Конкуренция – понятие неразрывно связанное с предпринимательством и ведением бизнеса. Конкуренция присутствует в любой нише, независимо от вида деятельности компании. Чтобы лучше понять, как повысить рейтинг свой фирмы и приблизить ее к лидерству, нужно определить, вид конкурентного рынка.
Конкуренция и конкурентный рынок: понятие
Конкуренцией называют противостояние нескольких компаний за место на рынке. Если говорить простым языком, то конкуренция – это борьба предприятий за лидерство.
Конкурентный рынок – это не какое-то определенное место. Так называют комплекс экономических мероприятий, объединенных между собой. Понятие «конкурентный рынок» включает в себя:
- уровень спроса;
- количество предложений;
- удовлетворенность клиентов требуемыми продуктами;
- число борющихся между собой компаний;
- политику ценообразования;
- объем выпуска товаров, услуг и др.
То есть, такое явление, как конкуренция происходит в процессе противостояний предприятий, а конкурентный рынок – это отношения, которые сложились между клиентами компаниями.
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Классификация конкурентных рынков
Конкурентные рынки можно классифицировать в зависимости от типа конкуренции, которую делят на группы по следующим признакам:
- масштабам;
- форме;
- специфике;
- спросу;
- отраслевой принадлежности.
Важно! Здоровая конкуренция помогает расширить ассортимент товаров и услуг, а также повысить качество продукции без резкого увеличения цен.
По масштабам
Конкурентный рынок, классифицируемый по масштабам, характеризуется количеством участников.
Тип конкуренции (рынков) | Особенность конкуренции | Особенность рынка |
Индивидуальная | Возникает между ограниченным числом конкурентов | Индивидуальный рынок отличается наличием небольшого числа конкурирующих фирм. Компаниям приходится постоянно применять методы борьбы за потребителей. |
Местная | Образуется на небольших по масштабам территориях. Отличается наличием бонусов не только для клиентов, но и работников компаний. | Отличается не только тем, что количество конкурирующих фирм не большое, но и спецификой бизнеса. Отличным примером является группа компаний, оказывающих смежные услуги на пляже во время пляжного сезона. |
Отраслевая | Возникает между компаниями, работающими в одной сфере. | Данный рынок отличается постоянным развитием, так как для того, чтобы конкурировать с фирмами, компании приходится постоянно улучшать и модернизировать производство. |
Межотраслевая | Представлена в виде борьбы между компаниями, работающими в разных сферах бизнеса. | Каждая фирма пытается нарастить капитал, например за счет удачного инвестирования. Чем капитал больше, тем выше престиж и лидерство фирмы. |
Национальная | Возникает между всеми компаниями, осуществляющими деятельность на территории одного государства. | Каждая конкурирующая фирма пытается завоевать больше внимания клиентов. Также предприятиям свойственно завышать цены, а клиентам оказывать влияние на их снижение. |
Глобальная | Всемирная борьба за получение максимальной прибыли. | Для достижения главной цели компании улучшают производство, внедряю новые технологии, ищут выгодные пути сбыта. |
Таким образом, затраты предприятия на продвижение собственных товаров и услуг напрямую зависят от масштабов рынка. Чем больше участников, тем сложнее и затратнее бороться за внимание клиентов.
По форме
Типы рынков можно классифицировать и по методам ведения борьбы за внимание клиентов между компаниями. В таком случае конкуренция может быть ценовой и неценовой.
Ценовой конкурентный рынок отличается тем, что противостояние между конкурентами ведется при помощи манипулирования ценами на аналогичные продукты.
К примеру, снизив затраты на производство, организация может принять решение о снижение реализационной стоимости.
В таком случае предусмотрено два варианта развития событий:
- Предприятие снижает цены на товары и оповещает об этом всех участников рынков. Подобный подход называют прямым.
- Компания резко уменьшает реализационную цену, без предварительного оповещения об этом других участников рынка. Такую конкуренцию называют скрытой.
Надо отметить, что чаще всего участниками ценового конкурирующего рынка становятся предприятия со слабо развитой структурой, небольшим капиталом.
По специфике
Конкурентные рынки могут быть классифицированы по своей специфике, то есть соотношение результатов деятельности компаний напрямую влияет от действующих процентных ставок, от курса валюты, сот средней заработной платы и др.
В таком случае конкурентные рынки могут быть совершенными и несовершенными или свободными.
Несовершенные рынки конкуренции характеризуются следующими признаками:
- Часть компаний имеют возможность контролировать цены на выпускаемую ими продукцию.
