Практически все экономики всех стран мира построены на общепринятой в мире системе национальных счетов. Государства имеют свою валюту, определяют уровень своей финансовой стабильности на основании показателя валового внутреннего продукта и т. д. Учитывая это, может показаться что особой разницы между финансовыми системами Российской Федерации и других постсоветских республик, ныне входящих в СНГ, и аналогичными системами, например, стран Европейского Союза, Соединенных Штатов Америки и т. д. нет. Однако это не так. Трактовки определений, понятий и подходов, лежащих в основе экономики как финансовой системы, использующиеся в РФ и заграницей кардинально отличаются.
Определение подходов финансовой системы
Базовые подходы к определению финансовой системы принято подразделять на два вида:
- Функциональный, он же сравнительный. Данный вариант характерен для Российской Федерации и государств СНГ. Функциональный подход предполагает восприятие финансовой системы в качестве совокупности сфер финансовых отношений, объединенных в группы на основе каких-либо конкретных признаков.
- Институциональный. Данный вариант характерен для государств Евросоюза, Соединенных Штатов Америки, Канады и т. д. Институциональный подход предполагает восприятие финансовой системы, в качестве совокупности рынков и инструментов, которые используются в ходе и для заключения различных сделок, проведения обменов и т. д.
На Заметку: Упомянутые варианты подходов не являются истинно верными и одинаковыми для всех государств мира. В двух разных странах может практиковаться один и тот же, например, институциональный вариант, однако экономики этих государств все равно будут отличаться по своей структуре. Причина этого заключается в разных путях развития, этапы которых разнятся в зависимости от национальных особенностей населения разных стран.
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Сравнительная характеристика функционального (отечественная литература) и институционального (зарубежная литература) подходов к определению финансовой системы
Оба варианта интерпретации подходов к определению финансовой системы, применяемые в отечественных и в зарубежных «экономических школах» имеют ряд четких отличий. Их сравнительная характеристика представлена в таблице:
Характеристика | Отечественная экономическая школа (функциональный подход) | Зарубежная экономическая школа (институциональный подход) |
Критерий отбора | В Российской экономической школе в ходе описания звеньев финансовой системы наибольшее внимание уделяется критериям отбора, основывающимся на сущности финансов как структурной основе системы. То есть, главным критерием отбора в этом варианте является субъект, представляющий собой носителя какого-либо варианта экономических отношений. | В зарубежной экономической школе не принято выделять какой-либо основополагающий критерий отбора. С этой точки зрения финансовая система представляет собой надстройку над субъектами рынка, созданную в целях удовлетворения их потребностей. То есть, субъекты выступают как часть экономических отношений, которая не принимается во внимание как структурная основа их функционирования. |
Определение | Экономическая система — это совокупная группа экономических отношений. | Экономическая система — это взаимное функционирование рыночных механизмов и мер законодательного регулирования. |
Манипуляции с денежными средствами | Используемые способы распределения финансов, контроль наличия, образование и т. д. — все это находится под контролем субъектов экономических отношений (преимущественное право передается на основании важности ролей субъектов, которые они принимают на себя в ходе ведения общественного производства). | Распределение финансов, их организация, контроль наличия, образования и т. д. — все это находится под контролем участников рынка и финансовых институтов. |
Функциональный подход (отечественная практика)
Согласно методам определения понятий функционального подхода, основа экономического содержания финансовой системы представляет собой существующее многообразие разносторонних отношений, появляющееся вследствие наличия большого количества потребностей у разных участников. В их число входят субъекты в лице:
- хозяйств;
- государства;
- домохозяйств.
Отдельные основополагающие структурные элементы функционального подхода представляют собой три основных критерия:
1. Участие субъектов в процессе общественного производства — критерий применяется в целях разделения финансов на часть, принадлежащую субъектам и находящуюся в собственности государства (органов власти).
2. Характер деятельности участника экономических отношений — критерий применяется в целях разделения функционирующей системы финансов на звенья по классификации владельцев бюджетов:
- коммерческие предприятия;
- некоммерческие организации;
- органы власти;
- фонды внебюджетного типа.
3. Правовая форма, на основе которой субъекты организуют и ведут свою деятельность в ходе экономических отношений — критерий применяется в целях разделения вышеупомянутых звеньев на дополнительные уточняющие категории по классификации владельцев бюджетов: юридические лица, различные кооперативы и т. д.
Основные принципы и правила определения финансовой системы функционального подхода могут изменяться и дополняться. В частности, разные представители отечественной экономической школы расходятся в вопросах:
- деления экономики государства на сферы — от двух до четырех видов;
- выделения категории финансов — к государственным (бюджет общего, государственного, муниципального и централизованного типов) и хозяйствующим субъектам иногда добавляются отдельные подтипы в виде домашних хозяйств и заграничных бюджетов;
- выделения территориальных бюджетов в самостоятельные категории — объединение государственных, муниципальных и централизованных категорий финансов в один вид «государственные» или выделение их в отдельные самостоятельные подвиды.
-
Институциональный подход (зарубежная практика)
Методами институционального подхода принято трактовать определение термина «финансовая система» по одному из двух вариантов:
- система взаимодействия государственных и негосударственных институтов финансов;
- совокупность функционирования рынков, посредников, предприятий и инструментов, позволяющая обеспечивать распределение и перераспределение ограниченных в количестве финансовых ресурсов, которые имеются в наличие в избыточном количество в определенный промежуток времени у одних субъектов, в пользу других.
С одной точки зрения описываемый подход, повсеместно применяемый в европейских странах, в США и т. д. представляет собой более развитую форму экономической системы, относительно варианта, использующегося в Российской Федерации и в СНГ. Причина этого в том, что по трактовке институционального подхода в финансовой деятельности в качестве представителей рынка принимают участие не только организации, но и государство.
Однако с другой точки зрения функциональный подход более совершенен. Данный тезис обосновывается тем, что институциональным вариантом не учитываются финансовые рынки, фактически играющие роль ведущего компонента работы экономики. Они не представлены вовсе (как основополагающая структурная единица). В связи с этим основные принципы работы рыночных отношений не описываются.
Главная отличительная особенностей институционального подхода заключается в том, что финансовая система по этому варианту трактовки подлежит рассмотрению с точки зрения непосредственных решений, принятых на основе текущих направлений движения потоков финансов между участниками рыночных отношений. При этом они определяются на основе общего состояния экономики. Оно же в свою очередь может оказывать как благоприятное воздействие на деятельность участников, так и негативное.
Стандартная взаимосвязь участником рынка по правила зарубежной экономической школы отражена в механизме движения потоков финансов, который предполагает использование классификации субъектов рыночных отношений, основанных на избытке или дефиците средств, имеющихся в наличии. Представители обеих групп всегда находятся в между обоими категориями вследствие того, что по правилам институционального подхода движение финансов не ограничено (в большинстве случаев нуждающимся является государство, а хозяйства владеют финансами в избытке).
Таким образом отечественный функциональный и зарубежный институциональный подходы к определению финансовой системы серьезно различаются в фундаментальных основах. Однако государства мира продолжают придерживаться либо одного, либо другого варианта, при этом относительно успешно поддерживать стабильность своей экономике, что говорит о работе обоих подходов.