Разберем понятие самого финансового механизма и в чем он заключается. Кроме этого мы расскажем, какие части входят в финансовый механизм для его эффективной работы.
- Понятие и состав финансового механизма
- Разделение финансового механизма на составляющие
- Директивная часть финансового механизма
- Регулирующий финансовый механизм
- Аналитика работы финансового механизма, зачем нужна и на основании чего проводить
- Первый подход
- Второй подход
- Третий подход
- Особенности финансового механизма
- Задачи финансового механизма как инструмента финансового распределения на коммерческом предприятии
- Откуда могут появиться финансовые ресурсы внутри предприятия?
Понятие и состав финансового механизма
Финансовый механизм является совокупностью всех элементов, форм организации и устройства, методов применения, инструментов формирования и использования финансовых ресурсов, государственных или индивидуальных доходов, которые нужны для того, чтобы наладить функционирование работы финансов и реализации финансовой политики государства, а также муниципальных образований и хозяйствующих предприятий.
В силу того, что система финансов в целом разделяется на государственные, то есть муниципальные и частные финансы, необходимо разделять механизмы для реализации государственных и частных финансов.
Эти механизмы отличаются по форме, методам и инструментам управления всеми финансовыми ресурсами. Например, государственный финансовый механизм со всеми своими элементами, формами, методами и инструментами в обязательном порядке регламентируется и устанавливается нормами публичного финансового права. А вот финансовый механизм для хозяйствующих субъектов характеризуется гораздо свободной регламентацией всех элементов нормами финансового права и некоторой свободой в выборе формы, методов и инструментов для хозяйствующего субъекта.
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Разделение финансового механизма на составляющие
В экономической сфере деятельности государства принято разделять финансовый механизм на две части из которых он состоит – директивная и регулирующая. Ниже мы подробнее расскажем о каждой составляющей.
Директивная часть финансового механизма
Служит, чтобы реализовывать финансовые отношения, где обязательно участвует власть Российской Федерации. К такому финансовому механизму относятся все налоговые отчисления и государственные кредитные денежные средства, расходы бюджетных средств и финансирование из бюджетных средств, создание и ведение бюджетного устройства и бюджетного планирования, а также финансовое планирование.
При таком механизме государство тщательно создает и продумывает систему создания и запуска, налаживания финансовых отношений, такая система является обязательной для всех участников финансовых отношений.
Директивный финансовый механизм нужен и для реализации других типов отношений с применением финансов, например, в которых государство не участвует напрямую. К подобным отношениям участвуют, например, те, которые имеют сильное влияние на реализацию финансовой политики, или те, в которых одна сторона финансовых отношений является агентом со государства.
Регулирующий финансовый механизм
Нужен для того, чтобы определять главные и первостепенные правила организации финансов во всех сферах, которые не пересекаются с интересами государственного контроля.
Аналитика работы финансового механизма, зачем нужна и на основании чего проводить
Для того, чтобы финансовый механизм работал для эффективного и корректного финансового распределения, необходимо его тщательно анализировать. Есть несколько разных подходов к проведению анализа, всего их три, мы разберем каждый из них.
Первый подход
Анализ всех элементов финансового механизма. К таким элементам относятся финансовые методы, то есть все способы и возможности, которыми можно воздействовать на процесс хозяйствованиями предприятиями; финансовые рычаги, то есть приемы, благодаря которым действует финансовый метод; правовое обеспечение, в смысле разработки и фиксации правил действия финансового метода; нормативное обеспечение, которое устанавливает количественные параметры финансовых рычагов; информационное обеспечение – оно является системой, которая выстраивает понимание законов на едином уровне.
Второй подход
Анализ содержания финансового механизма в соответствии с движением ресурсов, которые относятся к финансовым, и на основе имеющихся данных о движении ресурсов. Здесь финансовый механизм делят на две подсистемы, которые объединены правовым регулированием, планированием и управлением.
Первая подсистема — это финансовое обеспечение, то есть формирование финансовых фондов, а вторая подсистема является финансовым регулированием, то есть использованием финансовых фондов.
Финансовое обеспечение (формирование финансовых фондов) можно реализовывать в формах самофинансирования или кредитования, безвозвратного финансирования или бюджетных ассигнований, а также в форме привлечения финансовых ресурсов посредством ценных бумаг.
