Характеристика финансовой системы Российской Федерации как совокупности финансов домохозяйств, корпоративных финансов и общественных финансов

Финансовая система России выстроена в формате структуры трех крупных сфер. Это государство, хозяйства и домохозяйства. Каждое звено играет свою роль, что в результате обеспечивает стабильное функционирование всей экономики государства.

Звенья финансовой системы Российской Федерации

В финансовой системе Российской Федерации принято выделять три главенствующих звена, на основе которых строятся все экономические отношения. Соответственно, классификация отношений также построена на этих самых звеньях. В РФ существуют финансы, принадлежащие:

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ
  • государству;
  • хозяйствам;
  • домохозяйствам.
Оценка стоимости бизнеса Финансовый анализ по МСФО Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций

Государственные финансы

Государственные финансы — это денежные отношения, происходящие в ходе процесса распределения финансов между учреждениями, цель деятельности которых заключается в обеспечении функционирования государственных органов власти.

На Заметку: В звено государственных финансов по умолчанию включается и муниципальный уровень несмотря на то, что он не упоминается отдельно.

Звено государственных финансов делится на подкатегории:

  • бюджет федерального уровня;
  • бюджеты регионов Российской Федерации;
  • бюджеты населенных пунктов;
  • фонды внебюджетного типа;
  • муниципальные кредиты.
  • Бюджет федерального уровня

Федеральный бюджет занимает главенствующее место среди всех категорий государственных финансов. Именно резервы его фонда служат источником денежных средств для остальных подзвеньев.

Помимо финансирования бюджетов ниже уровнем денежные средства федерального фонда тратятся государством на:

  • военные нужды (оборона страны, закупка техники, оплата ежемесячного довольствия военнослужащих и т.д.);
  • управление государством (разработка и введение законов, оплата довольствия государственных служащих и т.д.);
  • правоохранительные органы (организация работы полиции, дорожно-постовой службы, ФСБ и т.д.);
  • социум (финансирование федеральных преференций, реализация и запуск специализированных льготных программ и т.д.).

Бюджеты Регионов Российской Федерации

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

Региональные бюджеты – это денежные фонды, право владения и распоряжения которыми было передано властям субъектов государства. Они формируются из:

  • дотаций из федерального бюджета;
  • собственных доходов субъекта.

В РФ существует шесть типов субъектов, соответственно, и региональные бюджеты делятся в соответствие с ними:

  • край;
  • область;
  • республика;
  • автономная область;
  • автономный округ;
  • город федерального значения.

Муниципальные бюджеты

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

Муниципальные бюджеты – это денежные фонды, право владения и распоряжения которыми были передано органам самоуправления населенных пунктов. Источником их пополнения могут являться денежные средства, полученные из:

  • федерального бюджета;
  • регионального бюджета;
  • фондов внебюджетного типа.

Различают четыре вида. Существуют муниципальные бюджет, выделяющиеся для:

  • городов;
  • сел;
  • муниципальных районов округов;
  • внутренний округ города федерального значения.

Фонды внебюджетного типа

Фонды внебюджетного типа – это такие же денежные средства, использующиеся в целях удовлетворения различных нужд как граждан, так и организаций. Несмотря на то, что данная категория является частью звена государственных финансов, законодательный аппарат страны не принимает какое-либо участие в их формировании.

Ярким примером являются три все известных в РФ фонда:

  • Фонд Социального Страхования;
  • Фонд Обязательного Медицинского Страхования;
  • Пенсионный Фонд.

Каждый из них является фондов внебюджетного типа, источником формирования которого служат доходы граждан, ведущих официальную трудовую деятельность и индивидуальных предпринимателей вместе с самозанятыми физическими лицами, уплачивающими взносы за самих себя.

Помимо этого, существуют также внебюджетные фонды, цель функционирования которых заключается в развитии науки, в совершении инвестиционных вложений, в улучшении системы образования и т.д.

Государственные и муниципальные кредиты

Кредиты государственного и муниципального типа – это дополнительные подкатегории звена государственных финансов, представляющие собой денежные отношения, возникающие между Российской Федерацией как государством и субъектами экономики страны в лице:

  • муниципалитетов;
  • частных коммерческих предприятий;
  • граждан.

