Мультипликатор P/E (англ: Price to Earnings ratio, аналог: PER, перевод: Цена / Прибыль ) – коэффициент, показывающий сколько платят инвесторы на каждую единицу чистой прибыли и представляющий отношение размера капитализации компании к величине чистой прибыли. Другими словами, мультипликатор показывает срок окупаемости инвестиций. Коэффициент позволяет найти недооцененные акции компаний, которые имеют потенциал для роста.
Стратегия поиска недооцененных акций была разработана Д. Гэхемом и Д.Доддом и сформировала такое направление как стоимостное инвестирование (value investment). В настоящее время ее применяет Уоррен Баффет для формирования своего инвестиционного портфеля. Сразу следует отметить, что она отличается от стратегии инвестирования в акции роста (grow investment), которая отслеживает акции с повышающей ценой.
Стоимостное инвестирование строится на оценке фундаментальных показателей компании P/S, P/BV, EV/EBITDA, EPS, ROE, коэффициент текущей и быстрой ликвидности и др. соотнесенных с рыночной стоимость. В результате цель найти такие компании, которые имели бы высокие финансовые показатели как у аналогичных компаний, но более дешевых на рынке. В ожидание на то, что со временем будет выравнивание внутренней и внешней стоимости.
Инфографика. Мультипликатор P/E (основные моменты)
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Формула расчета Цена / Прибыль
Мультипликатор P/E имеет два варианта расчета.
Вариант №1. Формула расчета показателя через чистую прибыль следующая:
Капитализация – стоимость всех выпущенных акций на фондовом рынке компании (рыночная стоимость). Узнать размер капитализации отечественных компаний можно на официальном сайте биржи ММВБ, а также с помощью сервиса Tradingview.
Чистая прибыль – итоговый финансовый результат деятельности компании, очищенный от всех видов затрат. Величину чистой прибыли можно узнать из ежеквартальных / ежегодных отчетах компании по МСФО. В РСБУ чистая прибыль отражается в «Отчете о финансовых результатах» в строке 2400.
Вариант №2. Формула расчета показателя через прибыль на акцию (EPS) следующая:
Price – цена одной акции на фондовом рынке.
EPS (Earnings per share) – прибыль компании в расчете на 1 акцию.
Вариант №3. Расчет по прогнозным данным чистой прибыли:
Forward P/E — прогнозное значение мультипликатора.
Forecast Earnings — прогнозная чистая прибыль.
Где посмотреть значения P/E?
Сайт | Особенности |
finbox.com | На каждый год на 5 лет вперед для Forward P/E. За 5 лет назад если для P/E |
finviz.com | Только в оценке на текущий момент |
Нормативное значение (что показывает)
Чем больше показатель P/E, тем менее инвестиционно-привлекательна компания для инвестора, т.к. ему приходится больше платить за каждую единицу чистой прибыли.
Значение | Привлекательность |
P/E < 10 | Акции компании недооценены и имеют потенциал для роста |
10 < P/E < 20 | Акции компании оптимально оценены рынком |
P/E > 20 | Акции компании переоценены |
P/E1 < P/E2 | Компания (1) более инвестиционно-привлекательна чем (2) |
P/E1 < P/E* | Если акции компании недооценены рынком, то есть риск поглощения.
P/E* – средние значения мультипликатора по отрасли |
Например, акции компании Apple (AAPL) имеют P/E 24.92. Это говорит о том, что стоимость акций будут окупаться 24 года.
Рейтинг популярности P/E
Коэффициент P/E (PER) занимает лидирующее место по частоте использованию аналитиками.
Пример расчета P/E
Разберем на практическом примере как рассчитать показатель для ПАО «Сбербанк». Для расчета необходимо получить публичную отчетность с официального сайта → публичная отчетность. В консолидированном отчете были данные по чистой прибыли за прошедший год и значение прибыли на обыкновенную акцию (EPS).
Первые данные получены. Далее необходимо узнать капитализацию компании на рынке и стоимость ее акций.
Для расчета капитализации воспользуемся официальным сайтом биржи ММВБ. В поле в правом углу вводим тикер Сберанка (SBER). Выбираем карточку компании и получаем все необходимые данные для расчета мультипликатора:
- Капитализацию
- Стоимость акции на фондовом рынке
Итоговый расчет P/E
При расчете через отношение капитализации к чистой прибыли получим следующие данные:
P/E = 4328 /633 = 6,8
Расчет показателя по второму способу как отношение цены на фондовом рынке к прибыли на обыкновенную акцию.
P/E = 200,50 / 28,70 = 6,9
Можно заметить, что возникает небольшая погрешность в расчетах по первому и второму варианту. Это связано с тем что, капитализация и цена за акцию на одну и туже дату могут быть рассчитаны по-разному. Следует всегда помнить, что финансовые коэффициенты в большей степени являются ориентирами для инвестора в принятии решений, а не точными и однозначными данными.
Преимущества и недостатки
Разберем преимущества и недостатки применения мультипликатора P/E:
(+) Универсальность. Позволяет сравнивать компании различных отраслей, сегментов, размеров активов.
