Статья посвящена теме исторических предпосылок и объективной необходимости доверия в финансовых операциях. Мы разберем, что представляет собой доверие населения к организациям в целом и расскажем, почему уровень доверия в финансовых операциях внутри государства необходимо поднимать. А также, с чем связано возникновение необходимости в доверии между участниками финансовой операции.
Что такое доверие и почему оно необходимо в финансовых операциях
Доверие, в первую очередь – фундамент для развития всего банковского сектора, а уровень доверия складывается у вкладчиков денежных средств в банковские организации. Когда граждане выбирают банковскую организацию, они ориентируются в своем выборе на репутацию данной организации и на персонифицированную норму доверия.
Исходя из уровня доверия населения к банковским учреждениям, оно понимает, где можно получить гарантию сохранности и безопасности денежных средств, которые находятся в банке. Также, граждане получат и право на то, чтобы требовать возврат средств + дополнительную компенсацию за их использование банком. Коммерческие организации самостоятельно принимают решение, куда вкладывать денежные средства доверителей, чтобы приумножить капитал и получить большую выгоду не только для себя, но, и чтобы вернуть добавленную компенсацию вкладчикам. Однако если права какой-либо стороны нарушаются, это неизбежно ведет к снижению доверия со стороны населения.
Исходя из этого, можно сказать, что институт доверия стоит во главе организации и развития банковского сектора, соответственно нужно контролировать его показатели.
Если говорить о высоком уровне доверия к банковским организациям, то об этом свидетельствует активное пользование финансовых услуг. Отношение и частота обращения к банку определяет уровень доверия гражданина.
Банковские организации представляют собой те учреждения, которые приумножают капитал и определяют уровень экономики в государстве. Соответственно, чем выше уровень доверия к таким учреждениям, тем выше уровень экономики в стране. Доверие напрямую взаимосвязано с состоянием экономической сферы жизни общества. Например, при малом уровне доверия, банки будут располагать небольшим капиталом, что скажется на их возможности обеспечивать ипотечные кредиты и выдавать заемные средства. Объем таких услуг сильно сократиться за счет маленького объема капитала.
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Необходимость доверия в финансовых операциях: исторические предпосылки
Для того, чтобы доверие могло хоть в каком-то виде прослеживаться в рыночных отношениях, ему пришлось пройти долгий путь становления.
Например, в 1930-х годах в Соединенных Штатах Америки произошел крах банковской системы. Случилось это впоследствии слушаний в Конгрессе, они были посвящены обсуждению деятельности банковских организаций в период Великой депрессии. В итоге был принят законопроект Гласса-Стиголла, суть которого заключается в разделении банковского сектора от рынка ценных бумаг.
Похожая ситуация случилась и в Российской Федерации на финансовом рынке в 2004 году. В это время было принято решение о создании агентства по страхованию вкладов физических лиц.
Сама специфика доверительного отношения, как экономической категории, заключается в том, что доверие к организации и ее деятельности может находиться, как на высоком уровне, так и на среднем, низком.
Экономическое доверие, само по себе, является ключом к расширению системы рыночного финансового посредничества. Оно необходимо, чтобы владельцы финансового ресурса могли доверять его финансовым организациям и учреждениям, а они, в свою очередь, могли бы предоставлять финансовые ресурсы клиента другим предприятиям и институтам, которые не являются их собственностью и не участвуют в отношениях напрямую, но могут развить ресурсы и приумножить капитал.
Если рассматривать функциональные системы, доверительное отношение в них является главным аспектом для постоянного, бесперебойного функционирования финансового капитала и финансовых услуг.
Какие принципы реализует финансовое законодательство
Выделяют восемь основных принципов, которые реализует финансовое законодательство, ниже мы подробнее разберем каждый:
- Первый принцип – принцип законности. Он заключается в том, что вся деятельность, которая связана с государственными финансами регламентируется и контролируется всеми нормами финансового права. А соблюдение установленных норм может существовать за счет применения мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю. Этот принцип напрямую влияет на доверие со стороны граждан, так они сразу будут понимают, что, хотя бы, со стороны закона, организация «чиста».
