Основные источники и виды финансовых ресурсов публичноправовых образований

Финансовые ресурсы публично-правовых образований.

Что такое публично-правовые образования?

Под публично-правовым образованием подразумевается образование, сформированное государством или муниципалитетом, которое обладает определёнными публичными полномочиями власти и включается в систему гражданского оборота как особый субъект.

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

Публично-правовыми образованиями являются:

  • Государства.
  • Субъекты, территориально, политически и экономически относительно самостоятельные части государства (например, субъекты Российской Федерации).
  • Муниципалитеты, города, сельские поселения, муниципальные районы и округа и тому подобное.
Оценка стоимости бизнеса Финансовый анализ по МСФО Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций

Понятие финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы представляют собой совокупность денежных средств, складывающаяся в ходе хозяйственной деятельности и являющаяся целевым ориентиром деятельности субъектов экономики, в данном случае, публично-правовых образований. Проще говоря, финансовые ресурсы являются объёмом денежных средств, которыми располагает государство, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты или население.

Финансовые ресурсы формируются хозяйствующими субъектами и применяются с целью поддержания и совершенствования производства. Определённый процент финансовых ресурсов публично-правовых образований направляется на финансирование национальных, региональных или городских/сельских нужд (в частности, образование, оборона, безопасность, здравоохранение и прочее) или на развитие социальной сферы или инфраструктуры. Несмотря на это, применение финансовых ресурсов чаще всего происходит именно через специальные целевые фонды, направленные на улучшение уровня жизни населения.

Финансовые ресурсы государства

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

Финансовые ресурсы государства представляют совокупность имеющихся у государства денежных средств, включающая в себя средства предприятий, организаций, хозяйствующих субъектов. Финансовые ресурсы государства складываются в результате формирования и распределения валового общественного продукта.

Классификация государственных финансовых ресурсов

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

В экономической теории финансовые ресурсы государства принято подразделять на два вида:

1. Централизованные финансовые ресурсы. Они формируются в ходе распределения и использования государственной продукции, образующейся в процессе экономической деятельности внутри и вне государства. Доля национального продукта остаётся в государстве для реализации экономических, финансовых, имущественных задач и прочее. Централизованные финансовые ресурсы отличаются несколькими особенностями:

  • Принадлежат исключительно государству.
  • Ими обладают исключительно конкретные фонды, которые имеют на это право согласно бюджетному законодательству государства.
  • Публичный характер.
  • Направляются на финансирование государственных нужд.

2. Децентрализованные финансовые ресурсы. Данный вид ресурсов характеризуется независимостью от государства в целом. Следовательно, фонды финансовых ресурсов подобного типа формируются не государством, а физическими и юридическими лицами и имеют относительную юридическую, экономическую и политическую самостоятельность. К фондам децентрализованных финансовых ресурсов относятся:

  • Фонды при коммерческих учреждениях, находящихся в собственности государства.
  • Фонда при коммерческих учреждениях, находящихся в собственности у частного лица.
  • Фонды при некоммерческих учреждениях.
  • Фонды, принадлежащие хозяйствующим субъектам, которые не признаны юридическими лицами.
  • Фонды, принадлежащие государственным объединениям.
  • Фонды, принадлежащие домохозяйствам.
  • Фонды индивидуальных предпринимателей.
  • Фонды, находящиеся в собственности у определённого юридического лица.

Иные виды государственных финансовых ресурсов

В качестве видов финансовых ресурсов государства выделяют также:

  1. Кредитные займы международного валютного фонда и иных международных учреждений.
  2. Внутригосударственные кредиты и займы у Центрального Банка.
  3. Налоги.
  4. Направление средств во внебюджетные фонды.
  5. Добровольные взносы граждан государства в местный бюджет и так далее.

Источники формирования централизованных финансовых ресурсов государства

  1. Национальный доход. Национальный доход является одним из основных источников, которые формируют централизованные финансовые ресурсы. Доход государства перераспределяется, и его определённая часть направляется на создание и содержание централизованных фондов, которые включают себя финансовые ресурсы государства.
  2. Национальные богатства. Существующие богатства государства, в числе которых, например, энергоносители, газ, нефть, золотые ресурсы и так далее, участвуют в хозяйственном обороте, в результате чего средства от их реализации направляются в централизованные фонды. Кроме того, в данный пункт включается реализация государственных ценных бумаг, например, облигаций.
  3. Поступление денежных средств от населения. Сюда можно включить различные налоги и сборы, которые составляют небольшую долю в централизованных финансовых ресурсах, однако с переходом государства в рыночную экономическую систему, где государство не играет большой роли, процент содержания налогов и сборов в централизованных фондах увеличивается.

