Транспортно-заготовительные расходы (или ТЗР) составляют значительную часть себестоимости большинства продуктов. Вот почему так важен их правильный учет и анализ. В этой статье скрыты значительные резервы снижения производственных издержек и, соответственно, увеличения прибыли.
- Понятие транспортно-заготовительных расходов (что такое ТЗР)
- Как произвести расчет транспортно-заготовительных расходов
- Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) в бухгалтерском учете
- Включение ТЗР непосредственно в стоимость МПЗ
- Пример
- Учет ТЗР на отдельном счете и списание на затраты пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство в течение месяца
- Пример
- Дополнительный вариант учета ТЗР (только для товаров)
- Особенности учета ТЗР на отдельных счетах
- ТЗР и бухгалтерская отчетность
- Налоговый учет транспортно-заготовительных расходов
- Включение ТЗР в стоимость товаров
- Учет ТЗР отдельно от покупной стоимости материалов/товаров
- Дополнительный способ налогового учета ТЗР (только для товаров)
- Заключение
Понятие транспортно-заготовительных расходов (что такое ТЗР)
ТЗР – это совокупность издержек, имеющих отношение к заготовке, приобретению и транспортировке ресурсов (товаров, сырья, материалов и других ресурсов в овеществленной форме). Обычно к таким тратам причисляются:
- Доставка ресурсов.
- Оплата страховки грузов.
- Плата в виде пошлин на таможне.
- Оплата по договорам с посредническими компаниями и снабженцами.
- Финансирование погрузочно-разгрузочных услуг.
- Содержание складских помещений и трудящегося на складских территориях персонала.
- Трудовое вознаграждение сотрудников, заготавливающих, принимающих, обеспечивающих сохранность и отпуск овеществленных ценностей.
- Такса за передержку ценностей в камерах хранения вокзалов, портов, аэропортов.
- Командировочные затраты, имеющие отношение к приобретению ценностей.
- Размер потерь, понесенных в рамках норм естественной убыли.
Перечень ТЗР представлен в Приказе Минфина России от 28.12.2001 N 119н. Каждая компания имеет право самостоятельно выделять статьи затрат, относящихся к доставке и заготовке, наиболее полно соответствующие роду ее деятельности. Эти издержки обязательно перечисляются в Учетной политике.
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Как произвести расчет транспортно-заготовительных расходов
Если организация отличается ограниченной номенклатурой изготавливаемых продуктов и небольшими оборотами, вся сумма ТЗР напрямую учитывается в структуре себестоимости. Но на практике такое встречается не слишком часто.
Обычно фирмы работают сразу в нескольких направлениях и выпускают продукты в достаточно широком ассортименте. Поэтому ТЗР в течение определённого временного отрезка учитываются отдельно, а затем особым образом распределяются между произведенными (проданными) товарами и оставшимися в складских помещениях ценностями.
Существует формула, по которой рассчитывается процент распределения этого вида издержек:
(ТЗРнач + ТЗРотч)/(МЦкон + РМЦотч)*100%, где
ТЗРнач – величина расходов на начало периода;
ТЗРотч – издержки, произведенные в течение периода;
МЦкон – сумма материальных ценностей, имеющая место на конец периода;
РМЦотч – величина таких расходов, осуществленных в течение периода.
Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) в бухгалтерском учете
Рассмотрим, как учитываются ТЗР в бухгалтерии.
Организации, работающие на упрощенной системе налогообложения, имеют возможность относить ТЗР к издержкам того временного отрезка, в котором они были осуществлены. Остальные же субъекты хозяйствования должны учитывать такого рода траты по одному из имеющихся способов.
Существует несколько вариантов «обращения» с ТЗР. Выбор конкретного из них определяется индивидуальными характеристиками предприятия: его размерами, масштабами хозяйственной деятельности, особенностями выпускаемой продукции и т.д.
Включение ТЗР непосредственно в стоимость МПЗ
Некрупные организации, выпуск которых характеризуется ограниченной номенклатурой, обычно включают транспортные издержки в цену материальных ценностей.
Пример
Лучше понять сущность вышеописанного способа можно с помощью примера.
Пример. ООО «Сказка» получила счет на сумму 4 000 рублей от компании-перевозчика за транспортировку товара. Груз представляет собой 3 вида шоколада. Данные по этой ситуации приведены в таблице.
Наименование шоколада | Количество, шт | Цена, руб. | Определение стоимости товара с учетом ТЗР | Стоимость с учетом ТЗР | |
Стоимость | ТЗР | ||||
А | 300 | 100 | 30 000 | 1 122 | 31 122 |
В | 400 | 80 | 32 000 | 1 196 | 33 196 |
С | 500 | 90 | 45 000 | 1 682 | 46 682 |
— | — | — | 107 000 | 4 000 | 111 000 |
В бухгалтерии производится распределение ТЗР (в сумме 4000 рублей) по видам шоколада.
Для шоколада А: 4 000*30 000/107 000 = 1 122 рубль.
Для шоколада В: 4 000*32 000/107 000 = 1 196 рублей.
