Онлайн-Школа Инвестиционной оценки проектов, акций, бизнеса Жданова Василия и Жданова Ивана

Цели, задачи и виды государственного финансового регулирования

Сегодняшняя статья посвящена теме государственного финансового регулирования. Мы рассмотрим, какие цели преследует регулирование, и какие задачи оно выполняет. Также, в конце статьи мы расскажем о том, какие виды государственного финансового контроля существуют и как классифицируются. 

Что такое государственное финансовое регулирование

Государственное финансовое регулирование представляет собой деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению следующих ситуаций: 

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс
  • Допуск ошибок и злоупотребление в процессе управления денежными и материальными ресурсами, которые находятся во владении государства и используются при реализации хозяйственной деятельности. Важно отметить здесь то, что возникновение такой ситуации влечет за собой ущерб государственной деятельности, как материальный, так и финансовый. 
  • Несоблюдение законодательных норм финансовой и хозяйственной сферы.
  • Появление недостатков в организации системы управления финансовой и хозяйственной деятельности государства и различных государственных объединений, а также тех объединений, в которых принимает частичное участие государство. 
  • Возникновение угрозы финансовой безопасности государства.

Если говорить в целом, то государственное финансовое регулирование своей целью ставит обеспечение соблюдения норм законодательства и эффективности действий по распоряжению и исполнению рекомендаций. 

Оценка стоимости бизнеса Финансовый анализ по МСФО Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций

Задачи государственного финансового регулирования

Регулирование в данном случае обеспечивается посредством выполнения определенных задач, к которым относятся:

  1. Контроль применения и использования финансовых ресурсов. К финансовым ресурсам относятся, кроме основных, бюджетные дотации и средства кредитных займов, ссуды, субсидии и субвенции. 
  2. Контроль определения и предоставления государственных гарантий, которые обеспечивают заключение сделок.
  3. Вскрытие резервов и разработка предложений по оптимизации расходов и снижении бюджетного дефицита. 
  4. Контроль хранения, обслуживания и распоряжения материальными ценностями, которые принадлежат государству. 
  5. Контроль эффективности применения топливно-энергетических ресурсов. 
  6. Контроль эффективного и целесообразного применения имущественных прав. 
  7. Оценка эффективности предприятий и изменение форм собственности при необходимости, например, приватизация. 
  8. Контроль эффективности использования нематериальных объектов собственности.
  9. Контроль использования запасов и резервов.
  10. Контроль предоставления услуг от государства и соответствующих затрат. 
  11. Контроль обеспечения безопасности для государства и всех его субъектов. 

Кроме вышеперечисленных задач можно выделить то, что органы государственного финансового регулирования самостоятельно занимаются определением проблемы и разработкой пакета решений для того, чтобы финансовая безопасность Российской Федерации не находилась под угрозой. Соответственно, государственное финансовое регулирование обеспечивает контроль квотирования и предоставления квот, а также контроль поддержания конкуренции между всеми отраслями внутреннего рынка. Кроме контроля, органы государственного финансового регулирования должны оценивать ситуацию в экономике на макроуровне, чтобы отслеживать тенденции развития.

Классификация видов государственного финансового регулирования

Важно! Для того чтобы успешно реализовать мероприятия по регулированию, необходимо фиксировать состояние экономики и поставленные задачи на данный момент.  

Что касается классификации видов государственного финансового регулирования, то она определяется, например, по времени проведения мероприятий или по субъекту проверки. Эти признаки могут быть абсолютно индивидуальны в зависимости от ситуации. 

Обратите внимание! Государственный финансовый контроль реализуется на каждом этапе бюджетного процесса, но его можно классифицировать по этапам (последовательности) проведения.

Предварительный контроль

Принято проводить на этапе, когда составляется, рассматривается и утверждается проект бюджета. Кроме этого, предварительный контроль реализуется на этапе составления сметы и разработки законодательных проектов. Предварительный контроль необходим для того, чтобы обеспечить корректировку проекта до его утверждения. 

Оперативный контроль

Это контроль, который осуществляется в текущей деятельности. Соответственно, такой контроль применяется на этапе исполнения бюджета, а его цель заключается в контроле соблюдения норм бюджетной сферы. 

Обратите внимание! На данный момент, текущий контроль – самая популярная форма контроля, который основан на аналитике оперативной отчетности. 

