Если обсуждать макроэкономику, то финансовые ресурсы государственных органов – это результат выполнения определенных действий с валовым внутренним продуктом (ВВП). Это может быть любая форма распределения, а также централизации ВВП. Они принимают форму бюджетных и внебюджетных фондов.
Выделяют такие компоненты финансов государства:
- Финансы, которые являются непосредственной собственностью государства.
- Финансы регионального уровня.
- Финансы местного уровня.
В качестве базы для этих разновидностей финансов государства выступают бюджеты соответствующих уровней. Ими могут быть федеральный, региональный, местный. Они являются денежными фондами, которые формируют и используют финансовые ресурсы определенных уровней управления для реализации соответствующих задач.
В целом, все рассматриваемые ресурсы разделяются на:
- Централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды).
- Децентрализованные фонды (денежные фонды предприятий сюда входят).
Под финансовыми ресурсами подразумевается совокупность всех имеющихся денег, которыми может распоряжаться государство с целью создания необходимых активов, направленных для всех возможных видов деятельности.
Причем это может осуществляться за счет разных видов поступлений, а также накоплений.
Если речь идет о природе происхождения государственных финансов, они могут разделяться на ресурсы накопления и ресурсы вторичного распределения/перераспределения.
К первым относятся:
- Прибыль.
- Отчисления, связанные с социальными нуждами.
- Амортизированные отчисления.
К ресурсам вторичного распределения и перераспределения относятся:
- Прямые и косвенные налоги.
- Доходы, полученные от операций на мировом рынке.
Между распределением финансовых ресурсов государственных органов за источником формирования есть определенная обратная зависимость. От количества ресурсов в государстве, которые образуют ресурсы накопления, зависит их часть, которая образуется в процессе распределения и перераспределения. Чем больше одного, тем меньше другого.
Задачи финансовой деятельности государства
Государство в процессе своей финансовой деятельности ставит перед собой две главные задачи, которые оно должно решить:
- Сбор предусмотренных госбюджетом средств и распределение их исходя из потребностей, которые есть в обществе.
- Осуществление контроля законности сбора, распределения и задействования государственных средств на те или иные цели.
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Формы организации финансовых ресурсов
Выделяют следующие формы организации финансовых ресурсов:
- Фондовая. Дает возможность более эффективно управлять финансовыми ресурсами, а также делает контроль за их формированием и использованием проще. При этом ограничивается маневренность. Сюда входят фонды целевого назначения.
- Нефондовая. Предусматривают широкую маневренность использования финансовых ресурсов. Это их характерное отличие от фондовых.
Использование финансовых ресурсов для выполнения обязательств перед бюджетом различных уровней осуществляется банками, страховыми организациями. Также сюда входит уплата штрафов.
Что такое распределение?
Под распределением подразумевается процесс образования и задействования ресурсов разнообразных субъектов, в ходе чего выполняется направление материальных и нематериальных ценностей, созданных в обществе, для того, чтобы их потреблять и копить. Благодаря распределению материальных и нематериальных ценностей, осуществляется формирование доходов у всех экономических субъектов, включая домохозяйства, организации и государства.
Главными формами доходов домохозяйств являются зарплата, доходы от предпринимательства, а также доходы, полученные от собственности.
Распределительная функция заключается как в непосредственно распределении, так и повторном распределении средств на другие цели. В первую очередь, распределению подлежит национальный доход, но может оно касаться и любого другого общественного продукта.
В российской экономической традиции структура итогового общественного продукта выражается символами C + (V + m), где C – стоимость средств производства, потраченных на производство продукции, а (V + m) – это национальный доход. Здесь компонент V – это стоимость рабочей силы, а m – это прибавочный продукт.
Непосредственно распределение (либо первичное распределение) значит, что после создания продукта в области материального производства, происходит его распределение между людьми. Часть СОП используется для возмещения предметов и орудий труда, которые использовались в предыдущем цикле воспроизводства.
Эта часть обеспечивает простое воспроизводство. А та доля, которая осталась (то есть, V + m) распределяется между работодателями и наемным персоналом материальных отраслей и нужна для расширения общественного производства.
Завершается первичное распределение на этом этапе, после чего уже начинается вторичное распределение. Также его называют перераспределением. Объективная необходимость перераспределения связана с тем, что вместе с участниками материального производства общество также состоит из лиц, которые непосредственно в производстве участия не принимают, но при этом создают предпосылки его нормального развития.
К таким лицам относят учителей, врачей, ученых, чиновников, военных, деятелей культуры, и так далее.
Также в обществе есть несовершеннолетние лица и те, которые потеряли дееспособность (пожилые люди, люди с инвалидностью, временно нетрудоспособные в связи с болезнью). И каждый из них получает часть созданного продукта. Помимо этого, общество в процессе реализации системы выработанных социально-экономических приоритетов, должно осознанно развивать ряд отраслей и регионов, которые не имеют на первых порах своих источников дохода.
Распределение как фактор эффективности управления финансами
Распределение – это процесс создания и целенаправленного применения поступлений денежных средств. Как следствие, происходит формирование доходов у разных экономических субъектов: домохозяйств, организаций, государства. Надо подчеркнуть важность распределения как одного из факторов эффективного развития, что гарантирует нормальное развитие экономической системы.
Обеспечение правильного распределения – это одна из главных задач, которую любая организация ставит перед собой. Для увеличения эффективности распределения необходимо пытаться достичь таких целей:
- Обеспечить более тесную увязку стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения поставленных целей.
- Стимулировать участников бюджетного процесса к тому, чтобы увеличивалась эффективность бюджетных расходов и были проведены структурные реформы. В свою очередь, для этого необходимо увеличить качества финансового управления в общественном секторе. Это можно сделать, в том числе, с помощью адаптации инструментов корпоративного менеджмента.
- Повысить прозрачность и подотчетность деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе, в вопросах распределения финансов.
- Обеспечить стабильность и предсказуемость налоговой политики. Систематический анализ и оценка рисков для российской бюджетной системы и мировой экономики, включая возникающие вследствие средне– и долгосрочных демографических тенденций, изменения внешнеэкономических условий.
- Сократить самые неэффективные виды финансовой помощи, увеличение концентрации межбюджетных трансфертов в сторону наиболее значимых направлений.
- Обеспечить формирование и реализацию новых инвестиционных программ.
Таким образом, финансовое распределение является важным условием для оптимальной реализации политики субъектов экономики.
Финансовый механизм как инструмент финансового распределения
Под финансовым механизмом подразумевается совокупность форм и методов, а также инструментов и рычагов, позволяющих формировать и использовать фонды финансовых ресурсов. Делается это для того, чтобы реализовывать различные нужды государства, отдельных предприятий, а также населения.
Финансовый механизм влияет на пропорции распределения и перераспределения вновь созданной стоимости. Воздействие финансового распределения бывает количественным и качественным:
- Количественное выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органов власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства.
- Качественные выражаются в уменьшении налогов, предоставлении фискальных льгот, установлении предельного размера бюджетного дефицита, и так далее.
Финансовые механизмы бывают директивными и регулирующими:
- Директивный выражается в том, что он создается для финансовых отношений, в каких государство играет роль непосредственного участника. В его сферу входят налоги, государственные кредиты, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, а также финансовое планирование.
- Регулирующий. Его суть в том, что он задает главные правила, по которым определенный сегмент финансов будет работать. При этом интересы государства непосредственно не затрагиваются. Такой механизм широко распространен для организаций внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.
Следовательно, распределение играет важную роль в реализации политики субъектов экономик и достижении поставленных ими целей.