Beneish M-score (модель Бениша). Манипуляция отчетностью

Рассмотрим, как можно оценить надежность компании с целью инвестирования. Для решения этой задачи профессором Мессодом Бенишом (Бенеиш) в 1999 году был предложена модель Бениша М-score (Beneish M-score). Она показывает сделала ли компания какие-либо манипуляции со своей финансовой отчетностью. Иногда ее называют «картой нормативных отклонений финансовых индикаторов». Сущность системы М. Бениша заключается в том, что если темпы роста показателей отличаются от единицы, то можно предположить, что компания манипулирует отчетностью.

Инфографика: Beneish M-score (модель Бениша)BENEISH M-SCORE (1)

Модель Бениша состоит из 8 показателей, которые рассчитываются из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и движения денежных средств. После их расчета они подставляются в модель, которая представляет собой регрессионную формулу, где у каждого показателя есть вес и все показатели суммируются. В итоге получается результирующий показатель (M-score), на основании которого производится классификация предприятия в группу манипуляторов отчетности или неманипуляторов отчетности.

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ
Оценка стоимости бизнеса Финансовый анализ по МСФО Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций

Формула расчета M-score (модель М. Бениша)

8 факторная формула расчета M-score:

Далее более детально рассмотрим, как рассчитываются показатели, входящие в модель.

1- DSRI

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

Days’ Sales in Receivables Index – индекс дневных продаж в дебиторской задолженности.

DSRI = (Net Receivablest / Salest) / Net Receivables t-1 / Sales t-1 = (Дебиторская задолженностьt/Выручкаt)/Дебиторская задолженностьt-1/Выручкаt-1

При значении DSRI>1 дебиторская задолженность выросла в процентах от продаж по сравнению с предыдущим годом. Это может говорит о том, что компания:

  • Пытается повысить продажи, предоставляя клиентам отсрочку по платежам.
  • Учитывает выручку до ее фактического получения.

2- GMI

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс "Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel" от Ждановых. Получить доступ

Gross Margin Index – индекс рентабельности продаж по валовой продукции

GMI = [(Sales t-1– COGS t-1) / Sales t-1] / [(Salest – COGSt) / Salest] = [(Выручка t-1 – Себестоимость t-1)/Выручка t-1] / [(Выручка t – Себестоимость t)/Выручка t]

При значении GMI>1 можно утверждать, что рентабельность компании ухудшается. Зачастую компании со снижающейся рентабельностью чаще манипулирую финансовой отчетностью.

3- AQI

Asset Quality Index – индекс качества активов

AQI = [1 – (Current Assetst + PP&Et + Securitiest) / Total Assetst] / [1 – ((Current Assets t-1+ PP&E t-1 + Securities t-1) / Total Assets t-1)] = [(Активыt – Оборотные активыt – Основные средстваt) / Активыt] / [(Активы t-1 – Оборотные активы t-1 – Основные средства t-1) / Активы t-1]

При AQI>1 в компании наблюдается большое изменение активов неопределённого качества.

4- SGI

Sales Growth Index – индекс роста выручки.

SGI = Salest / Salest-1=Выручкаt / Выручкаt-1

При SGI>1 можно сделать вывод, что продажи компании растут по сравнению с предыдущим годом. При больших темпах роста продаж компания может прибегать к манипуляциям, чтобы поддерживать их на высоком уровне.

5- DPI

Depreciation Index – индекс амортизации.

DEPI = (Depreciation t-1/ (PP&E t-1 + Depreciation t-1)) / (Depreciation t / (PP&E t + Depreciation t)) = [Амортизация t-1/(Амортизация  t-1+Основные средства t-1)] / [Амортизация t/(Амортизация t + Основные средства t)]

При DPI>1 эффективная норма амортизации замедляется. Компания пересмотрела срок амортизации в сторону увеличения, уменьшив тем самым планируемые расходы.

6- SGAI

Sales, General, and Administrative expenses Index – индекс коммерческих и управленческих расходов.

SGAI = (SG&A Expense t / Sales t) / (SG&A Expense t-1/ Sales t-1) = [(КРt +УРt)/Выручка t] / [(КРt -1+УРt-1)/Выручка t-1]

При SGAI>1 расходы компании в процентах от продаж увеличились по отношению к предыдущему году. Непропорциональное изменение является негативным фактором.

7- TATA

Total Accruals to Total Assets – начисления к активам.

