для чайников финансовый анализ Финансово-инвестиционный блог Жданова Василия и Жданова Ивана

P/S мультипликатор. Формула. Норма. Пример расчета по балансу

Мультипликатор P/S (англ: Price to Sales ratio, аналог: P/Revenue) – коэффициент отношения капитализации компании на фондовом рынке к ее выручке. Другими словами, показатель отражает, сколько платит инвестор за единицу выручки. Данный критерий, наряду с такими мультипликаторами как: P/E, P/BV, EV/EBITDA, EPS, ROE, применяется в стоимостном инвестировании, как инструмент поиска недооцененных акций.

Стоимостное инвестирование (value investment) широко развито и распространено на Американском фондовом рынке. Основоположником такого подхода был Б. Грэхем и Д. Додд еще в 40-е годы 20-го века. Сейчас его идеи активно реализует Уоррен Баффет. Суть стоимостного инвестирования заключается в поиске недооцененных рынком акций, но обладающий высокой внутренней стоимостью, которые в долгосрочной / среденесрочной перспективе имеют потенциал для роста.

Инфографика. Мультипликатор P/S (основные моменты)

Инфографика. Мультипликатор P/S

Формула расчета P/S

Разберем что показывает коэффициент P/S и какие существую формулы расчета по балансу.

Вариант №1. Формула расчета мультипликатора P/S следующая и очевидная:

P/S коэффициент

Капитализация – стоимость всех выпущенных акций на фондовом рынке компании. Ее можно узнать на официальных сайтах компаний, на бирже ММВБ или в сервисе Tradingview.

Выручка – объем продаж продукции (услуг). Отражается 2110 строкой в «Отчете о финансовых результатах».

Вариант №2. Вариация расчета коэффициента через рентабельность продаж:

Формула расчета P/S

Показывает прямую связь между ROS – рентабельностью продаж и мультипликатором P/E (Капитализация / Чистая прибыль).

Преимущества использования критерия «Выручки» в P/S

Одним из преимуществ P/S по отношению к другим показателям (например P/E), является использование в знаменателе выручки. Ее использование отражает:

  1. Меру влияния компании. Использование выручки в расчетах коэффициента, как общего показателя результативности деятельности отражает, как компания доминирует в своей отрасли, какой объем денежных средств получает от продаж.
  2. Потенциал для роста. Выручка это то количество денег, которое компания получила от продаж. Если использовать чистую прибыль, то мы исключаем влияние затрат на себестоимость, управленческие и операционные расходы. При увеличении рентабельности и снижении затрат выручка становится потенциальным драйвером чистой прибыли.

Нормативное значение P/S

Ключевая задача показателя найти те компании, которые недооценены рынком и имеют потенциал для роста в дальнейшем. Чем больше значение P/S, тем хуже для инвестора, т.к. ему приходится больше платить за каждую 1 единицу выручки.

Значение Привлекательность
P/S < 1 Компания недооценена и имеет потенциал для роста
1 < P/S < 2 Компания оптимально оценена рынком
P/S > 2 Компания переоценена рынком
P/S1 <P/S2 Компания (1) более инвестиционно-привлекательна чем (2)
P/S<P/S* P/S компании меньше среднерыночного значения (*)
Компания может быть куплена (поглощена) из-за низкой капитализации

На рынке капитала нет точных нормативов, они все носят рекомендательных характер. Так, например, компания Apple (AAPL) P/S >3. И не смотря на ее переоценённость, все равно имеет тенденцию к росту.

Связь P/S и этапа развития компании

Динамика коэффициента P/S отражает фазу развития компании. Изменение выручки показывает этапа развития: рост, стагнация, спад. В фазе роста объемы выручки показатель будет снизаться и наоборот при снижении выручки коэффициент будет расти.

Динамика P/S Фаза развития компании
P/S  ↓ Фаза роста. Компания увеличивает объемы продаж, влияние и доминирование в своей отрасли
P/S  ↑ Фаза спада или стагнации. Компания снижает объемы продаж, уменьшение влияние на рынке, снижение конкурентоспособности

Практический пример расчета P/S для ПАО Газпром

Для более глубокого понимания рассмотрим практический пример расчета мультипликатора P/S для ПАО Газмром (GAZP). На первом этапе рассчитываем капитализацию компании. Для этого заходим на Московскую биржу → вводит в строке поиска тикер компании “GAZP” → в карточке компании отражен размер капитализации.

Где найти размер капитализации компании на отечественном фондовом рынке (ММВБ)

Где найти размер капитализации компании на отечественном фондовом рынке (ММВБ)

Второй способ определить капитализация с помощью сервиса TradingViews → перейти в сервис.