- Правила продаж устанавливают рынки, а не клиенты.
- Новым компаниям очень сложно конкурировать с давно работающими на рынке игроками.
- Качество выпускаемой лидерами продукции со временем может ухудшиться.
Отличным примером несовершенного рынка в России является РЖД. Данная компания имеет возможность устанавливать собственные тарифы, независимо от себестоимости продукции. Повлиять на политику ценообразования РЖД может лишь государство.
Рынки совершенной конкуренции отличаются наличием множества компаний, работающих в аналогичных отраслях. Каждая конкурирующая между собой фирма имеет возможность повлиять на порядок ценообразования.
Надо отметить, что чистый рынок конкуренции считается идеальной атмосферой для развития производства. Он характеризуется следующими особенностями:
- присутствует много компаний;
- по масштабу, конкурирующие между собой фирмы, не большие;
- высокий спрос;
- ассортимент товаров однородный;
- наличие свободного доступа к рыночной информации;
- нет никаких барьеров для входа в отрасль.
Важно! На совершенных рынках конкуренции цены на продукцию устанавливаются в зависимости от спроса и предложения.
По спросу
Рынки можно классифицировать по спросу. Они делятся на олигополистические, монополистические и чистые.
Олигополия представляет собой рынок, на котором присутствуют в приоритете большие компании, реализующие аналогичную и разнородную продукцию. Главной чертой олигополии является то, что стать новым участником очень сложно.
Как правило, рост цен на олигополистическом рынке происходит по взаимному согласию всех фирм. Но случается и такое, когда одно предприятие меняет политику ценообразования. В таком случае возможно два варианта: другие конкуренты вслед за первой компанией также меняют поход к установлению цен на продукцию либо конкуренты никак не реагируют на изменение цены на товары инициатором.
Рынок олигополии характеризуются следующими условиями:
- На рынке работает сравнительно небольшое число продавцов. Бизнес конкурентов развитый или находится на стадии развития.
- Многие предприятия имеют не только одну крупную фирму, но и филиалы.
- На олигополистическом рынке всегда огромное число клиентов. Но за внимание каждого нужно бороться.
- Реализуемая продукция может быть одинаковой или дифференцированной.
Надо отметить, что приоритетными методами борьбы за покупателей на олигополистическом рынке является неценовая конкуренция. То есть, компании в основном используют способы клиентов, не связанные с повышением или понижением цен на товары, а, например рекламу, маркетинговые фишки и т.д.
Наверное, самым распространенным в России конкурентным рынком является монополия. Он отличается огромным числом участников, как продавцов, так и покупателей. Реализуемая продукция всегда разнородная. А новые компании могут без труда войти на рынок.
Но рынок чистой монополии – это немного другое. В таком случае существует несколько крупных игроков, которые выпускают жизненно важную продукцию. Очень часто случается так, что на рынке работает всего один лишь лидер, который и устанавливает правила ценообразования, объем предложения.
Важно! Новой компании войти на рынок практически не реально. Барьеры настолько высоки, что чтобы их преодолеть, необходимо приложить не только массу усилий, времени, но и денег.
Единственным плюсом чистой монополии является то, что подобных рынков в России очень мало. Их можно встретить в маленьких поселениях, где работает несколько продавцов.
По отраслевой принадлежности
Конкурентный рынок также можно классифицировать и по отраслевой принадлежности. В таком случае они могут быть внутриотраслевыми и межотраслевыми.
На внутриотраслевых рынках конкуренция ведется между компаниями, которые работают в одной отрасли. Отличным примером служит несколько магазинов одежды, расположенных в одном городе. Компании продают одинаковый товар, устанавливают схожие цены. Но, чтобы бороться за внимание покупателей, необходимо уникализировать ассортимент, либо найти идеальную маркетинговую стратегию.
Межотраслевые рынки характеризуются присутствием игроков, работающих в разных, но схожих сферах. В качестве примера можно привести две компании. Первая занимается авиаперевозками, а вторая – перевозкой грузов при помощи жд сообщения. Обе фирмы будут бороться за внимание клиентов, используя, как ценовые, так и не ценовые методы воздействия. Целью каждой из организации является наращивание прибыли, клиентской базы.
То есть, если говорить о рынках со стороны отраслевой принадлежности, то компаниям, работающим в условиях внутриотраслевой конкуренции, гораздо сложнее. Все дело в том, что им приходится искать уникальные методы завоевания внимания клиентов, например, продавать продукцию, которой нет ни у одних конкурентов.