для чайников финансовый анализ Финансово-инвестиционный блог Жданова Василия и Жданова Ивана

Себестоимость услуг на автотранспортном предприятии и пути ее снижения. Анализ

От себестоимости во многом зависит прибыльность и успешность предприятия. Чем она меньше, тем более рентабельно производство. Соответственно, формированию и анализу себестоимости всегда уделяется особое внимание – ведь в этой экономической категории скрыты мощные резервы по повышению прибыли.

Предприятия автотранспортной отрасли имеют свои специфические особенности. В том числе, и в части формирования себестоимости. В этой статье речь пойдет о расходах АТП и наиболее популярных и часто используемых рациональных способах их снижения. 

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Понятие себестоимости

Под себестоимостью в автотранспортных компаниях понимают выраженные в денежной оценке издержки, имеющие отношение к оказанию услуг по перевозке, а также других работ и услуг, предполагающих использование транспортных средств и составляющих предмет деятельности фирмы. 

Объектами, подлежащими калькуляции в АТП, являются транспортные услуги, формирующие ассортимент таких организаций. Как правило, эти услуги делят по видам перевозок: грузовые, пассажирские, экспедиционные, прочие.

Издержки делятся в полученных расчетным путем пропорциях между этими объектами.

Сам перечень трат, возникающих в обычном порядке на АТП, перечислен в Инструкции по калькулированию себестоимости, утверждённой Министерством транспорта РФ 29.08.1985. Это издержки, идущие на обеспечение фирмы ресурсами материального характера, содержание и совершенствование кадрового аппарата, организацию сохранности имеющихся в распоряжении фирмы объектов, выполнение существующих требований по бережному обращению с окружающей средой, уплату обязательных налоговых платежей в бюджет и процентов кредитных организаций и т.д.

Какие затраты учитываются при формировании себестоимости. Экономические элементы затрат

Для облегчения и рационализации процесса формирования себестоимости и ее анализа затраты на предприятиях классифицируются соответствующим образом. Каждая классификация преследует свои цели. АТП не являются исключением. Рассмотрим, в каких разрезах исследуются издержки в компаниях автотранспортной отрасли.

Группировка затрат по основным видам деятельности

Для организаций, функционирующих в автотранспортной отрасли, наиболее рациональным решением является выделение и исследование издержек по следующим признакам:

  • Элементы и статьи;
  • Типы перевозок: транспортировка пассажиров либо грузов, экспедиционные поездки и т.д.;
  • Способы расчета оплаты предоставляемых услуг: по часам, тоннажу, километражу и т.д.

Группировка затрат по элементам

По элементам в АТП издержки классифицируются по общему правилу – так, как это прописано в ПБУ 10/99.  Но для субъектов хозяйствования автотранспортной отрасли в самом содержании этих статей есть свои нюансы. Сведения о классифицированных по элементам расходах приведены в таблице ниже.

Порядковый № Наименование элемента Описание
1 Трудовые затраты Вознаграждение за трудовую деятельность сотрудников, занятых в основном производстве. Это и оплата по окладам и сдельным расценкам, и премии, и компенсационные выплаты различного характера. Сюда же входит оплата неотработанного времени: нахождение работника на больничном либо в декретном отпуске, простои, причиной которого не явилось поведение сотрудника и т.д. 

Оплата услуг специалистов, не состоящих в штате АТП, но задействованных в его производственной деятельности, также формируют трудовые затраты компании. 

Отдельной статьей здесь можно выделить оплату процесса подготовки и совершенствования кадрового аппарата и выплаты сотрудникам в не денежной форме. 

2 Соц.нужды  Обязательные отчисления в ПФР и ФСС перечисленного выше ФОТ.
3 Издержки материального содержания Приобретение ГСМ, запчастей, узлов и деталей, обеспечение электроэнергетическими ресурсами. Оплата техосмотров и техобслуживания. Вознаграждение за оказанные услуги всевозможных посреднических фирм.
4 Амортизационные отчисления, предназначенные для восстановления основных средств Величина отчислений, рассчитанных исходя из принятого в Учетной политике способа начисления амортизации. Эти средства предназначены для воспроизводства имеющихся в распоряжении фирмы основных фондов.
5 Иные затраты В эту статью входят издержки, не включенные ни в одну из вышеперечисленных групп. Примерами могут служить следующие затраты:

  • Удержания за выбросы загрязняющих атмосферу веществ;
  • Обязательные налоги и сборы;
  • Проценты по кредитам;
  • Финансирование сертификации продуктов;
  • Страхование;
  • Вознаграждение за рационализацию производственных процессов и т.д.

Важно! В трудовые издержки не включаются вознаграждения сотрудникам, источником выплаты которых является чистая прибыль. 

Группировка расходов по статьям затрат

Чтобы определить реальную себестоимость услуг АТП классифицировать траты лишь по элементам недостаточно. Такое деление расходов не учитывает особенности продукции автотранспортных фирм. Поэтому издержки подразделяются также и по статьям затрат на две крупные группы.

