- Понятие финансового регулирования
- Методы финансового регулирования государством
- Финансовое регулирование государства в разных экономических системах
- Государственное финансовое регулирование в рыночной экономике
- Государственное финансовое регулирование в командно-административной экономической системе
- Государственное финансовое регулирование в традиционной экономической системе
- Государственное финансовое регулирование в смешанной экономической системе
- Финансовое регулирование в различных национальных моделях экономики
- Финансовое регулирование в Российской Федерации
- Финансовое регулирование в США
- Финансовое регулирование в Китае
Понятие финансового регулирования
Сущность финансового регулирования заключается в давлении и возможности изменить результат социально-экономических процессов, необходимое для уничтожения или исключения возможности появляется диспропорций, развития научных технологий и общественной стабильности посредством грамотного распределения финансовых ресурсов в различных областях рынка.
Финансовое регулирование включает в себя финансовое сдерживание и стимулирование.
Целями финансового регулирования выступают:
- Уничтожение или исключение вероятности возникновения дисбаланса.
- Обеспечение развития научных технологий.
- Обеспечение общественной стабильности.
В качестве форм финансового регулирования выделяют две:
- Прямое, заключающееся в непосредственном влиянии на объект регулирования.
- Косвенное: оно заключается в косвенном, то есть опосредованном влиянии на объект регулирования.
Само финансовое регулирование не ограничивается контролем за оборотом денежных масс и введением налогов, оно затрагивает многие сферы:
- Налоговую.
- Кредитную.
- Таможенную.
- Валютную.
- Бюджетную.
- Внутри хозяйствующего субъекта.
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Методы финансового регулирования государством
Государство имеет собственные способы регулировать хозяйствующие субъекты и экономику страны в целом. В качестве таких способов выступают:
1. Налоговая политика: она включает в себя всевозможные способы регулирования посредством введения, изменения и упразднения различных налогов. Например, государством могут быть предприняты следующие меры:
- Уменьшение ставки налога.
- Упразднение некоторых налогов и сборов и так далее.
2. Меры в рамках амортизационной политики: как правило, они используются в совокупности с предыдущим методом и представляют собой ускорение амортизации. Амортизация представляет собой постепенный процесс потери стоимости конкретного имущества вследствие приведения его в ненадлежащее состояние.
3. Индивидуальная материальная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей, включающая в себя:
- Субсидии.
- Представление кредитов на льготных основаниях.
- Государственные заказы и так далее.
4. Существование межбюджетных трансфертов: субсидий, субвенций, например, из регионального бюджета и так далее.
Как правило, государство использует несколько методов финансового регулирования в комплексе для достижения лучшего эффекта.
Финансовое регулирование государства в разных экономических системах
Государственное финансовое регулирование в рыночной экономике
Рыночная экономическая система – одна из самых свободных существующих экономических систем, характеризующаяся следующими признаками:
- Быстрые темпы развития.
- Высокий уровень восприятия и реализации нововведений.
- Эффективное распределение экономических ресурсов.
- Способность к приспособлению.
- Частые и резкие скачки инфляции.
- Развитие конкурентоспособности.
- Высокий уровень различия показателей доходов и так далее.
Риски существования рыночной системы для государства в целом вынуждают его частично вмешиваться в развитие экономики и осуществлять определённое финансовое регулирование.
- Государство в условиях рыночной экономики осуществляет контроль за денежным обращением, регулирует курс валют и денежное обращение;
- Государство проводит фискальную политику.
Фискальная политика заключается в том, что государство при необходимости может изменять расходы из государственного бюджета, налоги для того, чтобы контролировать уровень инфляции, уровень экономического роста занятость и прочие показатели.
Фискальная политика осуществляется посредством финансирования:
- Отдельных частей инфраструктуры.
- Стратегически важных отраслей промышленности, например, военной, атомной, химической и так далее.
- Предприятий в сфере сельского хозяйства и других областей промышленности, которые являются мало окупаемыми, но очень важны для государства и экономики в целом.
- Научно-практической деятельности и прочее.
- Государство вправе перераспределять доходы.
- Государство может проводить экономическую поддержку в регионе.
Государственное финансовое регулирование в командно-административной экономической системе
В командно-административной системе государство обладает неограниченной властью, в связи с чем финансовое регулирование в командной экономике очень жёсткое и строго контролируется властями:
- Государство самостоятельно назначаетесь директивные цены на продукцию, не давая возможности вмешиваться другим участникам экономики в ценообразование.
