Состав финансовых органов России и их основные функции.
- Понятие государственных органов в сфере финансовой политики
- Юридическая база
- Финансовые органы Российской Федерации
- Министерство финансов Российской Федерации
- Министерские органы в регионах, в ведение которых входит управление финансово-экономической деятельностью
- Правительство Российской Федерации
- Государственные органы, которые осуществляют деятельность с государственными пошлинами
Понятие государственных органов в сфере финансовой политики
Финансовые органы представляют собой ряд специальных узкопрофильных управленческих организаций, созданных государством, выполняющих функции по контролю за оборотом денег в конкретном государстве с опорой на унифицированных правилах экономического планирования.
Деятельность органов государства в области финансов направлена на реализацию мер, обеспечивающих исполнение другими организационными структурами законодательных норм в области финансовой организации государства.
Финансовые органы осуществляют контроль за движением государственных финансов, который осуществляет действия по контролю за:
- Юридической, нормативной, расчетной и иной документацией государства.
- Осуществлением учёта различных типов.
- Экономических, в частности, финансовых операций.
- Средствами из бюджета и другими экономическими ресурсами.
- Экономические показатели национального производства.
- Уровень использования информационно-технических систем и так далее.
К органам, которые выполняют часть функций и задач в сфере финансовой политики, относятся:
- Министерство финансов Российской Федерации (наименование данного органа часто применяется в сокращённой форме– Минфин РФ).
- Министерские органы, к функциям которых относят управление деятельностью в области экономики и финансов, и финансовые управления регионов, находящихся в Российской Федерации (в частности, финансовые управления городов федерального значения – Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга).
- Административные управления, специальные отделы и департаменты, включённые в администрации муниципалитетов Российской Федерации, в функционал которых включается управление и контроль за оборотом денежных средств.
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Юридическая база
Законодательный акт | Что представлено в законе |
Конституция Российской Федерации | Конкретизированы основные функции и понятие Правительства Российской Федерации |
Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 №4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» | Представлен перечень функций деятельности Правительства Российской Федерации |
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 №329 (в редакции от 29 ноября 2021) «О Министерстве финансов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 января 2022) | Представлены функции Министерства Финансов Российской Федерации |
Налоговый кодекс Российской Федерации (пункт 2 статьи 54, абзац 3 пункта 1 статьи 83, статья 145, абзац 2 пункта 1 статьи 64, глава 25.3) |
|
Федеральный закон от 27 июля 2010 №229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации…» | Изменение функций Министерства финансов Российской Федерации: исключение некоторых из ранее существовавших |
Финансовые органы Российской Федерации
Министерство финансов Российской Федерации
Министерство финансов в России представляет собой орган государственный орган власти, имеющий полномочия власти исполнительного типа, работа которого должна регулировать и проводить экономическую политику государства (в том числе, регулировать бюджет государства, налогообложение, финансы и операции на валютном рынке и т.д.), а также осуществлять контроль за работой организаций, которые осуществляют исполнительную власть в финансовой области. Помимо этого, Министерство финансов наделено правом издавать нормативно-правовых актов в области финансов, имеющих юридическую силу на территории Российской Федерации.
По той причине, что Министерство финансов является одним из основных участников налоговых правоотношений и субъектном права в области налогообложения, оно имеет ряд уникальных функций и полномочий, которые не представлены больше ни одному государственному органу в области финансовой политики.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующий функционал:
- Оформляет разъяснения в письменной форме по темам, касающимися исполнения налогового законодательства, каждому субъекту экономической деятельности в области финансов, в частности, лица, выплачивающие налоги, работники консолидированных групп, специальные государственные органы, лица и организации, осуществляющие сбор налогов и прочее.
- Определяет в соответствии с законодательством правила и статьи доходов и расходов и сроки реализации и выполнения определённых действий в области хозяйствования в рамках деятельности индивидуальных предпринимателей.
- Определяет сроки и правила постановки на учёт в налоговые органы.