  1. Расходы, имеющие прямое отношение к продукции АТП. Даже из самого определения понятно, что такие траты являются прямыми. Это означает, что они непосредственно учитываются в структуре себестоимости перевозок и других услуг АТП, с которыми связано их возникновение. Примерами таких затрат могут служить трудовое вознаграждение водителей (с отчислениями с их ФОТ в соответствующие фонды), оплата топлива (а также обтирочных, смазочных и других расходных материалов), техобслуживание и ремонт автомобилей, амортизационные отчисления по подвижному составу, замена авторезины и т.д. Подобные траты аккумулируются на 20-м счете (иногда, если в структуре АТП есть вспомогательные звенья, то на 23-м).
  2. Общехозяйственные затраты. В эту группу входят расходы, называемые косвенными. Их невозможно прямо отнести на результат производственной деятельности, но без них само функционирование фирмы немыслимо. По итогам периода, принимаемого за отчетный (как правило, это месяц) такого рода затраты распределяются по объектам пропорционально обозначенной в Учетной политике базе. Чаще всего это прямые расходы, но возможны и другие варианты: трудовое вознаграждение основного персонала, например.

Среди общехозяйственных затрат можно выделить расходы на обеспечение АУП, общепроизводственные затраты (организация на предприятии системы охраны труда и соблюдения техники безопасности, зарплата водителей, обслуживающих хоз.нужды, финансирование рекламных компаний, вознаграждение за предоставление информационных услуг и т.д.), уплата сборов, непроизводительные издержки (простои, причиной которых не является поведение работников, возмещение полученного сотрудниками ущерба, недостачи в рамках нормативов естественной убыли и т.д.).

Отраслевые особенности формирования себестоимости на АТП

Величина издержек субъекта хозяйствования автотранспортной отрасли, и, соответственно, себестоимость его продукции, зависит от мощности и тех.оснащенности компании. Также траты определяются и видами осуществляемых перевозок, которые классифицируются по следующим критериям:

  • Территория охвата – международные, междугородние, городские;
  • Масштаб партии – мелкотоннажные\крупнотоннажные;
  • Отраслевая принадлежность – строительные, промышленные, торговые и др.

Типичные издержки, имеющие место на АТП, перечислены в официальном документе – Инструкции по калькулированию себестоимости. Список носит рекомендательный характер и компании вправе видоизменять его в соответствии со спецификой своего функционирования. 

Все расходы фирмы делятся на прямые (то есть прямо относимые на стоимость перевозок) и косвенные (необходимые для организации деятельности компании, но не подлежащие прямому включению в цену результатов деятельности субъекта). 

С прямыми расходами все просто – их учет ведется в разрезе объектов калькулирования и, соответственно, не возникает сложностей с включением таких издержек в стоимость продукта.

Косвенные же распределяются между перевозками пропорционально величине прямых трат.

Практический аспект формирования себестоимости услуг на АТП

Элементы, формирующие себестоимость работы автотехники, уже были перечислены выше: зарплата водителей, ГСМ, амортизация, накладные издержки, техобслуживание и т.д.

Сами тарифы в организации могут быть установлены разного типа: покилометровые, повременные, потоннажные. 

Потоннажный (или сдельный, один из наиболее часто встречающихся видов) вариант предполагает расчет цены транспортировки одной тонны груза. Формула определения этой величины достаточно сложна и выглядит так:

(Спер*L/К) + Спост(tпр + (L/Vт))/q*R, где

Спер – переменные затраты, имеющие отношение к 1 км проезда автомобиля;

L – расстояние перевозки;

К – коэффициент эксплуатации пробега;

Спост – постоянные издержки, имеющие отношение к одному часу функционирования автомобиля;

tпр- время, в течение которого в процессе погрузки-разгрузки автомобиль простаивает;

Vт – скорость техническая (измеряется в км/ч);

q- грузоподъемность в тоннах;

R – использование грузоподъемности.

Как происходит калькулирование себестоимости сервисных услуг

Согласно нормам ПБУ 10/99 существует два метода признания расходов (и доходов тже).

  1. Метод начислений. Суть этого способа в том, что расходы (и доходы) признаются в том периоде, когда они появились. Именно методу начислений отдается предпочтение отраслевой инструкции.
  2. Кассовый метод. Он практикуется в основном малыми организациями, которые вправе признавать расходы и доходы по мере погашения долгов и поступления денежных средств соответственно.

Процесс калькулирования услуг автотранспортных компаний предполагает непосредственное включение в их себестоимость прямых издержек и расчет части косвенных затрат, которую необходимо отнести на стоимость этого же объекта.

Пример расчета себестоимости услуг автосервиса

Рассмотрим, как происходит определение себестоимости услуг автосервиса на конкретном примере.

