Бюджетное перераспределение как инструмент оптимизации и повышения ВВП

Сегодняшняя статья посвящена теме бюджетного распределения как инструмента оптимизации и повышения внутреннего валового продукта (ВВП). Мы разберем задачу бюджетной политики в стране в целом и расскажем, какие бюджетные правила существуют. Также мы рассмотрим основные подходы для того, чтобы анализировать эффективность перераспределения, согласно мирового опыта, так как остается неизменно важным поддержание стабильности в экономике государства.

Понятие и цель бюджетной политики в государстве, бюджетные правила

Бюджетная политика любого государства ставит перед собой актуальную задачу – поддерживать оптимальный уровень расходов в бюджетном фонде на всех уровнях. Оптимальный уровень устанавливается с точки зрения баланса между бюджетной устойчивостью и финансированием социально-экономического развития страны. 

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

Решить такую задачу можно путем использования определенных инструментов, к которым относятся, например, бюджетные правила. Они могут регулировать ситуацию и устанавливать количественные ограничения на определенные, выборочные показатели, например, на величину суммы государственного долга, а также на расходы, доходы и так далее. Именно благодаря этому они могут регулировать ситуацию со стоимостью внутреннего валового продукта. 

Кроме того, чтобы воздействовать и регулировать показатели, связанные с числами, специально-установленные бюджетные правила имеют право и возможность фиксировать отдельные частные процессуальные нормы, которые направлены на то, чтобы внедрять практику бюджетного планирования и повышения актуальности и честности бюджетного процесса. 

Важно отметить, что, в том случае, когда бюджетные правила разработаны эффективно и «с умом», тогда они будут способствовать и предупреждению формирования рисков, и расширению возможностей бюджетного фонда. Он должен адаптироваться под потребности, которые возникают в экономической сфере жизни населения государства, учитывая, что ее развитие имеет определенный цикл. 

Бюджетные правила следуют еще одной важной цели – они могут сдерживать и минимизировать все расходы, которые мотивированы политическими условиями и стечениями обстоятельств. Связано это с тем, что политика может негативно влиять на уровень бюджетной устойчивости посредством: 

  • Неполной реализации контрциклического характера бюджетной политики. Это означает, что в период упадка в государстве сложившиеся расходы и траты можно финансировать посредством заемных средств. Эти действия направлены на то, чтобы стабилизировать экономическую обстановку в стране, но при этом, не повышаются ставки налоговых отчислений, ведь это может создать риск для переизбрания ответственных политических лиц.
  • Возникновения необходимости переизбрания, при этом политики вынуждены финансировать средства в покрытие расходов, если результат может увидеть избиратель. Но, важно отметить, что большая доля расходов является непроизводственной. 
  • Попытки некоторых политиков отказываться от дополнительных расходов в силу ненадобности, из этого следует, что другие участники политических отношений, менее честные, могут использовать такую возможность и получить доступ к финансированию за счет бюджетных денежных средств. 

Благодаря существованию бюджетных правил, можно использовать их как некие методы и инструменты для профилактики и недопущения возникновения проблем, которые могут появляться из-за политических разногласий и, возникающих дефицитных моментов в жизни населения и всего общества в целом. 

Обратите внимание! Бюджетные правила являются очень гибкими, они могут быть применены, когда чрезвычайная ситуация возникает резко и неожиданно, это могут быть ситуации, когда, например, изменяется объем изготовления продукции или уровень инфляции за определенный период времени.

Оценка стоимости бизнеса Финансовый анализ по МСФО Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций

Проблемы, возникающие при работе с бюджетными правилами  

Но, несмотря на все положительные стороны действия бюджетных правил, они все же не могут на 100% разрешить проблему, которая возникает с невозможностью сократить бюджетные расходы, хотя бы за короткий срок, несмотря уже на более длительные периоды экономии. Чтобы держать уровень расходов правительства страны в размере 34% от стоимости внутреннего валового продукта (ВВП) на долгосрочную перспективу. 

