Сегодняшняя статья посвящена теме бюджетного распределения как инструмента оптимизации и повышения внутреннего валового продукта (ВВП). Мы разберем задачу бюджетной политики в стране в целом и расскажем, какие бюджетные правила существуют. Также мы рассмотрим основные подходы для того, чтобы анализировать эффективность перераспределения, согласно мирового опыта, так как остается неизменно важным поддержание стабильности в экономике государства.
Понятие и цель бюджетной политики в государстве, бюджетные правила
Бюджетная политика любого государства ставит перед собой актуальную задачу – поддерживать оптимальный уровень расходов в бюджетном фонде на всех уровнях. Оптимальный уровень устанавливается с точки зрения баланса между бюджетной устойчивостью и финансированием социально-экономического развития страны.
Решить такую задачу можно путем использования определенных инструментов, к которым относятся, например, бюджетные правила. Они могут регулировать ситуацию и устанавливать количественные ограничения на определенные, выборочные показатели, например, на величину суммы государственного долга, а также на расходы, доходы и так далее. Именно благодаря этому они могут регулировать ситуацию со стоимостью внутреннего валового продукта.
Кроме того, чтобы воздействовать и регулировать показатели, связанные с числами, специально-установленные бюджетные правила имеют право и возможность фиксировать отдельные частные процессуальные нормы, которые направлены на то, чтобы внедрять практику бюджетного планирования и повышения актуальности и честности бюджетного процесса.
Важно отметить, что, в том случае, когда бюджетные правила разработаны эффективно и «с умом», тогда они будут способствовать и предупреждению формирования рисков, и расширению возможностей бюджетного фонда. Он должен адаптироваться под потребности, которые возникают в экономической сфере жизни населения государства, учитывая, что ее развитие имеет определенный цикл.
Бюджетные правила следуют еще одной важной цели – они могут сдерживать и минимизировать все расходы, которые мотивированы политическими условиями и стечениями обстоятельств. Связано это с тем, что политика может негативно влиять на уровень бюджетной устойчивости посредством:
- Неполной реализации контрциклического характера бюджетной политики. Это означает, что в период упадка в государстве сложившиеся расходы и траты можно финансировать посредством заемных средств. Эти действия направлены на то, чтобы стабилизировать экономическую обстановку в стране, но при этом, не повышаются ставки налоговых отчислений, ведь это может создать риск для переизбрания ответственных политических лиц.
- Возникновения необходимости переизбрания, при этом политики вынуждены финансировать средства в покрытие расходов, если результат может увидеть избиратель. Но, важно отметить, что большая доля расходов является непроизводственной.
- Попытки некоторых политиков отказываться от дополнительных расходов в силу ненадобности, из этого следует, что другие участники политических отношений, менее честные, могут использовать такую возможность и получить доступ к финансированию за счет бюджетных денежных средств.
Благодаря существованию бюджетных правил, можно использовать их как некие методы и инструменты для профилактики и недопущения возникновения проблем, которые могут появляться из-за политических разногласий и, возникающих дефицитных моментов в жизни населения и всего общества в целом.
Обратите внимание! Бюджетные правила являются очень гибкими, они могут быть применены, когда чрезвычайная ситуация возникает резко и неожиданно, это могут быть ситуации, когда, например, изменяется объем изготовления продукции или уровень инфляции за определенный период времени.
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Проблемы, возникающие при работе с бюджетными правилами
Но, несмотря на все положительные стороны действия бюджетных правил, они все же не могут на 100% разрешить проблему, которая возникает с невозможностью сократить бюджетные расходы, хотя бы за короткий срок, несмотря уже на более длительные периоды экономии. Чтобы держать уровень расходов правительства страны в размере 34% от стоимости внутреннего валового продукта (ВВП) на долгосрочную перспективу.
- Здесь и возникает главная проблема – отсутствие гибкости в конкретной ситуации. Когда отсутствует гибкость, тогда возникают сложности при совершении всевозможных бюджетных маневров и действий, которые связаны с оптимизацией непроизводственных расходов, в первую очередь.
