В сегодняшней статье мы расскажем об особенностях финансового регулирования социальных процессов. Мы разберем особенности финансового регулирования через его методы влияния на социальные процессы всего общества в государстве. Но, важно отметить, что особенности финансового регулирования социальных процессов заключаются в том, что такое воздействие осуществляется именно исходя из различных аспектов. Например, с аспекта финансовой помощи или с содействия развитию рынков, что несет за собой появление новых рабочих мест.
Особенности методов финансового регулирования социальных процессов
Метод №1
Первый метод – метод финансирования гарантированных государством прямых денежных выплат населению. К таким денежным выплатам относятся – пенсия, пособия, стипендия, компенсация, субсидия, материальная помощь гражданам.
К социальным выплатам, которые реализуются в Российской Федерации, относятся:
- Пенсии, которые начисляются по старости или потере одного кормильца, инвалидности, пенсии за выслугу трудовых лет.
- Пособия по временной или постоянной нетрудоспособности, пособия на рождение и уход за детьми, на погребение, пособия по безработице и, направленные на помощь мигрантам.
- Стипендии для студентов, в том числе для тех, кто живет в малоимущей семье.
- Субсидии, которые выделяются для решения жилищных вопросов.
- Материальная помощь малоимущему населению.
Федеральное законодательство устанавливает и контролирует преимущественную часть выплачиваемых денежных средств, однако часто выплаты осуществляются по месту жительства\работы нуждающегося гражданина. Также выплаты можно получить через исполнительные органы субъектов Российской Федерации и муниципальные учреждения.
В данный момент Фонд компенсации в составе федерального бюджета осуществляет реализацию некоторых актов, которые связаны с мерами социальной защиты граждан в Российской Федерации. В этом случае, Фонд компенсации направляет денежные средства федерального бюджета в региональные бюджеты в форме субсидий и субвенций.
Если говорить о субъектах Российской Федерации, то они имеют право самостоятельно реализовывать социальную политику, в частности, предусматривать незапланированные надбавки к выплатам, исходя из специфики региона. Поэтому в системе, где полномочия субъектов разделяются, огромное значение отводится тому, чтобы решать вопросы, которые касаются обязательств по социальным гарантиям.
Метод №2
Второй метод – метод финансирования льгот для определенных категорий граждан при оплате или получении товаров и услуг. Такой метод регулирования особенно актуален в связи с тем, что часто возникает вопрос между тем, предоставлять ли денежные выплаты или льготу на частичную оплату услуг и товаров.
Если рассматривать такой метод с точки зрения нуждающегося человека, тогда ему, конечно, больше придутся «по душе» денежные средства, нежели льгота на товар или услугу. Так как он сможет самостоятельно определить, какая финансовая цель предпочтительнее. Кроме этого можно сказать, что денежные выплаты являются адресными, а значит более эффективными.
В то же время, замена льгот на денежные выплаты в свободной для растраты форме, может привести к еще большему усугублению ситуации в жизни населения. Еще одна причина, по которой данная замена не будет являться целесообразной, заключается в том, что общественные и личные предпочтения нуждающегося гражданина разнятся.
А предоставление социальной льготы для граждан основывается на бюджетном субсидировании поставщиков услуг. Но не существует конкретного правила о том, как принимать решение в вопросе субсидирования. Например, в двух абсолютно одинаковых по показателям городах, услуги городского транспорта могут оплачиваться: в первом случае – из средств городского бюджета, во втором случае – из собственных средств пассажиров.
Метод №3
Третий метод – метод государственной финансовой поддержки, которая необходима для, ориентированных на производство потребительских товаров и услуг, отраслей. Такой метод представляет собой одну из форм финансовой поддержки от государства тех отраслей, которые производят потребительские товары и товары первой необходимости, вместе с налоговыми льготами и государственными\муниципальными заказами.
Пример использования механизма государственного заказа представляет собой закупку в некоторых субъектах Российской Федерации товаров с параллельной стабилизацией цен на эти закупленные товары. Такое действие является одновременно и мерой поддержки потребителя услуги и мерой поддержки производителя.
Метод №4
Четвертый метод – метод налогового регулирования доходов граждан и юридических лиц, в том числе разделение налоговых ставок, льгот.