- Второй принцип – принцип гласности. Такой принцип при ведении финансовой деятельности можно выразить в информировании населения о содержании каких-либо финансовых документов. Доверие складывается из общего уровня владения информацией обо всем, что происходит вокруг банковских организаций.
- Третий принцип – принцип федерализма. Данный принцип прослеживается в финансовом праве в ситуации, когда в конституции Российской Федерации разграничиваются полномочия власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и финансовой отрасли.
- Четвертый принцип – принцип плановости. Он заключается в том, что деятельность государства, связанная с финансами, в своем основании держит систему финансово-плановых актов. Структура финансово-плановых актов, порядок их составления и утверждения, а также исполнения, фиксируются в специальных нормативно-правовых актах. Контроль за выполнением операций также позволяет гражданам убедиться в том, что операции действительно проходят по плану и без проблем, с выполнением всех обязательств участников отношений.
- Пятый принцип – принцип социальной направленности финансово-правового регулирования. Этот принцип подразумевает, что регулирование будет затрагивать необходимые вопросы и проблемы всего общества.
- Шестой принцип – принцип самостоятельности органов местного самоуправления в процессе формирования и распределения местных финансов.
- Седьмой принцип – принцип единства финансовой политики и системы денежных средств.
- Восьмой принцип – принцип разделения функций в области финансовой деятельности, которая основана на разделении законодательной власти от исполнительной власти.
Текущее положение дел с доверием в России
На данный момент, уровень доверия в Российской Федерации не только к банковским организациям, но и к бизнесу, СМИ и общественным структурам в целом – крайне низок. Существует немало исследований, на основании которых сложился такой вывод, одно из них предоставляет консалтинговая компания Edelman Trust Barometer (по ее данным, Россия занимает последнее место среди стран по уровню доверия населения).
Другие организации также отслеживают уровень доверия к банковским системам в стране. Например, по данным Всемирного обзора ценностей, доверие к крупным организациям, в том числе и банковским, испытывает лишь треть граждан. НИУ ВШЭ также показывает статистику в 35%, а вот небольшим организациям доверяет еще меньше, примерно 24% граждан.
Обратившись к истории, можно сказать, что более трех десятилетий в государстве реализуются рыночные отношения, однако частный бизнес все равно кажется чем-то странным и продолжает настораживать население. Многие эксперты считают, что такая настороженность связана с недостаточной «прозрачностью» бизнеса и с тем, что он практически не несет социально ответственности. Так как нет социальной ответственности, значит, что сами предприниматели не заинтересованы в повышении уровень лояльности и доверия к своей организации.
Кроме этого, еще с 1990-х годов доверие народа в принципе пошатнулось в связи с особенностями происходивших изменений по всей стране, соответственно, в сознании общества отпечаталось недоверие к любому бизнесу.
Как не допустить снижения уровня доверия
После проведения различных исследований, было выявлено, что пять определенных факторов влияют на формирование доверия и именно за их показателями необходимо следить для эффективной работы по повышению уровня доверия среди населения.
- Первый фактор – честность. Такой фактор является гарантией того, что две стороны отношений будут выполнять свои обязательства, при этом, никто не будет «ущемлять» их права.
- Второй фактор – целостность рынка. Здесь говорится о том, что участники рынка должны видеть единые правила для осуществления деятельности на рынке, а показатели спроса и предложения действительно обоснованы.
- Третий фактор – управление конфликтами. Этот фактор связан с предоставлением клиентам уверенности в открытости к ним организации и не использовании привилегий в иных целях, кроме тех, которые направлены на эффективное сотрудничество. Управление конфликтами позволяет получить клиентам банковских организаций уверенность в том, что те финансовые операции, которые совершаются от их имени, не будут противоречить законодательству или иным нормам.
- Четвертый фактор – компетентность. Данный фактор должен способствовать тому, что клиенты организации могут положиться на компетентность в действиях участников рынка, и реализацию их обязанностей.
- Пятый фактор – фактор коммуникации и конфиденциальности. Такой фактор необходим для устранения искажений и «фейков» в информационных потоках между участниками оптовых рынков.