Для шоколада С: 4 000*45 000/107 000 = 1 682 рубля.
ТЗР разделены между партиями шоколада разного вида пропорционально их стоимостям. Несложно подсчитать теперь цену каждой партии с учетом доставки.
Учет ТЗР на отдельном счете и списание на затраты пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство в течение месяца
Компании, производство которых характеризуется достаточно широкой номенклатурой (каких большинство на современном рынке), учитывают ТЗР по-другому. В течение определённого принятого за отчетный отрезка времени такого рода издержки аккумулируются на отдельном счете. Обычно это счет 15 или соответствующий субсчет к счету 44 для торговых компаний (обычно этот субсчет так и именуют – «ТЗР»).
По окончании периода накопившуюся на этом счете сумму относят на овеществлённые ценности, находящиеся в производстве и в складских помещениях. Процент распределения считается по формуле, которая была рассмотрена выше.
Пример
Проще и нагляднее понять эту схему на примере.
Пример. В ООО «ФОРВАРД» остаток овеществленных ценностей на начало апреля составлял 50 000 рублей. На 15-м счете на этот момент оказалась сумма ТЗР, равная 9 000 рублей. За апрель в организацию поступили ценности на сумму 150 000 рублей. Величина ТЗР за эти дни составила 30 000 рублей. Со склада в апреле отгрузили ценности на общую сумму 130 000 рублей.
Расчет процента ТЗР и распределение этих трат описано ниже.
Наименование операции | Суммы, накопившиеся на бухсчетах (руб.) | |||
10 | 15 | |||
Дт | Кт | Дт | Кт | |
Остаток на начало апреля | 50 000 | — | 9 000 | — |
Поступление ценностей | 150 000 | — | 30 000 | — |
ВСЕГО | 200 000 | — | 39 000 | — |
Отпуск ценностей за месяц | — | 130 000 | — | 25 350 |
Остаток на конец | 70 000 | — | 13 650 | — |
Процент распределения ТЗР считается так:
39 000/ (130 000 + 70 000) = 0,195
Далее находится подлежащая списанию величина издержек транспортно-заготовительного характера. Для этого сумма реализованных ценностей умножается на рассчитанный выше процент:
130 000*0,195 = 25 350 рублей.
Следующий шаг – вычисление остатка затрат транспортно-заготовительного характера на конец апреля:
39 000 – 25 350 = 13 650 рублей.
Проводки, сделанные бухгалтером при учете этого типа издержек в апреле, следующие:
Дт 15 Кт 60 30 000 рублей
Дт 20 (либо другие производственные счета) Кт 15 25 350 рублей.
Дополнительный вариант учета ТЗР (только для товаров)
В организациях из сферы торговли и исключительно для товаров используется несколько иной способ учета затрат, имеющих отношение к заготовке и доставке. Сущность его можно описать в двух пунктах.
- Все расходы по транспортировке продукции относится к издержкам текущего периода. При этом не имеет значения тот факт, были ли в течение данного временного отрезка реализованы продукты или нет.
- Иные ТЗР, относящиеся к товарам (помимо цены доставки), учитываются по одному из представленных в предыдущих пунктах варианту.
Особенности учета ТЗР на отдельных счетах
Как уже упоминалось, ТЗР могут учитываться различными способами. Выбор определяется тем, какой вариант оприходования мат.ценностей принят в организации:
- Учет овеществлённых ресурсов по фактическим издержкам;
- Учет овеществленных ресурсов по плановым расходам.
Избранный метод прописывается в Учетной политике.
С первым вариантом проще, но его применение оправдано далеко не во всех случаях (только на предприятиях с малыми оборотами и ограниченной номенклатурой). При приобретении ценностей делается запись: Дт 10 Кт 60.
При втором способе в оформлении операций фигурирует счет 15. Суммы с него затем переносятся на счет 10 по плановому прейскуранту (откуда они переходят на счет 20 и другие производственные счета, информация с которых используется для подсчета плановой себестоимости). Получается, что на 15-м счете формируется отклонение (разница между фактическими затратами и их плановыми аналогами). Его величина переносится на 16-й счет.
Для этой схемы характерны такие бухгалтерские заметки:
Дт 10 Кт 15 – списание ТЗР по плановым показателям;
Дт 16 Кт 15 – отражение отклонения;
Дт 20 Кт 16 – отклонение переходит в производство.
ТЗР и бухгалтерская отчетность
Затраты, относящиеся к заготовке и транспортировке, можно проследить и по бухотчетности.
Так, в форме №1 (в годовом балансе) этот вид издержек отражается в составе запасов по строке 1210.
Отражение в форме №2 (в отчете о прибылях и убытках) зависит от того, каким образом на предприятии принято учитывать издержки транспортно-заготовительного содержания:
- Если они относятся сразу на цену овеществленных ценностей, то их указывают по 2120-й строке «Себестоимость продаж»;
- Если же в Учетной политике закреплен способ их учета на обособленном счете, то данные издержки указываются либо в той же 2120-й строке, либо по строке 2210 «Коммерческие затраты».
