Фискальная политика и ее виды

Сегодняшняя статья посвящена теме фискальной политики. В статье мы расскажем об основных задачах и целях фискальной политики, а также рассмотрим ее виды. Также мы рассмотрим, какие преимущества и недостатки существуют касательно фискальной политики. 

Понятие фискальной политики 

Фискальная политика выступает как совокупность мер, которые правительство может принять для того, чтобы стабилизировать экономическое положение в стране, посредством изменений в величине прибыли или, наоборот, расходов государственного бюджета. Фискальную политику население еще называет бюджетно-налоговой политикой. 

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

К целям фискальной политики можно отнести:

  • Обеспечение стабильного экономического роста.
  • Обеспечение полного использования и применения ресурсов (решить проблему с циклической безработицей).
  • Обеспечение стабильности на уровне цен (решить проблему с уровнем инфляции).

Фискальная политика является политикой контроля правительством, в первую очередь, над уровнем совокупного спроса. В такой ситуации можно регулировать экономическую сферу деятельности в стране посредством влияния на размер и общую сумму совокупных расходов. 

Обратите внимание! Разные, в зависимости от ситуации, инструменты влияния фискальной политики можно применять для того, чтобы воздействовать на совокупное предложение посредством влияния на ситуацию деловой активности. 

Оценка стоимости бизнеса Финансовый анализ по МСФО Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций

Фискальная политика: инструменты управления

Если объединить инструменты для управления фискальной политикой в целые группы, тогда это будут расходы и прибыль в государственном бюджете. Если же говорить конкретнее, то инструментами фискальной политики могут выступать: государственные закупки и налоговые отчисления, размеры и объемы трансферты. 

В зависимости от инструмента воздействия меняется и результат совокупного спроса. Существует специальная формула для определения уровня совокупного спроса, она выглядит так:

AD = C + I + G + Xn.

Можно сделать вывод, что государственные закупки представляют собой компонент совокупного спроса, соответственно, изменение на уровне государственных закупок напрямую влияет на уровень совокупного спроса. 

Если рассматривать налоговые отчисления и объемы трансфертов – они воздействуют на уровень совокупного спроса, посредством изменения величины потребительского расхода (в формуле такой показатель указывается, как «С») и инвестиционного расхода (в формуле такой показатель указывается, как «I»).

В том случае, если уровень государственных закупок начинает стремительно подниматься, это влечет за собой увеличение совокупного спроса. Зависимость здесь прямая, если уровень государственных закупок, наоборот, низкий, тогда падает и уровень совокупного спроса. 

Если говорить о трансферте, то он также влияет на увеличение совокупного спроса. Например, когда социальные трансфертные выплаты увеличиваются, увеличиваются и личные доходы домашних хозяйств. Это означает, что неизбежно будет расти и располагаемый доход, который увеличит потребительские расходы.  

Однако важно помнить, что при увеличении объема выплат трансфертных средств организациям увеличивается и возможность внутреннего финансирования компаний, и возможность развития, масштабирования предприятия, соответственно растут инвестиционные расходы. В обратной ситуации, при снижении уровня трансфертов снижается уровень совокупного спроса. 

В случае, если происходит возрастание уровня налоговых сумм, ситуация оборачивается в обратную сторону. Это означает, что при росте налоговых отчислений приводит к уменьшению не только потребительских, но и расходов, связанных с инвестициями, соответственно уровень совокупного спроса падает. Когда уровень налогов снижается, кривая AD сдвигается в правую сторону, именно это обуславливает рост фактического уровня валового национального продукта. 

Обратите внимание! Любой из инструментов фискальной политики нужно использовать для того, чтобы стабилизировать экономику на различных этапах экономического цикла. А воздействие и регулирование экономической сферы должны проводить исключительно государственные органы посредством использования инструментов для управления  фискальной политикой.

Чтобы воздействие проходило максимально корректно, необходимо анализировать и контролировать, в какой фазе цикла находится экономика в данный момент, только при наличии этой информации можно выбрать нужный инструмент и использовать его целевым способом. 

Какие виды фискальной политики существуют

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

Виды фискальной политики принято разделять на две группы, первая – стимулирующая политика, вторая – сдерживающая политика. Далее мы разберем каждую из них.

Стимулирующая 

К стимулирующей фискальной политике прибегают в случае, когда идет период спада, тогда политика преследует цель: сократить рецессионный разрыв выпуска и снизить уровень безработицы. Такая политика ориентирована на то, чтобы увеличить совокупный спрос.