- Определяет и утверждает способы оформления уведомлений, которые согласно действующему законодательству освобождают от обязанностей, предусматривающих уплату налоговых выплат, непосредственно зависимых от изменений налога на добавленную стоимость.
Исходя из сложившейся ситуации Министерство финансов Российской Федерации может выполнять функцию, по которой предусматривается право давать отсрочку налогоплательщику определённого перечня налогов, штрафов и пени.
Ранее Минфин Российской Федерации выполняло функцию и по определению правил документального оформления деклараций и расчётов по налоговым данным, но с 2010 года данная функция больше не включается в полномочия Министерства финансов РФ.
Министерские органы в регионах, в ведение которых входит управление финансово-экономической деятельностью
Как было сказано ранее, в финансовую систему органов государственной власти включаются не только федеральные, но и региональные и муниципальные органы. Безусловно, они имеют гораздо меньше функций, чем государственные органы федерального значения.
Полномочия подобных органов сильно ограничены. В качестве основных функций можно выделить:
- Проведение работы (в рамках ответов на вопросы и заявления) для субъектов налогообложения (тетю кто платит налоги и налоговых агентов) по правилам использования на практике ряда нормативно-правовых актов как федеральных, так и региональных, местных в сфере налогообложения;
- Помощь в определении способов и правил оплаты и сбора налоговых выплат и других выплат в рамках муниципалитета или региона.
Правительство Российской Федерации
Правительство РФ не является полностью финансовым органом, это орган исполнительной власти Российской политической системы. Основные функции и полномочия Правительства РФ перечислены в Конституции РФ и ФКЗ «О Правительстве РФ». Из перечисленных законов взяты функции, которые уполномочено выполнять Правительство в сфере финансовой политики:
- Осуществлять реализацию основных мер в рамках политики Российской Федерации в области налогообложения, а также осуществлять юридическое государственное регулирование её реализации.
- Издавать законодательные акты, имеющие юридическую силу на территории Российской Федерации.
- Принимать участие в каком-либо типе правовых отношений в сфере налогообложения, который предполагает реализацию или от реализации мер по предоставлении рассрочки для уплаты налоговых выплат на государственном уровне. При этом, время, которое может предоставлено объекту налогообложения в качестве отсрочки не должно быть меньше одного года и не должно быть больше трёх лет).
Государственные органы, которые осуществляют деятельность с государственными пошлинами
Взимание или возврат государственных пошлин тоже является одной из операциях в области финансовой политики государства. Только ряд органов государства имеет полномочия для работы с государственным пошлинами. Среди таких органов представлены:
- Конституционный суд Российской Федерации.
- Иные суды регионов, включённых в состав Российской Федерации (в частности, арбитражные, суды общей юрисдикции).
- Судьи, осуществляющие деятельность в мировом суде.
- Нотариусы, осуществляющие деятельность в специальных конторах, сформированных государством.
- Муниципальные органы, которые получили право частичной реализации функций нотариусов.
- Лица, занимающие должности в органах исполнительной власти.
- Лица, работающие органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
- Министерство иностранных дел Российской Федерации (сокращённо – МИД РФ) и его представительства, осуществляющие деятельность в Российской Федерации.
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (сокращённо – Роскомнадзор).
- Федеральная служба по надзору в области здравоохранения (сокращённо -Росздравнадзор).
- Федеральная служба по интеллектуальной собственности.
Вышеперечисленные органы государственной власти осуществляют ограниченный ряд функций в области финансовой политики, в частности:
- Принятие решений о возможности получения налогоплательщиком отсрочки для уплаты государственной пошлины.
- Возврат переплат субъекту налогообложения уплаченной пошлины в пользу государства.
В случае, если объект налогообложения переплатил пошлину, дело может быть рассмотрено в судах либо общей юрисдикции, либо в мировом суде. В случае положительного решения суда по возвращению переплаты объект налогообложения может получить свои средства назад только после получения официального разрешения от налогового органа.