Последующий контроль

Этот вид контроля представляет собой сверку уже готового реализованного бюджета. Такой контроль проводят в конце каждого финансового года. Результаты контроля на этом этапе станут основанием для того, чтобы составлять бюджетный проект на следующий год, соответственно, эффективней сработать и учесть все ошибки.

Кто является субъектом контроля?

Субъекты могут быть разные, например, это может быть правительство или президент, парламент, органы налоговой службы и другие  органы контроля, аудиторские организации и так далее. Важно, что субъектом могут быть и налогоплательщики.

Исходя из этого, можно выделить несколько видов финансового контроля — государственный, ведомственный, внутрихозяйственный и независимый.

Подход и методы финансового регулирования 

Государственное финансовое регулирование становится эффективным процессом контроля тогда, когда оно реализуется комплексно. Комплексный подход здесь заключается в том, что участники бюджетного процесса занимаются своими задачами, то есть у каждого из них есть собственные аналитические возможности. Именно благодаря совокупности таких действий можно рассчитывать на успешную реализацию бюджетной политики. 

Возможность успешно реализовывать государственное регулирование позволяют определенные подходы, методы, далее мы расскажем о каждом. К таким методам относятся:

  1. Метод проведения контрольных мероприятий, которые разделяются на документальные и камеральные. Документальная проверка подразумевает осуществление контроля на предприятии или внутри организации. Целью такой проверки является проверка смет расходов, а также бухгалтерской, статистической отчетности и т.д. Если говорить в целом, то проверка касается всей финансовой отчетности организации. Камеральная проверка, наоборот, подразумевает осуществление контроля в организации без личного посещения. Ее особенность заключается в том, что она осуществляется посредством изучения документации, которая предоставляется проверяющему органу. 
  2. Обследование. Этот метод государственного финансового регулирования основывается на том, что проверяющий лично работает со сторонами деятельности в организации. Особенность данного метода заключается в возможности проверяющего анализировать не только документацию, связанную с финансами, но и показания сотрудников, результаты замеров и обследований, которые используются для обеспечения нормального ведения деятельности. 
  3. Экономический анализ. Метод, целью которого является аналитика исполнения доходных, расходных частей бюджета и бюджетных смет. Преимущества данного метода заключаются в том, что с его помощью можно определить проблемы, которые возникают в бюджетном процессе и способы повышения его эффективности. Результаты экономического анализа являются основанием для разработки и дальнейшей реализации стратегического плана экономической сферы жизни в государстве. 
  4. Ревизия. Последний метод бюджетного планирования и один из самых распространенных, он направлен на то, чтобы проверка проводилась комплексно. 

Ревизия может затрагивать деятельность финансовых органов, которые составляют и исполняют бюджет. Такой вид бюджетного планирования является основой для того, чтобы принимать управленческие решения, способствующие предотвращению нарушений. 

Ревизии, в свою очередь, также разделяются на две категории. Первая – комплексные ревизии, вторая – тематические ревизии:

1. Первая категория, комплексные ревизии, является самой распространенной и применяемой в процессе государственного регулирования. Данный тип ревизии позволяет проработать и проанализировать все отрасли или стороны деятельности предприятия. Если разбирать подробнее, то проанализировать в таком методе можно результаты финансовых и хозяйственных операций, а также ситуацию, связанную с организацией производства и эффективностью применения, распределения ресурсов. 

Обратите внимание! Если нужен более детальный анализ, тогда метод позволяет сотрудничать со специалистами узких областей. 

2. Вторая категория, тематические ревизии, при которых исследуется и анализируется только конкретная область деятельности в организации. Данный метод государственного регулирования дает возможность изучить один вопрос, более детально, но при этом, не получить «полную картину» объекта. А к преимуществам такой ревизии можно отнести возможность определения типовых проблем, которые возникают в организации, в дальнейшем можно разработать рекомендации по устранению проблемных вопросов.

Оценка стоимости бизнеса Финансовый анализ по МСФО Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций
Самая обсуждаемая >10 000 просмотров >100 лайков С примером Видео-урок
Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:
Поделиться с друзьями
подпишитесь на нашу рассылку Мы рассказываем про инвестиционные инструменты и финансовые инструменты доступным языком
рекомендуем статьи по теме Вопросов нет, будьте первым кто его задаст
Задать вопрос эксперту

10 − семь =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector