Социальные и экономические последствия безработицы. Закон Оукена. Государственное регулирование занятости

Безработица — это явление отсутствия факта ведения трудовой деятельности у определенного процента населения государства. Абсолютная занятость недостижима ни при каких условиях, поэтому уровень безработицы никогда не может быть нулевым. Это утверждение актуально для любого государства мира.

Безработица неразрывно связана с экономической и социальной сферами государства. Как и любое другое явление в этом вопросе, она несет определенные последствия для благосостояния страны. Вследствие того, что нулевой безработицы не может быть, эти самые последствия в любом случае проявляются в каждой стране. Вопрос исключительно в силе их влияния.

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

Последствия безработицы

Если рассматривать последствия безработицы субъективно в отношении одного конкретного человека, то помимо очевидного — отсутствие постоянного источника дохода, точно назвать другие последствия не представляется возможным. Все будет меняться в зависимости от индивидуальных особенностей самого гражданина и его образа жизни.

Однако при рассмотрении безработицы как явления, оказывающего определенное влияние на государство в целом, а точнее на его экономику и социум, можно однозначно составить список последствий. И как ни странно, в нем будет содержаться не только отрицательные моменты.

Социальные последствия безработицы

Социальные последствия — это определенный результат, который безработица как явление оказывает на социум государства в целом. К однозначно отрицательным моментам можно отнести следующие факторы:

  1. Рост преступности. Отсутствие работы означает отсутствие дохода. Для некоторых граждан этот фактор может стать определяющим и толкнуть их на совершение преступления с целью получения денег. В целом процент роста преступности на фоне безработицы не будет велик, однако факт остается фактом, частота совершения правонарушений и преступлений на фоне высокого уровня незанятости населения безусловно увеличится.
  2. Рост случаев проявления психических и физиологических заболеваний. Определенные граждане больше других подвержены различных психологическим расстройствам, на фоне которых вполне могут развиваться и физические недуги. Потеря работы и отсутствие перспектив на поиск новой занятости в ближайшем будущем может стать ключевым фактором перехода какого-либо психического заболевания в активную стадию.
  3. Увеличение социального разрыва населения. Абсолютной потери работы у всех граждан страны одновременно случится не может. А это означает, что длительное отсутствие занятости у одних и наличие у других, приведет к увеличению так называемого разрыва между ними. Это может привести к возникновению конфликтов между гражданами, что в целом негативно скажется на общей обстановке в стране.

Существуют и положительные социальные последствия:

  1. Увеличение ценности рабочих мест. Граждане, сохранившие работу на фоне роста уровня незанятости населения, будут больше «держаться» за свое положение, что приведет к росту эффективности их труда.
  2. Мотивация к смене сферы деятельности. Некоторые граждане после потери работы вполне вероятно решать попробовать себя в предпринимательстве, и определенным лицам удастся добиться успеха в этом. В результате это приведет к появлению новой организации, следовательно, к улучшению экономического состояния.
  3. Расширение выбора вакансий. Если рост безработицы не связан с массовой ликвидацией предприятий, то он обеспечит расширение списка доступных вакансий. В результате, например, граждане узкой занятости, смогут найти себе работу, предложения о которой раньше были недоступны по причине отсутствия свободных мест.

Экономические последствия безработицы

В список отрицательных экономических последствий безработицы включаются:

  1. Обесценивание образования. Обучение не будет иметь смысла, если по его окончании гражданин все равно столкнется с трудностями в поиске работы.
  2. Государственные затраты. Рост уровня безработицы означает рост числа граждан, вставших на учете в центры занятости населения. На основании этого факта им будет полагаться денежное пособие, средства на выплату которого будут черпать из государственных бюджетов разных уровней.
  3. Утрата имеющихся навыков. Квалификация и уровень подготовки к чему-либо имеет свойство падать в отсутствие постоянной практики. При длительной незанятости и последующему трудоустройству гражданину будет сложно достичь былой эффективности, что отрицательно скажется на результатах деятельности, следовательно, и на экономической системе.
  4. Снижение объемов производств. Если говорить о простой волне увольнений с дальнейшем трудоустройством, то подобное проявление безработицы не понесет за собой ощутимых последствий для количества производимых товаров и оказываемых услуг. Однако массовая стихийная потеря работы населением отразится на компаниях — они попросту не смогут продолжать свою деятельность, что в свою очередь отрицательно скажется на объемах производства, следовательно, на благосостоянии экономики.

