Сегодняшняя статья посвящена теме фискальной политики. В статье мы расскажем об основных задачах и целях фискальной политики, а также рассмотрим ее виды. Также мы рассмотрим, какие преимущества и недостатки существуют касательно фискальной политики.
Понятие фискальной политики
Фискальная политика выступает как совокупность мер, которые правительство может принять для того, чтобы стабилизировать экономическое положение в стране, посредством изменений в величине прибыли или, наоборот, расходов государственного бюджета. Фискальную политику население еще называет бюджетно-налоговой политикой.
К целям фискальной политики можно отнести:
- Обеспечение стабильного экономического роста.
- Обеспечение полного использования и применения ресурсов (решить проблему с циклической безработицей).
- Обеспечение стабильности на уровне цен (решить проблему с уровнем инфляции).
Фискальная политика является политикой контроля правительством, в первую очередь, над уровнем совокупного спроса. В такой ситуации можно регулировать экономическую сферу деятельности в стране посредством влияния на размер и общую сумму совокупных расходов.
Обратите внимание! Разные, в зависимости от ситуации, инструменты влияния фискальной политики можно применять для того, чтобы воздействовать на совокупное предложение посредством влияния на ситуацию деловой активности.
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Фискальная политика: инструменты управления
Если объединить инструменты для управления фискальной политикой в целые группы, тогда это будут расходы и прибыль в государственном бюджете. Если же говорить конкретнее, то инструментами фискальной политики могут выступать: государственные закупки и налоговые отчисления, размеры и объемы трансферты.
В зависимости от инструмента воздействия меняется и результат совокупного спроса. Существует специальная формула для определения уровня совокупного спроса, она выглядит так:
AD = C + I + G + Xn.
Можно сделать вывод, что государственные закупки представляют собой компонент совокупного спроса, соответственно, изменение на уровне государственных закупок напрямую влияет на уровень совокупного спроса.
Если рассматривать налоговые отчисления и объемы трансфертов – они воздействуют на уровень совокупного спроса, посредством изменения величины потребительского расхода (в формуле такой показатель указывается, как «С») и инвестиционного расхода (в формуле такой показатель указывается, как «I»).
В том случае, если уровень государственных закупок начинает стремительно подниматься, это влечет за собой увеличение совокупного спроса. Зависимость здесь прямая, если уровень государственных закупок, наоборот, низкий, тогда падает и уровень совокупного спроса.
Если говорить о трансферте, то он также влияет на увеличение совокупного спроса. Например, когда социальные трансфертные выплаты увеличиваются, увеличиваются и личные доходы домашних хозяйств. Это означает, что неизбежно будет расти и располагаемый доход, который увеличит потребительские расходы.
Однако важно помнить, что при увеличении объема выплат трансфертных средств организациям увеличивается и возможность внутреннего финансирования компаний, и возможность развития, масштабирования предприятия, соответственно растут инвестиционные расходы. В обратной ситуации, при снижении уровня трансфертов снижается уровень совокупного спроса.
В случае, если происходит возрастание уровня налоговых сумм, ситуация оборачивается в обратную сторону. Это означает, что при росте налоговых отчислений приводит к уменьшению не только потребительских, но и расходов, связанных с инвестициями, соответственно уровень совокупного спроса падает. Когда уровень налогов снижается, кривая AD сдвигается в правую сторону, именно это обуславливает рост фактического уровня валового национального продукта.
Обратите внимание! Любой из инструментов фискальной политики нужно использовать для того, чтобы стабилизировать экономику на различных этапах экономического цикла. А воздействие и регулирование экономической сферы должны проводить исключительно государственные органы посредством использования инструментов для управления фискальной политикой.
Чтобы воздействие проходило максимально корректно, необходимо анализировать и контролировать, в какой фазе цикла находится экономика в данный момент, только при наличии этой информации можно выбрать нужный инструмент и использовать его целевым способом.
Какие виды фискальной политики существуют
Виды фискальной политики принято разделять на две группы, первая – стимулирующая политика, вторая – сдерживающая политика. Далее мы разберем каждую из них.