  1. Здесь и возникает главная проблема – отсутствие гибкости в конкретной ситуации. Когда отсутствует гибкость, тогда возникают сложности при совершении всевозможных бюджетных маневров и действий, которые связаны с оптимизацией непроизводственных расходов, в первую очередь.
  2. Вторая проблема – отсутствие контрциклического характера действия правил, пример этому можно увидеть на ситуации нефтегазовых доходов и целой сферы нефтедобычи, и распределения прибыли от продажи полученных ресурсов. В этом случае, отсутствие контрциклического характера несет за собой отсутствие поддержки страны в период ее экономического спада, получается, что от предприятий не поступают никакие дополнительные средства в государственный бюджет. 
  3. Третья проблема – расходы на то, чтобы обслуживать государственный долг должны покрываться за счет новых заемных средств. Это очень удобно и выгодно, так как не подразумевает потери и несение бюджетных рисков, если, например, при длительном периоде, ставка заемных средств не превышает скорость роста внутреннего валового продукта (ВВП), а в короткий период, наоборот, не планируется скачок. 

Виды основных подходов к анализу эффективности бюджетных расходов, посредством мирового опыта

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

Расходы государственных средств являются одним из важнейших компонентов определения стоимости внутреннего валового продукта (ВВП) всей страны. 

Существует специальная формула: 

Y = C + I + G + NX, 

где Y – общий объем всех произведенных товаров в государстве,

(С+I+G+NX) – объем произведенных продуктов, который должен быть произведен. 

В том случае, если государственные расходы начинают возрастать, тогда формула также будет меняться. Можно рассмотреть ее, в зависимости от частей, например, правая часть формулы является олицетворением спроса на товары и услуги в сфере экономики за определенный временной промежуток, и, в силу того, что государственные расходы также являются одним из элементов спроса, соответственно их рост оказывает положительное и прямое воздействие на уровень спроса. 

Обратите внимание! Однако, в ситуации, когда государственные расходы растут это косвенно, но влияет на положение и развитие частного сектора, который имеет возможность определять остальные три компонента спроса. 

Важно отметить, что рост государственных расходов отрицательно сказывается на потребление домашних хозяйств потому, что их рост должен быть сбалансированным, а увеличение совокупных налоговых сборов или одновременным, или через определенный промежуток времени. Так или иначе, но в обоих случаях произойдет снижение доходов домашнего хозяйства и потребления. 

Кроме этого, в ситуации, когда государственные расходы начинают возрастать, положение инвестиционной активности значительно снижается. Соответственно, повышение уровня расходов оказывает негативное влияние на деятельность и развитие различных предприятий, которые планируют, что в дальнейшем, налоговая ставка отчислений на их вид деятельности повысится. Но на практике, такие налоги снижают не только доходность проектов в ожидании, но и на практике, что приводит к дестимуляции инвестиций.  

Как итог – частные инвестиционные вложения вытесняются благодаря уровню государственного потребления, а в долгосрочный период это, и вовсе, ухудшает и снижает возможность подбора прибыльных инвестиционных проектов, соответственно отдача от инвестиций тоже стремительно будет падать. 

Еще одно последствие увеличения уровня бюджетного перераспределения заключается в том, что оно снижает уровень спроса на ввоз из-за рубежа товаров и продуктов в Российскую Федерацию. А вместе с тем, будет увеличиваться процентная ставка, в силу роста спроса на денежные средства при условии роста номинального внутреннего валового продукта (ВВП). Такие изменения могут привести к тому, что национальная валюта будет укрепляться, а уровень экспортных оборотов будет значительно снижен, в большинстве случаев он падает до показателей, с которыми население просто не может спокойно и плодотворно вести какую-либо деятельность. 

Заключение 

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

В заключении хочется сказать, что несмотря на ожидаемый рост государственных расходов (которые рассчитываются из бюджетных фондов) и перераспределения средств государственного бюджета, это негативно скажется, прежде всего, на объеме потребления домашних хозяйств, совокупных инвестиционных средств и чистого экспорта.  А исправить ситуацию и повернуть ее в обратную сторону можно только в том случае, если будет расти уровень государственного потребления, что неизбежно отразится на уровне спроса. 

А вот здесь в ход вступает вторая сторона формулы, ее необходимо учитывать, чтобы анализировать ситуацию в целом и смотреть на нее объективно. Вторая сторона формулы представляет собой предложение. Если рассматривать макроэкономическую теорию, то в ней говорится о том, что предложение на товары и услуги характеризуется тремя переменными. К переменным можно отнести: технологию производства, капитал и эффективный труд. Если хотя бы одна переменная увеличивается в процентном соотношении, соответственно, растет и объем спроса.

Оценка стоимости бизнеса Финансовый анализ по МСФО Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций
Амина С.
Оцените автора
Школа Инвестиционной оценки проектов, акций, бизнеса
Добавить комментарий

12 − 3 =