Одним из способов увеличить размер инвестиций государства в те или иные сектора экономики является госдолг. Это следствие денежных заимствований, которые осуществляются для того, чтобы покрыть недостаток средств в государственном бюджете. Госдолг равняется совокупности недостатка бюджета за прошлые года с учетом вычета профицита бюджета.
Профицит бюджета – это та сумма бюджета, которая остается после того, как были сделаны все расходы при условии, что баланс остался положительным.
В процессе рассмотрения госдолга обычно не берутся в учет встречные требования этой страны к другим. Простыми словами, долги иных государств либо физлиц, а также предприятий здесь не рассматриваются. Помимо этого, не принимаются в учет обязательства страны в области соцобеспечения (кстати, пенсионное здесь также не учитывается, это необходимо понимать).
Величина госдолга выражается в государственной валюте либо в других валютах по действующему на тот момент курсу.
Чтобы было понимание размеров государственной задолженности объективнее, задолженность приводится в определенной части от ВВП. Главными причинам образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.
Виды государственного долга
По принадлежности кредитора госдолг бывает:
- Внутренним. В этом случае кредиторами являются резиденты субъекта-заемщика. Внутренний госдолг может быть в форме долга по ценным бумагам, выпущенным государством (таким, как ОФЗ), гарантий под ценные бумаги, которые выпускаются акционерными обществами, кредитов, которые выдаются банками и иными организациями/частными лицами, а также не уплаченных компенсаций. Могут быть и ряд других форм внутреннего долга, которые зависят от текущей политики государства в этой области.
- Внешним. Это задолженность правительства перед иностранными государствами, а также иными субъектами международного права (такими, как международные организации). Внешний долг может выражаться, например, в форме обязательств по ценным бумагам, эмитентом которых является государство; кредитам, которые выдаются внешними кредиторами; гарантиями под кредиты, которые получаются за рубежом организациями-резидентами; задолженностью по операциям, которые связаны с торговлей с другими странами.
Также есть классификация видов госдолга, которая опирается на валюту, в котором он существует:
- Номинированный в государственной валюте.
- Номинированный в валюте другого государства (при этом Евро для европейских стран считается эквивалентной валюте других государств, поскольку страны, входящие в еврозону, самостоятельно не могут напечатать эту валюту, тем самым ее обесценив).
Еще один критерий для классификации – время погашения. По этой части госдолг может быть капитальным и текущим. В первом случае это вся сумма долговых обязательств государства, которые были выпущены и не погашены. Если же говорим о текущем долге, то это все расходы, связанные с выплатой долгов и погашением обязательство.
Есть также такие разновидности государственного долга:
- Валовой внутренний долг. Такая задолженность появляется внутри всех государств и являет собой сумму взаимных обязательств разнообразных секторов экономики. У него есть своя структура, в него входят такие компоненты, как государственный внутренний долг, обязательства, которые есть у субъектов экономики, относящихся к корпоративному сектору, задолженность населения.
- Консолидированный госдолг. Его формирование происходит связано с периодом действия обязательств по заемному капиталу (как краткосрочных, так и долгосрочных) либо же путем объединения тех обязательств, которые были ранее выпущены в один большой долг, срок которого длительный. Следовательно, создается консолидированный долг в виде доли полной суммы задолженности государства вследствие выпуска займов, рассчитанных на продолжительный срок.
- Краткосрочный. Он являет собой совокупность всех долговых обязательств, у которых имеется первоначальное погашение на протяжении года либо меньшего периода времени, а также проценты просрочки по тем долгам, которые брались на продолжительный срок.
- Валовой госдолг. Он представляет собой совокупность всех обязательств правительства определенного государства, включая проценты. Она обычно выражается в проценте к общему валовому внутреннему продукту этой страны.
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Последствия долгового финансирования бюджетных инвестиций
Накопление любого долга сопряжено с определенными рисками. Тем не менее степень рисков является предметом научных дискуссий, потому что степень и характер воздействия госдолга на экономику неоднозначны и зависят от многих параметров.
Так, внешний долг является критичным для развивающихся стран. После него воздействие на экономический рост становится отрицательным, а вот у развитых стран данная тенденция не прослеживается.
Мнения разных исследователей по данному вопросу следующие:
- Г. Шиманович выявил отрицательную корреляцию внешнего долга и экономического роста в государствах, которые ранее были постсоциалистическими. Он наблюдал за ними в период с 1995 по 2007 года. Рост соотношения внешнего долга к ВВП на 1% уменьшает скорость роста душевого ВВП на 0,06%.