Стимулирующая
К стимулирующей фискальной политике прибегают в случае, когда идет период спада, тогда политика преследует цель: сократить рецессионный разрыв выпуска и снизить уровень безработицы. Такая политика ориентирована на то, чтобы увеличить совокупный спрос.
К инструментам управления стимулирующей фискальной политикой относят:
- Увеличение объема государственных закупок.
- Снижение налоговых процентов.
- Увеличение размера трансфертов.
Сдерживающая
К сдерживающей фискальной политике прибегают в том случае, когда происходит «перегрев» в экономической сфере жизни государства. Тогда перед фискальной политикой возникает цель сократить инфляционный разрыв выпуска и снизить уровень инфляции. Направление такой политики ориентировано на то, чтобы уменьшить и снизить уровень совокупного спроса.
К инструментам сдерживающей фискальной политики относят:
- Снижение объема государственных закупок.
- Повышение ставки налогов и отчислений.
- Снижение размеров трансферта.
В общем, фискальную политику делят на дискреционную и автоматическую, то есть не дискреционную политику.
Дискреционная
Дискреционная фискальная политика выступает в роли законодательных изменений государственными органами объема всех государственных закупок, налоговых ставок и размера трансфертов, чтобы стабилизировать экономическую ситуацию в государстве.
Автоматическая
Автоматическая фискальная политика неразрывно связана с влиянием автоматических стабилизаторов. Автоматические стабилизаторы являются теми инструментами, величина которых не изменяется, однако одно их наличие уже влияет на стабилизацию экономической ситуации в государстве. Параллельно стабилизаторы стимулируют деловую активность, когда ее уровень резко падает, или сдерживать ее в ситуации «перегрева» экономики.
Преимущества и недостатки фискальной политики
К преимуществам фискальной политики можно отнести следующие факторы:
- Эффект мультипликатора. Это фактор, при котором инструменты фискальной политики реализуют мультипликативный эффект влияния на размер и уровень совокупного выпуска.
- Отсутствие задержек. Внешний лаг представляет собой промежуток времени между принятым решением о корректировке политики и возникновением результатов принятых изменений.
- Наличие автоматических стабилизаторов. В силу того, что стабилизаторы уже встроены в фискальную политику, государственным органам не обязательно разрабатывать и принимать меры для того, чтобы стабилизировать экономику. При наличии автоматических стабилизаторов циклические колебания экономики сглаживаются и балансируются без помощи и внешних вмешательств.
К недостаткам фискальной политики можно отнести определенные факторы:
- Эффект вытеснения. При этом факторе реализуется процесс увеличения расходов государственного бюджета в период снижения, и сокращение налоговых отчислений, которые приводят к мультипликативному росту совокупного дохода. Это связано с тем, что заемные средства в виде кредитов берут, в основном организации, поэтому удорожание кредитов приводит к снижению частных инвестиций, поэтому сокращается величина выпуска. Такие действия приводят к тому, что определенная часть совокупного объема производства вытесняется в силу уменьшения суммы частных инвестиционных расходов.
- Присутствие внутреннего лага. Внутренним лагом считается промежуток времени от возникновения потребности в изменении политики до принятия решения о конкретных изменениях. Обратите внимание, что все зафиксированные решения вступают в силу и начинают реализовываться только с наступлением следующего финансового года. Таким образом, внутренний лаг увеличивается, а за это время ожидания ситуация в экономике государства может кардинально измениться.
- Неопределенность. Такой недостаток существует не только у фискальной политики, но и у монетарной политики. А сама неопределенность может касаться следующих аспектов – сложностей с идентификацией ситуации в экономике страны. Во многих случаях экономическую ситуацию в государстве удается верно определить, но даже в этом случае, можно столкнуться со сложностями в определении необходимого уровня увеличения объема государственных закупок.
- Дефицитность с денежных средств государственного бюджета. Так как инструментами стимулирующей фискальной системы выступает повышение уровня государственных закупок и объема трансфертов, это означает, что расходы бюджета также увеличатся, но налоговые отчисления уменьшатся, соответственно возникнет ситуация дефицита денежных средств в государственном бюджете. Исходя из этого, можно сказать, что проблема финансирования дефицита государственного бюджета стоит наиболее остро и на данный момент она является одной из наиболее значимых макроэкономических проблем.