TATA = (Income from the Continuing Operations – Cash Flows from the Operations t) / Total Assets t = (Чистая прибыль от текущей деятельности t – Денежный поток от операций t) / Активы t

При TATA>1 уменьшается степень того как деньги формируют заявленную прибыль.

8- LVGI

Leverage Index – индекс коэффициента финансовой зависимости.

LVGI = [(Current Liabilities t + Total Long Term Debt t) / Total Assets t] / [(Current Liabilities t-1 + Total Long Term Debt t-1) / Total Assets t-1] = [(Долгосрочные обязательства t + Краткосрочные обязательства t) / Активы t] / [(Долгосрочные обязательства t-1 + Краткосрочные обязательства t-1) / Активы t-1]

При LVGI>1 компания увеличила займы по отношению к предыдущему году. Чем выше значение показателя, тем больше кредитное плечо.

При разработке модели Бениш не использовал финансовые компании в выборке, так как их бизнес-модели отличаются от производственных и сервисных предприятий. Это следует иметь в виду при анализе компаний по модели M-score.

Расчет модели Beneish M-score в Excel

Нормативное значение M-score

Если M-score меньше -2,22, то можно предположить, что компания не манипулирует отчетностью.
Если M-score больше -2,22, то делается предположение, что компания манипулирует финансовой отчетностью

Утоненная модель Бениша (модель Роксас)

Мария Л. Роксас в 2011 году уточнила модель Бениша для американских компаний, убрав показатели SGAI, LVGI, TATA из формулы. Формула модели М. Роксас:

Модель Роксас

При значении M-score< -2,76 искажение финансовой отчетности маловероятно, при M-score>-2,76 есть вероятность искажения отчетности.

BENEISH M-SCORE (2)

M-score для российских компаний

Экономисты (Н.В. Ферулева, М.А. Штефан) из ВШЭ в 2016 году провели корректировку данной модели для отечественных компаний. В результате получилась формула из 6 показателей:

M-score = -4,84 + DSRI x 0,920 + GMI x 0,528 + AQI x 0,404 + SGI x 0,892 – SGAI x 0,172 – LVGI x 0,327

При значении M-score<-1,802 искажение финансовой отчетности маловероятно, при M>-1,802 есть вероятность манипуляции отчетностью.

Сервисы для определения M-score компании

Для оценки M-score у компании можно использовать сервис gurufocus.com раздел Screeners. Для этого вам необходимо вписать тикер компании (в нашем случае это Amazon – AMZN). В разделе финансовая сила можно будет увидеть шкалу M-score. По модели Бениша Амазон не манипулирует отчетностью (M-score=-3).

Оценка компании по модели Бениша в gurufocus.com
Оценка компании по модели Бениша в gurufocus.com

Вывод

Тестирование модели на выборке американских компаний с 1982 года по 1992 год дала точность определения манипулирования отчетностью в 76%. 17,5% компаний были определены ошибочно.

В 2007 году Бениш предложил использовать его модель как инструмент для выбора акций. Стратегия, основанная на выборе акций с помощью M-score дала доходность 14% годовых.

Также компании которые были определены как манипуляторы финансовой отчетности показывали доходность на 9,9% хуже чем компании с более низким показателем M-score.

Можно ли применять модель для российского рынка? Скорее нет, чем да.

Модель тестировалась и создавалась на американских акциях поэтому использование ее для российских компаний может дать противоречивые результаты. Также бухгалтерская отчетность американских и российских компаний существенно различается.

Модель M-score можно отнести к экспресс-оценке компаний. Ее использование можно дополнить расчетами моделей Z-score Альтмана (для оценки риска банкротства) и F-score Пиотроски (для оценки финансовой устойчивости), что позволит дать более полную оценку компании.

Автор: к.э.н. Василий Жданов

Оценка стоимости бизнеса Финансовый анализ по МСФО Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций
Василий Жданов

Сооснователь школы "Инвестиционной оценки", инвестор, спикер в бизнес-школе РГГУ, автор книг-бестселлеров "Финансовый анализ предприятия с помощью коэффициентов и моделей", "Инвестиционная оценка проектов и бизнеса", "Прогнозирование доходности и риска инвестиций на фондовом рынке". Лауреат государственной премии за комплекс монографий в сфере экономики и управления предприятиями авиационной промышленности на базе информационных технологий. Лауреат премии Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу от Фонда развития отечественного образования

Оцените автора
Школа Инвестиционной оценки проектов, акций, бизнеса
Добавить комментарий

шестнадцать − двенадцать =

Adblock
detector