К инструментам управления стимулирующей фискальной политикой относят:

  • Увеличение объема государственных закупок. 
  • Снижение налоговых процентов.
  • Увеличение размера трансфертов.

Сдерживающая

К сдерживающей фискальной политике прибегают в том случае, когда происходит «перегрев» в экономической сфере жизни государства. Тогда перед фискальной политикой возникает цель сократить инфляционный разрыв выпуска и снизить уровень инфляции. Направление такой политики ориентировано на то, чтобы уменьшить и снизить уровень совокупного спроса. 

К инструментам сдерживающей фискальной политики относят:

  • Снижение объема государственных закупок. 
  • Повышение ставки налогов и отчислений.
  • Снижение размеров трансферта.

В общем, фискальную политику делят на дискреционную и автоматическую, то есть не дискреционную политику.

Дискреционная

Дискреционная фискальная политика выступает в роли законодательных изменений государственными органами объема всех государственных закупок, налоговых ставок и размера трансфертов, чтобы стабилизировать экономическую ситуацию в государстве.

Автоматическая 

Автоматическая фискальная политика неразрывно связана с влиянием автоматических стабилизаторов. Автоматические стабилизаторы являются теми инструментами, величина которых не изменяется, однако одно их наличие уже влияет на стабилизацию экономической ситуации в государстве. Параллельно стабилизаторы стимулируют деловую  активность, когда ее уровень резко падает, или сдерживать ее в ситуации «перегрева» экономики. 

Преимущества и недостатки фискальной политики

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

К преимуществам фискальной политики можно отнести следующие факторы: 

  1. Эффект мультипликатора. Это фактор, при котором инструменты фискальной политики реализуют мультипликативный эффект влияния на размер и уровень совокупного выпуска.
  2. Отсутствие задержек. Внешний лаг представляет собой промежуток времени между принятым решением о корректировке политики и возникновением результатов принятых изменений.
  3. Наличие автоматических стабилизаторов. В силу того, что стабилизаторы уже встроены в фискальную политику, государственным органам не обязательно разрабатывать и принимать меры для того, чтобы стабилизировать экономику. При наличии автоматических стабилизаторов циклические колебания экономики сглаживаются и балансируются без помощи и внешних вмешательств. 

К недостаткам фискальной политики можно отнести определенные факторы:

  1. Эффект вытеснения. При этом факторе реализуется процесс увеличения расходов государственного бюджета в период снижения, и сокращение налоговых отчислений, которые приводят к мультипликативному росту совокупного дохода. Это связано с тем, что заемные средства в виде кредитов берут, в основном организации, поэтому удорожание кредитов приводит к снижению частных инвестиций, поэтому сокращается величина выпуска. Такие действия приводят к тому, что определенная часть совокупного объема производства вытесняется в силу уменьшения суммы частных инвестиционных расходов.
  2. Присутствие внутреннего лага. Внутренним лагом считается промежуток времени от возникновения потребности в изменении политики до принятия решения о конкретных изменениях. Обратите внимание, что все зафиксированные решения вступают в силу и начинают реализовываться только с наступлением следующего финансового года. Таким образом, внутренний лаг увеличивается, а за это время ожидания ситуация в экономике государства может кардинально измениться. 
  3. Неопределенность. Такой недостаток существует не только у фискальной политики, но  и у монетарной политики. А сама неопределенность может касаться следующих аспектов – сложностей с идентификацией ситуации в экономике страны. Во многих случаях экономическую ситуацию в государстве удается верно определить, но даже в этом случае, можно столкнуться со сложностями в определении необходимого уровня увеличения объема государственных закупок.
  4. Дефицитность с денежных средств государственного бюджета. Так как инструментами стимулирующей фискальной системы выступает повышение уровня государственных закупок  и объема трансфертов, это означает, что расходы бюджета также увеличатся, но налоговые отчисления уменьшатся, соответственно возникнет ситуация дефицита денежных средств в государственном бюджете. Исходя из этого, можно сказать, что проблема финансирования дефицита государственного бюджета стоит наиболее остро и на данный момент она является одной из наиболее значимых макроэкономических проблем.
Оценка стоимости бизнеса Финансовый анализ по МСФО Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций
Амина С.
Оцените автора
Школа Инвестиционной оценки проектов, акций, бизнеса
Добавить комментарий

восемнадцать − 8 =