Дивидендные акции – являются одним из альтернативных вариантов создания пассивного дохода. Такие акции регулярно приносят своему владельцу дивидендные выплаты, которые в настоящее время выше, чем банковский депозит. Основа такого пассивного дохода – формирование инвестиционного портфеля дивидендных акций. Чтобы увеличить доходность портфеля можно выбирать не все подряд акции, а включить те, которые имеют потенциал роста.
Для этого можно опираться на стратегию стоимостного инвестирования, разработанную Д. Грэхемом и Д. Доддом. Активным ее сторонником является У. Баффет (см. → портфель Баффета на сегодня. ТОП 10 акций). Для поиска недооцененных акций применяются мультипликаторы: P/E, P/S, P/B, D/E, Payout и др. Ниже рассмотрена одна из методик оценки и выбора дивидендных акций на основе финансовых показателей и мультипликаторов.
Методика выбора дивидендных акций
Рассмотрим подробную методику поиска и отбора дивидендных акций, которая состоит из следующих этапов:
- Оценка тренда.
- Оценка платежеспособности.
- Оценка прибыльности.
- Оценка дивидендов и дивидендных выплат.
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Этап #1. Оценка тренда
Если мы будем гнаться только за большими дивидендами, то можно купить акции с большими выплатами, но которые постоянно теряют в курсовой стоимости. Так, например, компания Banco Macro (BMA) выплачивает дивиденды в размере 14,5%, но в тоже время за последние два года она обесценилась в 7 раз!
Поэтому задача стоит в том чтобы выбрать те дивидендные акции, которые находятся в положительном тренде и на которых есть спрос. Для этого воспользуемся сервисом Finviz.
В разделе “Screener” устанавливаем фильтр Dividend Yield >0 (дивидендная доходность положительная) и SMA50 above SMA200 (скользящая 50-ти дневная скользящая средняя выше 200 дневной скользящей средней).
В итоге было найдено более 2900 дивидендных акций. Откроем одну из компаний The Home Depot (HD) можно видеть превышение 50-ти дневной скользящей средней на 200 дневной. Такой метод определения тренда является одним из самых простых.
Этап #2. Оценка мультипликатора D/E
На втором этапе оцени финансовую устойчивость компании и ее уровень платежеспособности. Для этого рассчитаем коэффициент D/E.
Коэффициент D/E (англ: Debt to Equity, аналог: финансовый рычаг, кредитное плечо) – финансовый показатель, представляющий отношение заемных средств к размеру собственного капитала. Коэффициент близок по структуре к коэффициенту автономии. Только в знаменателе которого используются активы, которые равны сумме заемного и собственного капитала.
Экономический смысл D/E отражает финансовую устойчивость компании и показывающий как покрываются заемные средства (долги) собственными. Данный коэффициент необходимо всегда рассматривать в паре с коэффициентом рентабельности активов (ROA) и рентабельности собственного капитала (ROE). Если мы анализируем компанию, у которой высокая рентабельность (прибыльность), то можно сделать выводы что она успешна. Такие результаты могут создаваться заемными средствами, а любое увеличение доли обязательств и долга увеличивает риск банкротства (вероятность того, что компания не сможет в полном объеме расплатиться по обязательствам).
Формула расчета мультипликатора D/E
Для расчета коэффициента понадобится бухгалтерский баланс (форма №1). Формула расчета имеет следующий вид ↓
Нормативное значение коэффициента D/E
Нормативные значения для отечественных и иностранных компаний различны. В силу большей нестабильности российской экономики, пороговое значение D/E снижено до 1, тогда как для иностранных 1.5. В таблице ниже рассмотрены нормативные значения для коэффициент долг/собственный капитал ↓
Значение | Привлекательность |
Для российских компаний | |
D/E < 0,5 |
Компания недополучает часть прибыли. |
0.5 < D/E < 1 | Уровень финансового риска низкий. Компания инвестиционно-привлекательна |
D/E =1 | Оптимальное значения для отечественных компаний. (50% заемных и 50% собственных средств). |
D/E > 1 | Высокий финансовый риск. Низкая инвестиционная привлекательность |
Для иностранных компаний |
|
D/E = 1.5 |
Оптимальное значение для иностранных компаний (75% заёмные средств, 25% собственных) |
1 < D/E < 2 | Компания финансово устойчивая и привлекательна для инвесторов |
D/E < 1 | Компания не использует заемные средства для увеличения прибыли. Возникает упущенная прибыль |
D/E >2 | Повышен финансовый риск. |
Этап #3. Оценка рентабельности компании
На следующем этапе необходимо оценить прибыльность компании. Рентабельность показывает результативность компании (предприятия), то как она может создавать дополнительную прибыль. Для оценки рентабельности будем использовать: валовую рентабельности и операционную рентабельность.
Валовая рентабельность (англ: Gross margin) – коэффициент, отражающий долю валовой прибыли в выручке от продаж. Валовая прибыль представляет собой выручка, очищенная от себестоимости продукции. Чем выше данный коэффициент, тем больше компания имеет денежные средства на погашение других затрат. Можно заметить, что для разных отраслей рекомендуемые значения будут разниться. Так в фондоемких отраслях валовая рентабельность будет ниже, чем в информационных. Ведь в промышленности большую часть занимают затраты на создание и производство товара. Тогда как в IT-секторе наоборот рентабельность будет выше. Для промышленности можно считать оптимальное значение >20%, для сферы услуг больше 30%. Более подробно про валовую рентабельность: → валовая рентабельность. Формула. Пример расчета.