Финансы хозяйств

Финансы хозяйств или по-другому, хозяйствующих субъектов, представляют собой денежные отношения, проявляющиеся между юридическими лицами, гражданами и государственными учреждениями.

Источником формирования данного звена финансов является деятельность предприятий, за счет которой они получают денежные средства и формируют собственные фонды. Это может быть:

  • производство;
  • переработка;
  • продажа;
  • оказание услуг;
  • создание материальных благ;
  • выполнение работ и т.д. 

Фактически финансы коммерческих предприятий, в вопросе денежных отношений выступающих хозяйственными субъектами, являются основой функционирования всей экономической системы. Это касается не только Российской Федерации. Тезис верен абсолютно для любого государства, экономика которого построена на капиталистической модели.

Например, за счет хозяйственных субъектов частично формируется федеральный бюджет. Компании платят налоговые и таможенные сборы и совершают другие различные отчисления в пользу государства.

Также коммерческие предприятия являются источником формирования и внебюджетных фондов. С каждой заработной платы, выданной своему официально трудоустроенному сотруднику, организация дополнительно совершает отчисления в ФСС, в ПФР и в ФОМС.

В стандартной экономической классификации не принято делить финансы хозяйствующих субъектов на какие-либо категории, так как существует множество различных параметров, на основе которых можно было бы это сделать. Это вид деятельности, размер организации, объемы ее налогов и т.д.

Однако среди всех типов отдельно можно выделить финансы субъектов, деятельность которых связана с банковским и страховым делом. Причина этого проста: в этих коммерческих организациях сконцентрирована огромная доля всего объема финансов хозяйств. Следовательно, экономика в целом во многом зависима от успешности деятельности. 

Финансы домохозяйств

Финансы домохозяйств представляют собой денежные отношения, возникающие у населения в вопросе распределения личных финансов и общественных продуктов. То есть к ним относятся денежные средства граждан. Дополнительной классификации финансов домохозяйств на более уточненные подкатегории не предусмотрено.

Источником формирования финансов домохозяйств являются: 

  • денежные средства, полученные в ходе ведения официальной трудовой деятельности (заработная плата, премиальные начисления, стимулирующие выплаты, компенсационные платежи и т.д.);
  • денежные средства, полученные в ходе ведения индивидуальной предпринимательской деятельности в статусе ИП или профессиональной деятельности в статусе самозанятых;
  • денежные средства, полученные от государства (пенсионные выплаты, стипендиальные начисления, льготы, пособий и т.д.).

Важно: Операции по купле-продаже чего-либо между двумя представителями домохозяйств, например, продажа квартиры одного физического лица другому, не является источником формирования описываемой категории финансов несмотря на то, что в ходе ее проведения субъект, представляющий звено, получает деньги. Причина этого в том, что передаваемые денежные средства в счет оплаты сделки ранее уже учитывались в общем количестве финансов домохозяйств, так как они были получены физическим лицом покупателем одним из трех вышеописанных способов. То есть, включение операций торговли между физическими лицами в список в качестве источника формирования финансов домохозяйств привело бы к ошибочным подсчетам в ходе анализа звена, так как определенные суммы учитывались бы дважды.

 Домохозяйства имеют и собственные расходы, подразделенные на три группы:

  • потребительские – приобретение чего-либо в собственных нуждах;
  • исполнительные – совершение обязательных или необязательных отчислений в пользу третьих лиц в лице государства и различных фондов (налоги, страховые отчисления и т.д.);
  • сберегательные – совершение отчислений самому себе (самостоятельное накопление) или временная передача денежных средств третьим лицам (например, вклады в банковской организации).

Схематичная структура финансовой системы Российской Федерации выглядит следующим образом:

Оценка стоимости бизнеса Финансовый анализ по МСФО Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций
Наталья Игнатьева
Оцените автора
Школа Инвестиционной оценки проектов, акций, бизнеса
Добавить комментарий

3 × два =

Adblock
detector