Пример. ООО «ВЕКТОР» оказывает три основных вида услуг: перевозку грузов, транспортировку пассажиров и работы по обслуживанию автотранспорта. Результаты деятельности компании за отчетный месяц приведены в таблице (суммы указаны в рублях).

Перевозка грузов Перевозка пассажиров Обслуживание 
Прямые издержки 500 000 800 000  350 000
Затраты вспомогательного звена по обслуживанию производств 100 000 150 000
Общепроизводственные затраты 200 0000
Управленческие расходы 300 000

В организации практикуется распределение косвенных затрат пропорционально прямым издержкам. Момент прописан в Учетной политике.

Сначала подсчитаем имеющие место прямые издержки по видам продуктов.

Для грузоперевозок: 500 000 + 100 000 = 600 000 рублей.

Для транспортировки пассажиров: 800 000 + 150 000 = 950 000 рублей.

Теперь найдем процент распределения общепроизводственных издержек между типами транспортировок.

Процент распределения для перевозки грузов: 

600 000 / (600 000 + 950 000) = 38,71%

Процент распределения ОПР для пассажироперевозок:

950 000 / (600 000 + 950 000) =61,29%

Следующий шаг – нахождение суммы ОПР, относящихся к перевозкам разного вида.

Для грузоперевозок:

200 000 * 38,71% = 77 420 рублей.

Для пассажироперевозок:

200 000 * 61,29% = 122 580 рублей.

Управленческие затраты распределяются уже не только между видами перевозок, но и частично относятся на стоимость работ ООО «ВЕКТОР» по обслуживанию автосредств. В учетной политике указана распределительная база – сумма прямых расходов. В первую очередь, рассчитаем размер такой базы:

600 000 + 950 000 + 350 000 = 1 900 000 рублей.

Теперь подсчитаем процент распределения управленческих издержек между продуктами ООО «ВЕКТОР».

Для грузоперевозок:

600 000 / 1 900 000 = 31,58%

Для пассажироперевозок:

950 000 / 1 900 000 = 50%

Для обслуживающей деятельности:

350 000 / 1 900 000 = 18,42%

Следующий этап – рассчитываем величину управленческих затрат, приходящуюся на каждый из продуктов ООО «ВЕКТОР».

Для грузоперевозок:

300 000 * 31,58% = 94 740 рублей.

Для пассажироперевозок:

300 000 * 50% = 150 000 рублей.

Для обслуживающих функций:

300 000 * 18,42% = 55 260 рублей.

Остается только суммировать прямые расходы по видам продукции с распределенными пропорционально им общепроизводственными и управленческими издержками.

Себестоимость грузоперевозок складывается следующим образом:

600 000 + 77 420 + 94 740 = 772 160 рублей.

По пассажироперевозкам себестоимость равна:

950 000 + 122 580 + 150 000 = 1 222 580 рублей.

И, наконец, себестоимость услуг по обслуживанию автотранспорта составила:

350 000 + 55 260 = 405 260 рублей.

Основные способы снижения себестоимости перевозок

Основной целью всех аналитических действий в отношении структуры себестоимости является поиск путей ее снижения и, следовательно, повышения прибыльности компании. Внимание аналитиков и управленцев в этой области на АТП обычно фокусируется на следующих индикаторах:

  • Уровень производительности труда;
  • Показатели, характеризующие качество эксплуатации подвижного состава;
  • Величины ресурсов материального содержания;
  • Уровень и соблюдение технических и экономических нормативов;
  • Размер и динамика издержек административно-хозяйственного содержания.

Очевидно, что чем выше производительность труда и качественные показатели эксплуатации автопарка и при этом ниже установленные технические нормативы, тем меньше расходы, составляющие себестоимость продукции. В этой связи среди самых популярных и действенных способов ограничения себестоимости услуг АТП можно назвать:

  • Рационализация маршрутов и технологий грузоперевозок;
  • Совершенствование и модернизация управленческих процессов, связанных с транспортировкой;
  • Использование технических средств для контроля;
  • Применение автоматизированных средств для работ по погрузке и разгрузке;
  • Применение прицепов и т.д.

Каждое предприятие, занимающееся предоставлением услуг транспортной направленности, самостоятельно избирает путь снижения себестоимости своей продукции. Все зависит от сложившейся в организации ситуации и имеющихся возможностей. В любом случае выбору стратегии предшествует тщательный анализ расходов.

Самая обсуждаемая >10 000 просмотров >100 лайков С примером Видео-урок
Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:
Поделиться с друзьями
подпишитесь на нашу рассылку Мы рассказываем про инвестиционные инструменты и финансовые инструменты доступным языком
рекомендуем статьи по теме Вопросов нет, будьте первым кто его задаст
Задать вопрос эксперту

1 × четыре =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector
Читайте ранее:
Однодневные облигации - с какой целью покупаются?
Однодневные облигации – с какой целью покупаются?

В инвестициях существуют так называемые однодневные облигации. Они отличаются от обычных тем, что имеют срок погашения в 24 часа (72...

Закрыть