- Государство устанавливает строгую систему взимания налогов, в которой невозможно получить определенные льготы.
- Государство не создаёт государственные программы финансирования или помощи предприятиям на безвозмездной основе.
- Государство не предоставляет возможности оформить кредит или займ;
- Предприятие не может получить финансирование из внешних, тем более иностранных источников.
Государственное финансовое регулирование в традиционной экономической системе
Традиционная экономика является одной из первых способов организации хозяйствования в государстве. Традиционная экономическая система обладает следующими признаками:
- Официальный собственник имущество – не конкретное физическое лицо, а вся община.
- Государство обладает ограниченной, но сильной властью.
- Технологически государство с традиционной экономикой развито очень слабо.
- Традиционная экономическая система вынуждает государство и предприятия экономически заметь от внешних инвестиций.
- Большая важность традиций и обычаев в обществе.
- Общество и экономика развивают очень медленно.
- Показатель уровня жизни населения – низкий.
Государство в традиционной экономике, как было сказано ранее, играет определённую роль, потому обладает определённой возможностью финансового регулирования экономики:
- Распределение имущества и любых имущественных благ осуществлялось только государством.
- Государство создаёт определённую материальную поддержку населению, поскольку не контролирует уровень дохода населения, который очень низкий.
- Государство занимается привлечением иностранных инвестиций в собственное производство.
Государственное финансовое регулирование в смешанной экономической системе
Смешанная экономическая система сочетает в себе черты командной и рыночной систем, поскольку в ней преобладает частная собственность, свобода экономической деятельности при регулировании государством.
В смешанной экономике государство вправе координировать деятельность на рынке, в частности, выступает в качестве гаранта стабильности, если произойдёт обвал рынка.
Государство осуществляет следующее финансовое регулирование:
- Активное проведение налоговой политики: с помощью налогообложения государство аккумулирует денежные средства в собственный бюджет.
- В смешанной экономике государство внедряет различные материальные программы поддержки как населения, так и предприятий.
- Государство не занимается ценообразованием, но регулирует ценовой механизм, в частности, может ограничить монополию государства в конкретной области.
Финансовое регулирование в различных национальных моделях экономики
Любая вышеописанная экономическая система представлена в идеальном виде, который безусловно не может существовать на практике, потому во всех государствах существуют свои нюансы финансового регулирования, связанные с возникающими в экономике проблемами. Рассмотрим финансовое регулирование в национальных моделях экономики России, Китая и США.
Финансовое регулирование в Российской Федерации
В настоящее время, согласно Конституции РФ, в России смешанная экономическая система. Сейчас правительству России необходимо обратить внимание на высокий уровень роста инфляции, в связи с чем государство может предпринять два действия:
- Начать проводить жёсткую финансовой политику, которая приведёт к свертыванию производственной активности.
- Начать проводить активную инвестиционную государственную политику, которая связана с такими мероприятиями:
- Государственное регулирование ставки гарантий по страховке для потоков инвестиций.
- Переориентация фискальной и налоговой политик в инвестиционную.
Первый способ показал свою неэффективность на практике, в связи с чем правительство прибегло ко второму методу финансового регулирования, который заключается в снижении внимания к фискальной и бюджетно-налоговой политике по причине необходимости повышения эффективности инвестиционной.
Финансовое регулирование в США
В США существуют отдельные органы власти, которые следят за реализацией фискальной, налоговой, бюджетной и других политик, в связи с чем эффективность финансового регулирования государства в целом повышается. Несмотря на это, США делает акцент на определённые экономические области для совершенствования и стабилизации экономической ситуации:
- Регулирование и стабилизация валюты. Необходимо подчеркнуть, что доллар в настоящее время является мировой валютой, в связи с чем в США возникает необходимость проводить национальную денежную политику с большим вниманием. Для этого в США существует Федеральная резервная система.
- В США особое внимание уделяют контролю на рынке ценных бумаг, для чего существует отдельная Комиссия по ценным бумагам. Это связано с необходимостью привлечения и защиты инвесторов.
Финансовое регулирование в Китае
В Китае ситуация, аналогичная США: государство создаёт огромное количество органов власти, которые занимаются узко направленной экономической деятельностью.
Особое внимание в Китае уделяют банкам и страхованию. Это связано с тем, что в последние годы в Китае возникла проблема распространения учреждений, которые способствуют «стиранию границ» между страхованием, ценными бумагами и страховыми организациями. Подобные учреждения сложно регулируемые.