Налоговое регулирование используется не только для того, чтобы дифференцировать налоговые ставки, но и для того, чтобы сохранять положение граждан в обществе приблизительно на одном уровне. Однако именно налоговое регулирование позволяет создавать условия для роста доходов населения и, одновременно, регулирования их размеров.
Налоги, сами по себе, например, косвенные (НДС) обеспечивают поступление денежных средств для государственного бюджета посредством потребительских цен. Однако важно контролировать уровень цен, чтобы не привести население государства к финансовому «истощению», в первую очередь это коснется малообеспеченных граждан.
На данный момент российское законодательство не практикует уменьшение налоговых отчислений населения от суммы прибыли организаций и доходов физических лиц на сумму расходов, которые связаны с благотворительностью. Невозможность применения такой практики заключается в том, что многие предприниматели путем обмана имитируют благотворительную деятельность, чтобы получить снижение налоговых отчислений.
Метод №5
Пятый метод – метод бюджетного финансирования организаций социальной направленности (образование, здравоохранение, культура и социальное обслуживание) и государственной поддержки иных некоммерческих организаций, которые действуют на рынке социальных услуг и обеспечивают их доступность для населения.
В этом случае, услуги образовательных организаций, медицинские услуги, социальные, и услуги в направлении искусства, представляют собой услуги детских домов и интернатов, домов престарелых. Такие услуги реализуются посредством трех главных источников финансирования, к ним относятся:
- Средства государственного бюджета или фонда социального страхования.
- Средства населения государства.
- Средства работодателей, спонсоров и благотворительных деятелей.
Соотношение трех источников друг с другом может определяться и характеризоваться национальными особенностями, а также моделью рыночной экономики.
Что касается настоящего времени, то проблема поиска этого оптимального соотношения сейчас стоит очень остро. Если рассматривать предоставление большого объема услуг бесплатно – необходимо иметь соответствующий уровень доходов в государственный бюджет, а это, само по себе, говорит о том, что налоговые ставки для предпринимателей сильно вырастут. Если же рассматривать оказание услуг платно, это может привести к снижению культурного уровня, уровня образования и медицины в целом.
Подводя итог – выбор платных\бесплатных услуг касается дифференциации доходов граждан, о котором говорилось в предыдущем методе.
Метод №6
Шестой метод – метод финансового стимулирования создания новых рабочих мест, индивидуального предпринимательства и финансирования общественных работ.
В Российской Федерации может быть реализована как активная, так и пассивная политика рынка труда:
- Пассивная политика рассматривает мероприятия по регулированию, которые связаны с возможностью компенсации потерянных средств. Это всевозможные выплаты пособий по безработице и материальная помощь малоимущим гражданам (при окончании выплат по безработице).
- Активная политика подразумевает то, что занятость общества в целом будет осуществляться через стимуляцию предоставления новых рабочих мест и реализацию работ этого общества.
На данный момент в России реализуется мера для закрытия социальных вопросов, которые связаны с политикой занятости – создание всех условий для того, чтобы в стране активно начинали вести деятельность индивидуальные предприниматели.
Метод №7
Седьмой метод – метод государственного регулирования рынка жилья.
Российская Федерация гарантирует населению получение права на жилье в стране. Ведь для того, чтобы рынок трудовых ресурсов функционировал, необходимо создавать рынок жилья. Кроме этого, для населения процесс приобретения жилья должен быть максимально простым и доступным, чтобы решать проблему демографии (сейчас эта проблема также является одной из важнейших).
Выполнить конституционные гарантии можно посредством строительства муниципального жилья за счет бюджетных средств государства. Предоставляется такое жилье тем семьям, которые в нем нуждаются больше всех остальных, например, это малоимущие семьи. Также гарантии со стороны государства обеспечиваются разработкой механизма, через который граждане могут приобретать жилье, используя субсидирование.
Обратите внимание! Субсидии предоставляются военнослужащим для покупки или строительства собственного жилья.
В России огромное значение имеет развитие ипотечного кредитования. В этом случае, государственные гарантии реализуются как раз в ипотечных кредитах и бюджетном субсидировании ссудного процента. Возможна реализация гарантий и в долевом участии средств федерального бюджета наравне с инвестициями частных, заинтересованных лиц.