- Вторая проблема – отсутствие контрциклического характера действия правил, пример этому можно увидеть на ситуации нефтегазовых доходов и целой сферы нефтедобычи, и распределения прибыли от продажи полученных ресурсов. В этом случае, отсутствие контрциклического характера несет за собой отсутствие поддержки страны в период ее экономического спада, получается, что от предприятий не поступают никакие дополнительные средства в государственный бюджет.
- Третья проблема – расходы на то, чтобы обслуживать государственный долг должны покрываться за счет новых заемных средств. Это очень удобно и выгодно, так как не подразумевает потери и несение бюджетных рисков, если, например, при длительном периоде, ставка заемных средств не превышает скорость роста внутреннего валового продукта (ВВП), а в короткий период, наоборот, не планируется скачок.
Виды основных подходов к анализу эффективности бюджетных расходов, посредством мирового опыта
Расходы государственных средств являются одним из важнейших компонентов определения стоимости внутреннего валового продукта (ВВП) всей страны.
Существует специальная формула:
Y = C + I + G + NX,
где Y – общий объем всех произведенных товаров в государстве,
(С+I+G+NX) – объем произведенных продуктов, который должен быть произведен.
В том случае, если государственные расходы начинают возрастать, тогда формула также будет меняться. Можно рассмотреть ее, в зависимости от частей, например, правая часть формулы является олицетворением спроса на товары и услуги в сфере экономики за определенный временной промежуток, и, в силу того, что государственные расходы также являются одним из элементов спроса, соответственно их рост оказывает положительное и прямое воздействие на уровень спроса.
Обратите внимание! Однако, в ситуации, когда государственные расходы растут это косвенно, но влияет на положение и развитие частного сектора, который имеет возможность определять остальные три компонента спроса.
Важно отметить, что рост государственных расходов отрицательно сказывается на потребление домашних хозяйств потому, что их рост должен быть сбалансированным, а увеличение совокупных налоговых сборов или одновременным, или через определенный промежуток времени. Так или иначе, но в обоих случаях произойдет снижение доходов домашнего хозяйства и потребления.
Кроме этого, в ситуации, когда государственные расходы начинают возрастать, положение инвестиционной активности значительно снижается. Соответственно, повышение уровня расходов оказывает негативное влияние на деятельность и развитие различных предприятий, которые планируют, что в дальнейшем, налоговая ставка отчислений на их вид деятельности повысится. Но на практике, такие налоги снижают не только доходность проектов в ожидании, но и на практике, что приводит к дестимуляции инвестиций.
Как итог – частные инвестиционные вложения вытесняются благодаря уровню государственного потребления, а в долгосрочный период это, и вовсе, ухудшает и снижает возможность подбора прибыльных инвестиционных проектов, соответственно отдача от инвестиций тоже стремительно будет падать.
Еще одно последствие увеличения уровня бюджетного перераспределения заключается в том, что оно снижает уровень спроса на ввоз из-за рубежа товаров и продуктов в Российскую Федерацию. А вместе с тем, будет увеличиваться процентная ставка, в силу роста спроса на денежные средства при условии роста номинального внутреннего валового продукта (ВВП). Такие изменения могут привести к тому, что национальная валюта будет укрепляться, а уровень экспортных оборотов будет значительно снижен, в большинстве случаев он падает до показателей, с которыми население просто не может спокойно и плодотворно вести какую-либо деятельность.
Заключение
В заключении хочется сказать, что несмотря на ожидаемый рост государственных расходов (которые рассчитываются из бюджетных фондов) и перераспределения средств государственного бюджета, это негативно скажется, прежде всего, на объеме потребления домашних хозяйств, совокупных инвестиционных средств и чистого экспорта. А исправить ситуацию и повернуть ее в обратную сторону можно только в том случае, если будет расти уровень государственного потребления, что неизбежно отразится на уровне спроса.
А вот здесь в ход вступает вторая сторона формулы, ее необходимо учитывать, чтобы анализировать ситуацию в целом и смотреть на нее объективно. Вторая сторона формулы представляет собой предложение. Если рассматривать макроэкономическую теорию, то в ней говорится о том, что предложение на товары и услуги характеризуется тремя переменными. К переменным можно отнести: технологию производства, капитал и эффективный труд. Если хотя бы одна переменная увеличивается в процентном соотношении, соответственно, растет и объем спроса.