от спроса/предложения и дополнительных услуг. Средняя прибыль за месяц при ставке в 10% равна 500 тыс. рублей.
Срок окупаемости
АЗС уж точно не является быстро окупаемым проектом. Нужно как минимум 4 года, хорошие связи — только тогда проект окупит себя. Если работать под франшизой — понадобится на год меньше.
Скачать готовый бизнес-план автопроката
Скачать бизнес-план для открытия новой автозаправочной станции можно здесь.