Влияние финансовых ресурсов публично-правовых образований на экономику

Вопрос влияния финансовых ресурсов на развитие экономики до сих пор спорный и содержит можно нюансов. Это связано с продолжающейся с давних времён полемикой о нейтральности денег.

Например, согласно теореме Модильяни-Миллера, в рыночной экономической системе денежные средства нейтральны, то в случае изменения показателей, отражающих денежное предложение, изменяется исключительно уровень цен, что не влияет на относительные цены. Исходя из вышеизложенного, финансовые ресурсы не влияют на изменение и развитие экономических показателей и поведение агентов в экономике. При этом, необходимо учитывать, что рыночная система должна быть эффективной, поскольку только в этих условиях перераспределение финансов оптимально, а привлечённые дополнительно денежные средства оказывают влияние только на общий уровень цен, то есть могут поднять их, но не изменять причины инвестирования. Данная теорема имеет место существовать, но рассматривает функционирование финансовых ресурсов только в рамках существования идеальной рыночной системы, которая не может существовать в реальных условиях.

Что касается России, то по одним мнениям, в России не существует рынков, а по другим – они имеют огромное количество несовершенств, что приводит к тому, что нельзя дать точные гарантии эффективности финансового перераспределения.

Итак, финансовые ресурсы оказывают сильное влияние на экономическое развитие посредством формирования мотивов поведения экономических субъектов и механизмов контроля за применением и направленностью ресурсов. Таким образом, финансовые ресурсы могут связать поведение экономического субъекта с эффективностью экономики в целом.

Кроме этого, необходимо обратить внимание на высказывание Кейнса, который сказал, что деньги — есть связь между прошлым и будущим. Следовательно, доходы являются источником формирования финансовых ресурсов, которые посредством инвестиций могут прогнозировать доходы дальнейших периодов.

Источники формирования финансовых ресурсов публично-правовых образований

Данные источники формирования финансовых ресурсов относятся не только государству, но и ко всем публично-правовым образованиям в целом.

  1. Получение денег в результате взимания налогов и сборов с населения государства.
  2. Получение денежных средств в результате продажи государственного, муниципального, городского/сельского имущества.
  3. Получение денежных средств в результате получение прибыли от предпринимательской деятельности, владельцем которой является государство, муниципальные, региональные или сельские власти.
  4. Получение денежных средств посредством получения внутренних и внешних кредитов и займов.
  5. Получение денежных средств посредством реализации страховых и резервных фондов.
  6. Добровольное вложение средств физическими и юридическими лицами.

Куда направляются и где используются финансовые ресурсы публично-правовых образований?

Государственные финансовые ресурсы и ресурсы субъектов государства и местных администраций могут быть направлены на:

  1. Государственные, муниципальные, городские/сельские инвестиции.
  2. Содержание аппарата управления государства, субъекта федерации или местной администрации.
  3. Выплаты за выполнение государственных, муниципальных и иных заказов;
  4. Направление денежных средств на содержание бюджетных учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры и прочее.
  5. Направление отчислений в страховые и резервные фонды.
  6. Направление средств на нужды общества, на погашение внутреннего внешнего долгов государства, муниципалитета и так далее, на субсидии и субвенции.
  7. Направление денежных средств в качестве добровольных взносов во всемирные организации и учреждения.
  8. Направление денежных средств в качестве помощи иностранным государствам.
  9. Направление денежных средств в благотворительные организации внутри государства, в различные фонды помощи и прочее.
  10. Направление денежных средств на приобретение, выкуп или заём в аренду имущества, объектов собственности.
Оценка стоимости бизнеса Финансовый анализ по МСФО Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций
Амина С.
Оцените автора
Школа Инвестиционной оценки проектов, акций, бизнеса
Добавить комментарий

6 − один =