Налоговый учет транспортно-заготовительных расходов
Налоговый учет затрат, относящихся к заготовке и транспортировке ресурсов, может несколько отличаться от способа, принятого в бухучете. Вследствие чего возникают требующие особого контроля разницы. Рассмотрим основные варианты налогового контроля таких издержек.
Включение ТЗР в стоимость товаров
В некоторых случаях целесообразно относить затраты транспортно-заготовительного характера напрямую на стоимость продукции. Это самый простой способ, который возможен к применению далеко не всегда. Ведь для использования такого варианта необходимо, чтобы вся величина ТЗР относилась к одному и тому же типу изделий.
К примеру, если один грузовик доставил в организацию партию одноименной продукции, то вся стоимость перевозки будет отнесена на эту партию.
Если же на том же самом грузовике были привезены продукты иного наименования, то издержки по доставке распределяются между партиями пропорционально базе – стоимости партий.
Очевидно, что такой способ целесообразно применять лишь если имеет место ограниченное число товарных позиций.
Учет ТЗР отдельно от покупной стоимости материалов/товаров
Этот вариант предполагает обособленный учет затрат, относящихся к заготовке и доставке. В течении принятого за отчетный временного отрезка они собираются отдельно. А затем по истечении периода в определённой пропорции относятся на находящиеся в производстве либо реализованные ценности, а также на ресурсы, остающиеся в складских помещениях.
Важно! На налоговые издержки переносится именно та часть относящихся к заготовке и транспортировке трат, которая имеет отношение к проданным либо переданным в производство ценностям.
Сумма расходов по доставке и заготовке считается по отдельности для каждого вида продукта. Для этого используется такая формула:
СтОтпМЦотч * (ТЗРнач + ТЗРотч/СтОтпМЦотч + СтМЦкон), где
СтОтпМЦотч – цена овеществленных ценностей, выданных в производство или покупателям в течение временного отрезка, принятого за отчетный период;
ТЗРнач – величина затрат на заготовку и доставку, относящаяся к ресурсам, которые находятся в складских помещениях на начало периода;
ТЗРотч – величина издержек на заготовку и доставку по поступившим в течение отчетного периода овеществленным ресурсам;
СтМЦкон – стоимость овеществленных ресурсов, оставшихся в складских помещениях к концу временного отрезка, принятого за отчетный период.
Дополнительный способ налогового учета ТЗР (только для товаров)
Следующий метод оформления издержек на заготовку и доставку в налоговом учете применим только для торговых предприятий в отношении товаров. Он предполагает единовременный учет всех понесенных ТЗР в структуре иных издержек. Однако это не касается стоимости именно доставки. Транспортные траты здесь оформляются иным способом.
В том числе, срочному списанию на иные затраты подлежат следующие статьи ТЗР:
- Цена страховки (списывается по дате выплаты вознаграждения страховщику);
- Сборы на таможне (списываются по дате оплаты);
- Оплата посреднических услуг (списываются в момент проставления подписей на оформляющих сделку документах).
Величина же расходов, связанных с транспортировкой грузов, относится на расходы лишь в части проданных в течение месяца продуктов. Для расчета их величины применяется следующая формула:
СтРТовотч * (ТЗРнач + ТЗРотч/ СтРТовотч + СтТовкон), где
СтРТовотч – цена товаров, которые удалось реализовать в отчетном периоде;
ТЗРнач – величина расходов по доставке, относящаяся к товарам, находящимся в складских помещениях к началу месяца;
ТЗРотч – величина расходов по доставке, имеющая отношения к товарам, поступившим в организацию в ходе отчетного периода;
СтТовкон – стоимость товаров, которые остаются в складских помещениях к концу месяца (нереализованные продукты).
Избранный способ «обращения» с ТЗР стоит закрепить в Учетной политике (в разделе, предусмотренном для налогового учета). Причем для организаций, имеющих дело с товарами, выбранный вариант должен использоваться не менее двух лет.
Заключение
Издержки на доставку и заготовку в большинстве организаций составляют наиболее значимую часть себестоимости продукции. К ним относятся затраты, связанные с транспортировкой, подготовкой, обеспечением сохранности овеществленных ресурсов. Списки таких издержек для разных организаций могут значительно различаться. Важный момент – в любом случае принятые в конкретной фирме статьи ТЗР должны быть зафиксированы в учетной политике.
В редких случаях такого рода траты могут быть сразу включены в цену овеществлённых ресурсов. Обычно такой способ выбирают малые субъекты хозяйствования, имеющие дело с ограниченной номенклатурой (и, как правило, практикующие упрощенную систему налогообложения).
Чаще всего на практике приходится распределять ТЗР между реализованными (отданными в производство) ресурсами и ресурсами, хранящимися на складских территориях.
Существует несколько методологий разделения трат на доставку и заготовку. Свои особые способы разработаны для торговых организаций.
Один из самых часто применяемых ввиду своей объективности вариантов – это аккумуляция расходов по заготовке и транспортировке ценностей на отдельном счете. А затем расчет процента распределения ТЗР по специальной формуле и списание их на производственные счета.