Фондоотдача: расчет для инвестиционного проекта

В статье мы рассмотрим показатель фондоотдачи основных производственных фондов, а также формулу расчета для инвестиционного проекта.

Фондоотдача. Определение

Фондоотдача (англ. Fixed assets turnover ratio) – финансовый показатель характеризующий интенсивность и результативность использования основных средств. Коэффициент фондоотдачи используется для анализа финансового состояния предприятия и показывает эффективность управления фондами предприятия при анализе его динамики.

★ Финансовый анализ (расчет коэффициентов и моделей) в Excel за 10 минут

Формула расчета коэффициента фондоотдачи основных фондов

Коэффициент фондоотдачи показывает – сколько было продано (произведено) продукции на единицу производственных фондов. Формула расчета имеет следующий вид:

koeff_fondot

Для оценки эффективности управления производственными фондами компании используются такие показатели: фондоемкость, материалоемкость, ресурсоемкость, ресурсоотдача.

Нормативное значение

Коэффициент фондоотдачи не имеет единого нормативного значения. Для каждого предприятия определяются свои допустимые уровни оборачиваемости производственных фондов. Анализ фондоотдачи проводится в динамике за несколько лет, что позволяет оценить характер тенденции.

Динамика коэффициента фондоотдачи Финансовое состояние предприятия
Кфонд Снижение финансовой устойчивости предприятия и эффективности использования производственных фондов и мощностей.
Кфонд  ↗ Рост финансовой устойчивости за счет повышение эффективности и результативности использования производственных фондов.
Кфонд ≥ К*фонд Превышение показателя над среднеотраслевыми значениями коэффициента показывают рост конкурентоспособности предприятия.
Кфонд < К*фонд Фондоотдача предприятия ниже среднеотраслевых значений коэффициента. Это является индикатором снижения конкурентоспособности предприятия.

Пример расчета фондоотдачи

Факторный анализ фондоотдачи

Для определения силы влияния различных экономических факторов на уровень фондоотдачи на практике применяют факторный анализ. Рассмотрим двухфакторную, четырехфакторную и семифакторную модель фондоотдачи.

Двухфакторная модель фондоотдачи

Двухфакторная модель показывает, как на величину коэффициента фондоотдачи влияет структура производственных фондов.

Фондоотдача производственных фондов. Формула расчета где:

Fa – активная часть основных производственных фондов;
N – объем выпускаемой и реализуемой продукции предприятия;
F – основные производственные фонды.

Семифакторная модель фондоотдачи

Модель позволяет сделать оценку степени взаимодействия между уровнем фондоотдачи предприятия и семи факторов: структуры основных производственных фондов,  структуры машин и оборудования в активных фондах, сменностью работы станков и оборудования, средней стоимостью единицы оборудования, продолжительность машино-смены, эффективность работы оборудования. Формула имеет следующий вид:

Фондоотдача основных средств предприятия. Формула расчета

где:

Fмаш – средняя стоимость действующих машин и станков;
Тсм – количество смен работы машин;
с – средняя стоимость оборудования;
Qд – количество станков и машин;
I – длительность рассматриваемого периода;
Тч – количество отработанных часов машинами и станками.

Четырехфакторная модель фондоотдачи

Данная модель позволяет определить характер взаимодействия между уровнем фондоотдачи предприятия и уровнем специализации, коэффициентом средней мощности предприятия, структуры основных производственных фондов и оборачиваемости активной части производственных фондов.

Расчет фондоотдачи основных средств

где:
Noc – основная продукция компании;
W – среднегодовая мощность предприятия.

Управление фондоотдачей предприятия

Управление фондоотдачей происходит на основе управления выручкой и размером основных производственных фондов предприятия. Повышение фондоотдачи предприятие может быть на основе следующих факторов:

  • Увеличить производительность труда и оборудования.
  • Увеличить загрузку оборудования.
  • Произвести автоматизацию производства.
  • Внедрить новые технологии и инновации в производство и выпуск продукции.
  • Развивать дистрибьюторскую сеть покупателей.
  • Повышать качество и конкурентоспособность продукции.

Автор: к.э.н. Жданов Иван Юрьевич

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Финансовый анализ для чайников © 2017 ·   Наверх