(+) Простота расчета. Мультипликатор легко рассчитывается и может применяться для быстрой фильтрации и отбора компаний.
(-) Ограниченность по чистой прибыли. Невозможность корректно сравнить между собой компании, которые имеют отрицательную прибыль. Этот недостаток решен в мультипликаторе P/S, где в знаменателе используется выручка. Читайте более подробно «Как рассчитать P/S. Формула. Норма. Пример»
(-) Высокая изменчивость. Компания может получать существенную прибыль в некоторые периоды. В результате коэффициент будет достигать экстремальных значений. Это усложняет адекватную оценку компании.
(-) Полученная чистая прибыль может не выплачиваться инвесторам (акционерам) в виде дивидендов или выплачиваться только часть. Поэтому нельзя утверждать, что доход инвестора линейно зависит от чистой прибыли.
(-) Возможность манипулирования. Коэффициент строится на основе чистой прибыли из отчетов, размер которой зависит от учетной политики, учета затрат, взносов и других факторов. В отчете эта «бумажная прибыль» может быть скорректирована в ту или иную сторону.
(-) Не учтен финансовый риск. Компания, привлекающая заемные средства (финансовый рычаг) будет иметь большую прибыль и следовательно меньше коэффициент P/E, что формально более привлекательно для инвестора, а в реальности эта компания имеет повышенные риски. Поэтому при сравнении компаний между собой по P/E необходимо сопоставлять их финансовые рычаги.
Рекомендация! Для лучшего сравнения компаний, желательно их сопоставлять из одной страны, отрасли, сегмента, а также по уровню риска (вероятности банкротства). Так же рекомендуется P/E рассчитывать вместе с другими фундаментальными показателями.
Ошибка при работе с P/E
Одна из ошибок применения P/E является не учет цикличности прибыли компании. В некоторых сегментах (например в розничной торговле) пик продаж и скачок чистой прибыли резко увеличивается в предновогодние периоды. Расчет коэффициент в этот период исказит его оценку. В результате во время спада экономического цикла компании прибыль меньше, а P/E больше и наоборот на пике прибыль больше,а P/E меньше (эта особенность называется «эффект Молодовского»). Для сглаживания таких колебаний необходимо усреднять P/E на всем отрезке экономического цикла.
Применение P/E для России
Одним из направления применения показателя P/E является использования для оценки инвестиционного потенциала страны. Для оценки можно воспользоваться сервисом на сайте StarCapital.de → актуальные данные
Для России, как мы видим, показатель P/E составляет 5,6. Это значение меньше нижней границы, что показывает о неоцененности отечественных компаний и инвестиционном потенциале для роста цен акций.
Применение P/E на рынке Америки
Для того чтобы оценить привлекательность иностранных акций можно воспользоваться сервисом Finviz, который позволяет быстро сравнить, отсеять и выбрать интересные для инвестирования акции. Для его использования заходим на сайт → переходим во вкладку Screener («Скринер») → Fundamental («Фундаментальные показатели») → ставим фильтр на коэффициент P/E меньше 10 (для поиска недооцененных компаний). Все эти действия отражены на рисунке ниже.
При выборе компании необходимо смотреть также на сектор (отрасль), страну и другие фундаментальные показатели.
На протяжении последних 100 лет 80% компаний Америки имели мультипликатор в интервале 10-20 и 60% находились в интервале 12-16. Среднее значение для развитых рынков составляет 14,5. Аналитиками было замечено что превышение P/E значения в 25 (зона сильной перекупленности) приводило к восстановлению до P/E = 17,5 в течение 2-3 лет.
Корректное применение P/E
При расчете коэффициента получаются точечные значения, которые показывают ситуацию только в текущий момент. Для более полной картины необходимо рассчитывать показатель за несколько периодов 4-8 (два года при ежеквартальных данных). И оценивать направление изменения показателя и его волатильность. Если наблюдается восходящий тренд показателя, следовательно внутренняя стоимость компании приводится в соответствии с рыночной и недооцененность закрывается.
Выводы
Коэффициент цена / прибыль позволяет быстро оценить перекупленность/перепроданность компании по отношению к аналогичным. Не может быть корректно рассчитан при отрицательной чистой прибыли и для сезонных компаний (например розничного сектора). Для более точной оценки лучше рассчитывать его в динамике за несколько периодов (4-8) для компаний одного сегмента (отрасли).
При сравнении P/E различных компаний прежде всего следует подбирать компании подобные по финансовому риску (на основе оценки размера привлеченных заемных средств и финансового рычага), а так как крупные и малые компании имеют различные риски, то их нельзя сопоставлять между собой по мультипликатору.
На основе исследования Тепловой Т.В. расчет P/E на основе исторических данных для рынков БРИКС лучше усреднять медианой, тогда как для рынков США, ЮАР лучше подходит среднеарифметическое. Отлично подходит для оценки финансового сектора.
Автор: к.э.н. Жданов Иван