Все хозяйственные процессы деятельности предприятий взаимосвязаны и взаимообусловлены. Одни из них напрямую связаны между собой, некоторые проявляются косвенно. Таким образом, важным вопросом в экономическом анализе является оценка влияния фактора на тот или иной экономический показатель и для этого используют факторный анализ.
Факторный анализ предприятия. Определение. Цели. Виды
Факторный анализ относится в научной литературе к разделу многомерного статистического анализа, где оценку наблюдаемых переменных проводят с помощью ковариационных или корреляционных матриц.
Факторный анализ впервые стал применяться в психометрике и в настоящее время используется почти во всех науках начиная от психологии и кончая нейрофизиологией и политологией. Основные концепции факторного анализа были определены английским психологом Гальтоном и затем развиты Спирменом, Терстоуном, Кеттелом.
Можно выделить 2 цели факторного анализа:
— определение взаимосвязи между переменными (классификация).
— сокращение числа переменных (кластеризация).
Факторный анализ предприятия – комплексная методика системного изучения и оценки воздействия факторов на величину результативного показателя.
Можно выделить следующие виды факторного анализа:
- Функциональный, где результативный показатель определен в виде произведения или алгебраической суммы факторов.
- Корреляционный (стохастический) – связь между результативным показателем и факторами являются вероятностой.
- Прямой / Обратный – от общего к частном и наоборот.
- Одноступенчатый/многоступенчатый.
- Ретроспективный/ перспективный.
Остановимся на первых двух более подробно.
Для того, чтобы можно было провести факторный анализ необходимо:
— Все факторы должны быть количественными.
— Число факторов в 2 раза больше чем результативные показатели.
— Однородная выборка.
— Нормальное распределение факторов.
Факторный анализ осуществляется в несколько этапов:
1 этап. Отбираются факторы.
2 этап. Факторы классифицируются и систематизируются.
3 этап. Моделируется взаимосвязь между результативным показателем и факторами.
4 этап. Оценка влияния каждого фактора на результативный показатель.
5 этап. Практическое использование модели.
Выделяются методы детерминированного факторного анализа и методы стохастического факторного анализа.
Детерминированный факторный анализ – исследование, в котором факторы влияют на результативный показатель функционально. Методы детерминированного факторного анализа – метод абсолютных разниц, метод логарифмирования, метод относительных разниц. Данный вид анализ наиболее распространен в силу своей простоты применения и позволяет понять факторы, которые необходимо изменить для увеличения / уменьшения результативного показателя.
Стохастический факторный анализ – исследование, в котором факторы влияют на результативный показатель вероятностно, т.е. при изменении фактора может быть несколько значений (или диапазон) результирующего показателя. Методы стохастического факторного анализа – теория игр, математическое программирование, множественный корреляционный анализ, матричные модели.
Если вам понравилась статья оставляйте комментарии и подписывайтесь на рассылку по современным методам экспресс оценки финансового анализа на предприятии.
Автор: Жданов Василий, к.э.н.