А вот финансовое регулирование действует на регламентирование распределительных отношений во всем обществе и отраслях народного хозяйства, а также на всех предприятиях, вне зависимости от формы собственности.
Финансовые методы регулирования являются определенными формами и способами для распределения ресурсов, и основываются на сальдовом методе, а инструментами в таком случае являются платежи и отчисления.
Финансовый механизм может функционировать благодаря тому, что реализуется правовое регулирование (оно заключается в том, чтобы разрабатывать и принимать законодательные акты по созданию и ведению, поддержанию финансовых отношений).
Третий подход
Анализ главных и первостепенных направлений финансовой политики на современном уровне развития и прогресса общества. Так как в основе современной финансовой политики лежат признание свободы на ведение предпринимательской деятельности и введение нескольких форм хозяйствования, а также переход к смешанному типу экономики, которая основывается на слиянии частных и государственных субъектов.
К элементам финансового механизма можно отнести финансовое планирование, регулирование и контроль, каждый этот механизм реализуется в определенной форме, методе и посредством конкретных инструментов.
Тот финансовый механизм, который является регулирующим устанавливает правила финансовых отношений в определенной сфере финансов, которая не пересекается с интересами государственной власти. Такой финансовый механизм часто используется для того, чтобы реализовать внутрихозяйственные финансовые отношения внутри частной организации. При этом, обязательный порядок распределения финансовых ресурсов определяет государство.
Особенности финансового механизма
К особенностям финансового механизма как инструмента финансового распределения выступают налоги и неналоговые поступления средств в фонды. Огромное значение в этом случае имеет выработка финансового механизма для реализации политики финансов в Российской Федерации. Для того, чтобы корректно вести учет в процессе реализации финансовой политики в РФ необходимо выявлять и определять приемы и методы, которые применяют для выполнения поставленных задач. Обычно, такие задачи связаны с социальными факторами и регулированием налогов, а также развитием научно-технического прогресса и решением возникающих проблем в процессе производства, кроме этого задачи могут быть связаны с развитием хозяйства и распределением финансовых ресурсов по целевым программам.
Сам процесс реализации финансовой политики в Российской Федерации происходит посредством финансовых механизмов. Он включает в себя все виды, формы и методы, которые организуют финансовые отношения.
Задачи финансового механизма как инструмента финансового распределения на коммерческом предприятии
Так как финансовые ресурсы компании представляют собой все денежные средства, которыми владеет предприятие и которые предназначаются для того, чтобы покрывать существующие текущие затраты или же для выполнения определенных финансовых обязанностей, соответственно это совокупность денежных средств, которые используются исключительно в соответствии с целевым предназначением.
Финансовые ресурсы, помимо этого, могут быть направлены и на обеспечение и развитие некоторых объектов непроизводственной сферы потребления, накопления и в различные резервные фонды, существующие на предприятии.
Откуда могут появиться финансовые ресурсы внутри предприятия?
Существует несколько путей, например, в частных негосударственных организациях средства могут появиться в то время, когда собственники создали предприятие, то есть это денежные средства создателей бизнеса, предпринимателей, также деньги могут быть получены в процессе или посредством результатов хозяйственной работы, то есть после того, как предприятие сможет продать произведенный продукт или услугу. Также, организация может получить денежные средства посредством страховых выплат или кредитов, а кроме этого еще и субсидий.
Тогда возникает актуальный вопрос, а откуда берутся доходы? Все просто, к доходам относится, например, прибыль от прямой деятельности компании. Это продажа или создание, возможно, какая-то разработка, в зависимости от того, чем занимается организации, это может быть и поставка, в любом случае это выполнение какой-либо работы. Еще один способ получения дохода – создание и организация дополнительной прибыли, ее можно наладить посредством сдачи в аренду неиспользуемого оборудования, или же сдачи в аренду неиспользуемой части помещений.
Если же рассматривать накопления частных коммерческих предприятий, тогда их можно получить от амортизационных отчислений за прошедшие периоды деятельности или из резервного фонда средств, а также от нераспределенной прибыли за прошлые года работы предприятия.