К положительным экономическим последствиям, вызванных безработицей, можно отнести:

  1. Создание резерва трудовой силы. Рост спроса на рынке труда приведет к тому, что ранее невостребованные вакансии начнут заниматься гражданами, что в масштабе государства позволит перестроить функционирования определенного сектора экономической системы.
  2. Получение перерыва для обучения и переподготовки. Отсутствие возможности ведения труда в одной сфере деятельности приведет к тому, что некоторые граждане будут вынуждены обучиться другой профессии, на что у них будет иметься время.
Оценка стоимости бизнеса Финансовый анализ по МСФО Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций

Закон Оукена

В начале 60-х годов прошлого столетия Артур Оукен —  советник президента Соединенных Штатов Америки Джона Кеннеди, предложил теорию о том, что объем валового внутреннего продукта государства прямо зависим от показателя безработицы. Он подтвердил свое предположение и не только доказал достоверность утверждения, но и вычислили связь математически.

Закон Оукена позволяет найти значение такого показателя, как отставание ВВП. Суть теории заключается в том, что величина уменьшения объемов производства в процентном соотношении в сравнении с параметром, достижимым при полной занятости, равна проценту уровня безработицы, умноженному на фиксированный коэффициент.

Значение этого коэффициента было определено на основе собранных статистических показателей за несколько лет. Его величина составляет 2,5.

Таким образом, текущий уровень отставания ВВП можно рассчитать следующим образом:

(Q1 — Q2) / Q2 = K * (Y1 – Y2), где:

  • Q1 – условно потенциальный объем производства, достижимый при полной занятости населения;
  • Q2 – текущий объем производства;
  • K –  найденный Оукеном коэффициент со значением в 2,5;
  • Y1 – текущий уровень безработицы;
  • Y2 – значение коэффициента уровня безработицы, достижимое при полной занятости трудоспособного населения.

Теория закона говорит о том, что каждый процент естественного уровня безработицы в государстве, уменьшает объемы производства на 2,5%.

Законодательное регулирование занятости населения. Возможные действия государства для уменьшения уровня безработицы.

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

Борьба с безработицей — это то, с чем в том или ином виде сталкивается аппарат правления каждого государства мира. В определенных странах центры занятости населения функционируют фактически условно, в других действительно помогают гражданам найти работу.

Однако создание лишь одной системы ЦЗН — это далеко не все, на что способно государство, в ходе борьбы с безработицей. Чтобы улучшить ситуацию с безработицей, правительственному аппарату и всем подконтрольным ему ведомствами необходимо:

  • создать новые вакантные рабочие места (в государственных бюджетных учреждениях, включая автономные и унитарные предприятия);
  • организовать оплачиваемые общественные работы, например, уборка урожаев, благоустройство территорий и т. д.;
  • ввести различные льготы для предприятий, которые бы предоставлялись им при трудоустройстве граждан, состоящих на учете в ЦЗН;
  • ввести послабления для предприятий, принимающих на работу представителей социально-уязвимых категорий населения, сталкивающихся с трудностями в вопросе поиска подходящего места трудоустройства, например, таковыми являются инвалиды, «предпенсионеры» и т.д.;
  • упростить систему регулирования индивидуального предпринимательства и ведения профессиональной деятельности;
  • законодательно урегулировать возможность деятельности по так называемым гибким формам занятости (неполный день, свободный график, вне режимная деятельность с поставленной конечной задачей и т. д.);
  • провести широкую информационную кампанию о существующих возможностях для трудоустройства;
  • обеспечить доступность курсов переподготовки и повышения квалификации граждан;
  • стимулировать граждан на смену профессии и т. д.

Во времена существования Советского Союза действительно существовали так называемые штрафы за тунеядство, которые были вынуждены оплачивать неработающие граждане. Система действительно работала.

В современном обществе в вопросе борьбы с безработицей государство может только поощрять теми или иными способами труд, упрощать процесс поиска работы и мотивировать граждан.

В текущих реалиях регулировка безработицы посредством ввода карательных мер невозможна, так как это приведет как минимум к массовым общественным волнениям. 

Оценка стоимости бизнеса Финансовый анализ по МСФО Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций
Амина С.
Оцените автора
Школа Инвестиционной оценки проектов, акций, бизнеса
Добавить комментарий

один × пять =