Операционная рентабельность (англ: Operating Margin) – коэффициент, отражающий долю операционной прибыли в выручке от продаж. Показатель оценивает сколько операционной прибыли создает компания на единицу выручки. Операционная прибыль представляет собой разницу постоянных и переменных затрат из выручки от продаж. К переменным затратам можно отнести стоимость сырья и топлива, заработная плата персонала, бонусы и надбавки за выполнение плана. Постоянные затраты – расходы, которые не меняются от объема производства: аренда, заработная плата управленческому персоналу.
Нормативное значение прибыльности
В таблице разобраны нормативные значения для коэффициентов рентабельности прибылей.
Показатель | Значение |
Компания прибыльна | |
Gross margin > 0 | Компания создает прибыль после вычета затраты на себестоимость продукции. Есть ресурсы для финансирования переменных издержек |
Operating Margin > 0 | Компания имеет денежные средства после вычета переменных и постоянных расходов. Есть денежные средства для расширения производства, капитального инвестирования, затрат на инновации и НИОКР. Это те расходы, которые в перспективе создают конкурентное преимущество на рынке |
Компания неприбыльна ☹ |
|
Gross margin < 0 | Себестоимость на создание продукции превышает ее полученную прибыль от продаж. Такое встречается редко, например, характерно для наукоемких компаний — фармакологических. |
Operating Margin < 0 | Отрицательная операционная прибыль. У компании не остается денежных средств после финансирования переменных и постоянных затраты. Такая ситуация возникает из-за роста затрат на материалы, электроэнергию, сырье, заработную плату работникам. Нет средств для вложения в новые инвестиционные проекты. |
Этап #4. Оценка дивидендов
На следующем этапе оцениваем размер дивидендов и коэффициент дивидендных выплат. Высокие дивиденды не всегда хорошо, ведь часто большие дивидендные выплаты делает компания, которая испытывает финансовые сложности или стоимость которой на фондовом рынке постоянно снижается.
Коэффициент дивидендных выплат (англ: DPR, аналог: Payout) – показывает какую долю в чистой прибыли составляют дивиденды. Чем больше данное значение, тем больше компания настроена на интересы акционеров, и тем больше выплачивает дивидендов. Данный коэффициент актуален для иностранных компаний, дивидендная политика которых часто включает регулярные дивидендные выплаты с постоянным ростом. Это создает для привлечение новых инвесторов и удержание капитала (см. → коэффициент дивидендных выплат. Формула. Норма)
Значение | Инвестиционная оценка |
Payout < 0,3 | Характерно для молодых компаний, которые реинвестируют полученную прибыль в развитие мощностей или масштабирование. Многие IT-компании не платят дивиденды, т.к. средства направляют на повышение своей конкурентоспособности. |
0,3 < Payout < 0,7 | Компания находится в стадии зрелости и уже часть полученной прибыли направляет на дивиденды. |
Payout > 0,7 | Компания находится в стадии упадка. Так как более 70% чистой прибыли направляется на выплаты акционерам и инвесторам |
Пример. Как выбрать дивидендные акции
Рассмотрим практический пример выбора дивидендных акций на американском фондовом рынке. Для этого будем применять сервис Finviz → раздел «Screener».
- Устанавливаем чтобы скользящая средняя 50 была выше 200 дневной скользящей средней. То есть акции компании находятся в растущем тренде.
- Устанавливаем размер коэффициента D/E меньше 1. Собственных средств у компании больше, чем заемных и в случае непредвиденных обстоятельств сможет расплатиться по обязательствам.
- Устанавливаем Gross Margin >0,
- и Operation Margin >0. Компания должна быть прибыльной и иметь средства для финансирования своего развития.
- Дивидендная доходность больше 5%. Пороговое значение устанавливаем на 2-4% выше банковского вклада.
- Коэффициент дивидендных выплат больше 30%. Компания часть средств как реинвестирует в собственное развитие, так и на выплату акционерам.
На рисунке ниже показаны найденные компании ↓
Одна из компаний VICI Properties (VICI) имеет дивидендную доходность в размере 5,11%, коэффициент финансового рычага (D/E) = 0.76, т.е. компания имеет высокий уровень платежеспособности. Прибыльность Gross margin Operation margin 98% и 91%, что очень прибыльно для сектора недвижимости (Real Estate). Payout = 88, здесь немного выше нормативного значения из-за отрасли, но есть средства для реинвестирования.
Вывод
Чтобы выбрать дивидендные акции необходимо оценить ее динамику на фондовом рынке – тренд (или текущие паттерны). Далее оценить финансовое состояние – риск банкротства и способности погашать свои долговые обязательства. Компания должна быть прибыльной на разных этапах. И она должна гармонично распределять прибыль между реинвестированием и дивидендными выплатами. В развитие методики можно дополнить ее другими коэффициентами: P/E, P/S, P/B, но следует помнить, что не следует гнаться за поиском идеальной компании, которая бы удовлетворяла всем нормативам. Выделение ключевых 4-5 коэффициентов даст лучше результат, чем применение 10-15.
Автор: к.э.н. Жданов Иван