Оценить размер капитализации компании с помощью сервиса TradingView

Оценить размер капитализации компании с помощью сервиса TradingView

Для расчета выручки необходимо воспользоваться ежеквартально финансовой отчетностью Газпрома с официального сайта. Отчетность по кварталам и годам можно посмотреть здесь → отчетности. Выручка отражается в «Отчете о финансовых результатах» первой строчкой (2110 код).

Отчетность Газпром

Итоговое значение P/S = 4609000 / 10858916 млн. руб. = 0,42

Такое значение сигнализирует о сильной недооцененности акции.

В расчетах я использовал данные по выручке за 2019 год, т.к. еще нет отчетности за 1 квартал.

Видео как рассчитать мультипликатор P/S

P/S российского фондового рынка

Коэффициент P/S отечественного фондового рынка низкий, что показывает его неоцененность и привлекательность для долгосрочных инвесторов.

Страновые значения P/S для России

Страновые значения P/S для России

Данные по другим странам и по России на текущий момент можно посмотреть на сайте StarCapital.de → актуальные данные

[Сервис] Где быстро посмотреть P/S для зарубежных акций

Для того чтобы найти акции зарубежных компаний воспользуемся сервисом finviz.com → Screener. Заходим в раздел «Скринер» → «Фундаментальные показатели» → «Фильтр <1». На рисунке показаны этапы работы с сервисом по поиску недооцененных акций. Дальнейший анализ может быть направлен оценку привлекательности других показателей компании P/E, P/B, P/C, коэффициента текущий ликвидности, коэффициента быстрой ликвидности, рентабельности (ROA, ROE, ROI).

Пошаговая инструкция как оценить P/S для иностранных акций с помощью сервиса Finviz

Пошаговая инструкция как оценить P/S для иностранных акций с помощью сервиса Finviz

 (+ / –) Преимущества и недостатки P/S

Рассмотрим преимущества и недостатки применения показателя P/S.

(+) Сложность в манипулировании. Показатель выручке, который входит в формулу расчета сложно подделать в финансовых отчетах (нежели чистую прибыль). Она не зависит от учетной политики и напрямую отражает результативность компании. Вариант манипулирования P/S. Одним из вариантов воздействия на коэффициент является применение обратного выкупа акций в целях увеличения рыночной стоимости.

(+) Унифицированная форма сравнения всех компаний. Возможность сопоставлять различные компании, независимо от их отрасли, стадии развития и размера. Сравнивая компании по абсолютным значениям  фундаментальных показателей: чистой прибыли, выручке, размеру активов, задолженности и т.д. мы бы не смогли сопоставить бизнесы из-за волатильности этих показателей и их абсолютных значений.

(+) Универсальность в расчетах. Коэффициент всегда можно рассчитать при любых финансовых отчетах компании. Так как в знаменателе стоит выручка, которая есть всегда, в отличие от чистой прибыли, которая в некоторые периоды может быть отрицательная или равна нулю. Это преимущество перед мультипликатором P/E, который может в некоторые периоды принимать отрицательные значения (рассчитывается как отношение цены акции к чистой прибыли).

(–) Большая выручка, может скрывать маленькую прибыль. Компания может получить большую выручку, но не иметь чистой прибыли, которая может расходоваться на затраты, себестоимость, взносы и налоги. Ориентация только на этот показатель не предоставит полной информации о компании.

Рекомендации по использованию

Ряд дополнительных рекомендаций по применению мультипликатора:

  • Коэффициент P/S отражает недооцененность акции.
  • Лучше сравнивать компании одной отрасли и сегмента. Нельзя сравнивать компании с высокой и низкой фондоемкостью: например Газпром и Яндекс.
  • Применять показатель P/S лучше с совокупности с другими мультипликаторами (P/E, ROE, P/BV, EPS, Долг/EBITDA, EV/EBITDA, EBITDA.
  • Плохо подходит для оценки страховых и финансовых компаний из-за особенность формирования выручки. Асват Дамодаран рекомендует использовать для телекоммуникационной отрасли.
Самая обсуждаемая >10 000 просмотров >100 лайков С примером Видео-урок
Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:
Поделиться с друзьями
подпишитесь на нашу рассылку Мы рассказываем про инвестиционные инструменты и финансовые инструменты доступным языком
рекомендуем статьи по теме Вопросов нет, будьте первым кто его задаст
Задать вопрос эксперту

2 − один =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector
Читайте ранее:
Источники финансирования инвестиций в основной капитал (методы)

Финансирование подразумевает обеспечение предприятия нужными финансовыми ресурсами. Все возможные и доступные каналы получения денег называют источниками финансирования. Получив деньги, предприятие,...

Закрыть