- К. Рейнхарт и К. Рогофф на примере выборки из двадцати развитых и двадцати четырех стран, считающихся недостаточно развитыми экономически, выполнили сравнительный анализ воздействия внутреннего госдолга и общего внешнего долга на темпы экономического развития. И были обнаружены следующие закономерности: для развивающихся стран авторы обнаружили более высокое пороговое значение госдолга в сравнении с совокупным внешним долгом. Если его превысить, душевой ВВП изменяется в негативную сторону. Так, при уровне внешнего долга в 60% от ВВП среднегодовые темпы прироста ВВП становятся меньшими на 2%. А если эта отметка превысит 90% от валового внутреннего продукта, то вообще темпы становятся меньшими наполовину.
- Т. Эфтимиадис и П. Тсинзос, основываясь на исследованиях модели эндогенного роста, решили, что уменьшение удельного веса внешних займов в структуре госдолга позитивно сказывается на долгосрочном экономическом росте. Прежде всего, за счет уменьшения оттока внутреннего капитала за границу.
- С. Шаббир, используя данные внешнедолговой нагрузки по 24 странам, причисленным к категории развивающихся за период с 1976 по 2003 года, установил, что внешняя задолженность негативно коррелирует с динамикой инвестиций. Как следствие, темпы экономического роста также уменьшаются.
- А. Шкларек и Ф. Рамон-Баллестер по результатам анализа выборки из 20 стран Латинской Америки за период с 1970 по 2002 года пришли к выводам, что совокупный и государственный внешний долг негативно коррелирует с динамикой валового внутреннего продукта на душу населения. К основному каналу воздействия внешнего долга на динамику роста относится изменение уровня накопления капитала, а не его производительности .
- Д. Амассома провел анализ влияния внутреннего и внешнего долга на экономический рост на примере Нигерии за период с 1970 по 2009 года. Как следствие, ученый установил, что зависимость динамики душевого ВВП с внутренним долгом имеет положительный характер, в то время как с внешним – отрицательный.
Также необходимо отметить ряд других последствий:
- Налоговое бремя никуда не девается, и за него нужно будет расплачиваться будущим поколениям (в ситуациях, когда рост ВВП меньший по сравнению с долговой нагрузкой государства).
- Определенные нюансы при распределении доходов среди населения. Те лица, которые инвестируют в госдолг, получают его назад, так еще и с процентами. А те люди, которые такой возможности не имеют, должны будут платить за его обслуживание.
- Уменьшение (сокращение) частных инвестиций.
- Снижение экономической стойкости государства к отрицательным рискам (например, обслуживание американского долга обходится невероятно дешево из-за невысокой процентной ставки. В то же время, в условиях финансового кризиса ставки могут увеличиться. А это приведет к увеличению нагрузки. Все из-за уменьшения деловой активности и, как следствие, уменьшения налоговых поступлений в бюджет). Особенно вредными с этой точки зрения являются внешние долги в иностранной валюте (например, долговой кризис в Греции).
Внешний долг страны – это хорошо или плохо?
Касаемо роли внешнего долга любой страны мнения разнятся. Аналитики описывают множество преимуществ и недостатков инвестирования с привлечением займов. Выделяют такие позитивные моменты, связанные с внешним долгом:
- Правильное использование заемных средств развивает экономику страны, которая приобщила финансирование таким способом. Ведь появляются дополнительные денежные средства, которые можно использовать для того, чтобы делать слабые сектора экономики сильными, а сильные – еще сильнее.
- Внешний долг позволяет компенсировать дефицит бюджета государства и реализовать все требуемые программы.
- Приобщение финансирования из внешних средств, пусть даже в виде займов, дает возможность развивать те сектора экономики, которые больше всего страдают в конкретных обстоятельствах.
- Стабильное соблюдение обязательств и к оговоренному времени помогает сделать международный рейтинг государства выше, а также положительно сказывается на его национальной валюте. Также внешний долг обеспечивает приход финансов в добавление к уже существующим.
Естественно, позитивные аспекты долга будут работать лишь тогда, если заемные средства правильно распределяются. А для этого надо выполнять разумную кредитную политику, хорошо понимать рамки госдолга и развивать дополнительные способы пополнения бюджета.